Mira Festival, Барселона Читать далее
Джей Люмен (Jay Lumen) Путешествие, которое не оставляет равнодушным Читать далее
Hello Flow 2019 Читать далее
4-5 августа: «Планета K-30» — масштабное событие от команды Roots United Читать далее

ВЫСТАВКА «ПИОНЕРЫ ЗВУКА»

ВЫСТАВКА «ПИОНЕРЫ ЗВУКА»

Центр современного искусства винзавод представляет выставку «ПИОНЕРЫ ЗВУКА» – вторую в выставочном цикле «ФОКУС НА РЕАЛЬНОСТЬ». Выставка посвящена забытым страницам истории электронной музыки в россии и за рубежом, уникальным аппаратам и концепциям, опередившим время и незаслуженно забытым. Куратор проекта андрей смирнов представит коллекцию первых электронных музыкальных инструментов, изобретений и архивных документов первой половины хх века. 



Ключевая тема выставки – сопоставление российской (советской) и мировой культуры через призму экспериментальной музыки. Звук можно уподобить минималистичному жесту, создающему одной нотой мир. На похожем приёме был выстроен и первый проект цикла – «Одно место рядом с другим», где ветка или точка света так же реально «присутствовали», как и звук в пустом пространстве. 

Выставка «Пионеры звука» представляет собой гипертекст, построенный на материале многочисленных документов, кинохроники, исторических объектов, интерактивных инструментов и инсталляций. Основные разделы выставки посвящены звуковому кино и графическому звуку, ранней шумовой музыке, истории синтезаторов. 

Значительную часть пространства Цеха Красного занимает  архив творческого наследия легендарного Льва Термена, в том числе коллекция моделей его самого известного изобретения – терменвокса, на которых сможет поиграть каждый желающий. Также зрители могут увидеть и услышать менее известные гармониум, ритмикон (первая ритм-машина) и, вероятно, один из самых любопытных музыкальных инструментов выставки – терпситон, представляющий собой танцевальную платформу, тонко настроенную на движения и положение тела танцора. Терпситон также доступен для интерактивного взаимодействия с посетителями выставки. 

Про Льва Термена подробно можно прочитать в нашем материале:
http://djmag.ru/icon/lev-termen

В разделе, посвящённом австрийским изобретателям, выставлен легендарный синтезатор «Мугтониум», разработанный Максом Брандом и построенный его молодым коллегой Бобом Мугом, чья фамилия – Moog – теперь известна каждому поклоннику электронной музыки. Эта часть выставки подготовлена композитором и перформером Элизабет Шиманой, основательницей IMA – Института Медиа Археологии (Австрия). 

Отдельная экспозиция посвящена Государственному институту музыкальной науки (ГИМН, позже НИМИ), где в 20-х годах выдающимися учёными проводились передовые исследования на стыке науки и искусства. Здесь выставлен экводин – один из первых в мире синтезаторов. В секции графического звука представлены такие удивительные объекты, как «говорящая бумага», «орнаментальный звук», вариофон и т. д. 

В другой зоне Цеха Красного собраны документальные свидетельства взаимоотношений советских изобретателей и государства, в том числе письма анонимных узников ГУЛАГа, некогда составлявших цвет русской интеллектуальной элиты, или переписка с властями колхозного парторга Штрянина, специально для концерта в деревенском клубе придумавшего 23-струнную электрогитару – этот уникальный инструмент также можно увидеть на выставке. 

Выставка «Пионеры Звука» базируется на исследовательском проекте куратора Андрея Смирнова «Поколение Z» (Generation Z), также посвящённом поколению художников, музыкантов и изобретателей, создавших уникальные технологии искусства в России начала ХХ века. Если «Поколение Z» было в первую очередь архивным проектом, исследованием отдельной эпохи в истории России и её влияния на современность, то выставка «Пионеры звука», дополненная материалами о немецких, австрийских, канадских и американских изобретателях, становится масштабным высказыванием на тему «Россия – это Европа». Выстраивая экспозицию, куратор наглядно сопоставляет российскую и европейскую утопии начала XX века, убедительно доказывая созвучность двух культур, независимо друг от друга создававших новую реальность в науке и искусстве. 

Андрей Смирнов (1956) – кросс-дисциплинарный художник, куратор, директор и основатель центра электроакустической музыки "Термен-центр", научный сотрудник и преподаватель Центра электроакустической музыки Московской государственной консерватории и Школы Родченко. Проводит независимые исследования и разработки в области музыкальной технологии, специализируясь на создании интерактивных музыкальных систем. Куратор и участник многочисленных международных конференций и музыкальных фестивалей. Выступал с лекциями и мастер-классами в ведущих университетах и центрах компьютерной музыки США и Европы. Автор интерактивной и электроакустической музыки, автор монографии «Sound in Z», посвящённой истории музыкальной технологии и искусства звука в Росии первой половины ХХ века. 

Время проведения выставки: 19.12.2014 – 1.02.2015, 12:00–20:00 (вт-вс), билеты в кассах ВИНЗАВОДа, телефон касс: +7 (495) 917 17 99 

 
comments powered by Disqus