Пьер Юиг Последний концептуалист Читать далее
Disclosure: Все только начинается Читать далее
Haárps - Open Ground Читать далее
Итоги премии Top High End Читать далее

Из чего состоит DJ Koze ?

Ремиксы от DJ Koze – знак качества и практически гарантия хита. Его альбомы (пусть их всего два) не остаются незамеченными. Но DJ Koze существует чуть больше десяти лет, хотя его автор, Штефан Коцалла, музыкой занимается больше двадцати лет. Мы решили разобраться, из чего же состоит DJ Koze, и почему у Коцаллы всегда и все получается. 

                                                                                               Текст: Илья Воронин

КАК ЭТО БЫЛО: Выступление DJ Koze в Gipsy
«Пойдем отсюда, я устала танцевать», – говорит одна, блондинистого вида, девушка на длинных каблуках, другой, по виду своей точной копии. «Нет, ты что, я еще хочу танцевать», – отвечает ей подруга и продолжает вовсю танцевать на длинных каблуках под приятно цыкающую и подергивающую романтичную мелодию. За вертушками в кепке улыбающийся DJ Koze и играет то, что сложно себе представить на танцполе клуба Gipsy в пятницу в три часа ночи. Это какая-то очень трогательная и изящная электроника с непростым ритмом, в чем-то напоминающая старого Херберта, классических Boards Of Canada и очень качественное техно. Кажется, только он в состоянии устроить цифровой турнтаблизм, при этом никого своими «вжик-вжик» не расстроить и не выгнать с танцпола. Один за другим идут сумасшедшие, никому не известные треки, то, что на диджейском языке называется secret weapon, вокруг какие-то счастливые танцующие люди. Кто-то даже пытается подпевать. Штефан по-прежнему улыбается и, похоже, с большим удовольствием крутит ручки. Хорошо танцевать под диджея, у которого музыкальный кругозор не ограничен скучным текхаусом, и который умеет удивлять. Народу вокруг много и, кажется, многие вообще впервые открыли для себя электронную музыку. Штефан заигрывает с публикой, в первых рядах – одни сплошные его фанаты. Один парень, видимо чувствуя, что его выступление приближается к концу, кричит своему приятелю: «Жалко, что так мало, а то ведь когда он к нам еще приедет!». Уже после выступления он почти то же самое скажет самому Штефану, чтобы тот приезжал сюда почаще. «Обязательно!», – с улыбкой ответил Штефан и, подхватив свой диджейский рюкзак, отправился куда-то в сторону выхода. 

kotze-by-noshe.jpg

ПСЕВДОНИМЫ
У Штефана Коцаллы какое-то огромное количество псевдонимов. Конечно, ему пока далеко до, скажем, Мэтью Херберта или Atom TM, но и в том, что у него есть, можно легко запутаться – Raum Tyler, Adolf Noise, Monaco Schranze, International Pony, Fischmob, DJ Koze и даже «D*I*S*C*J*O*C*K*E*Y».
 
ХИП-ХОП
В начале девяностых Штефан был большим поклонником хип-хопа. Естественно, ради этого дела он запустил разные проекты, у которых были более чем странные названия, вроде TBC Attack, Daily Oppressors и Space Funk. Несколько позднее он стал победителем немецкого чемпионата DMC. «Это такое сведение пластинок, вроде как шоу, ставишь друг с другом вертушки и начинаешь запиливать», – позднее рассказывал он. В 1993 году он переехал из родного Фленсбурга в Гамбург, где с Даниэлем Зоммером (Cosmic DJ) и Свеном Миколаевичем по прозвищу «ужасный Свен» сколотил хип-хоп-группу Fischmob. Поначалу в текстах их песен было много политики и критики, но к 1998 году им удалось выпустить несколько хитов, вроде «Susannezur Freiheit». И к тому моменту «ужасный Свен», устав от популярности и эстрадной свистопляски, покинул группу, а самого Коцаллу уже вовсю увлекала электронная музыка: эмбиент, брейкбит и то, что он сам называет electronic listening. В 2001 году Штефан поставил точку в своей истории с хип-хопом, выпустив пластинку под названием «Deine Reimesind Schweine (regelrechte Schweine)», что переводится как «Твои рифмы – это свиньи (натуральные свиньи)», в которой высмеивал немецкий хип-хоп.
 dj-koze-02-x.jpg
ЭЙСИД
«Впервые с эйсидом я столкнулся году в 1988, когда из колонок зачирикало по-новому. Это первая музыка с прямым ритмом, которая мне понравилась – я не любил техно, я не любил хаус. Мне эти жанры представлялись поганой музыкой. Только эйсид, только этот шум, только такое ультрабескомпромиссное безумие», – объясняет Штефан.
 
РЕМИКСЫ
Жизнь DJ Koze фактически началась со сборника его ремиксов «Musicis okay», который вышел в 2000 году на Yo Mama’s Recordings, где был самый широкий стилистический диапазон от хип-хопа до хауса и техно. Этот сборник состоит исключительно из одних ремиксов, которые Штефан делал под разными псевдонимами и на совершенно разных музыкантов. То, что он прекрасный ремиксер, сегодня всем хорошо известно. Первыми вспоминаются недавний ремикс на «It’s Only» Мэтью Херберта, «Minimal» Матиаса Агуайо или Мэтью Дира «Elementary Lover». Несколько лет назад на лейбле Get Physical даже был выпущен сборник с лучшими ремиксами DJ Koze. Правда, последнее время Штефан грозится, что ремиксы делать перестанет – все ждут от него чуда, а ему самому надоело возиться «со скучной чужой музыкой».

Так International Pony, дурачась и кривляясь, перепела известный трек Лорана Гарнье «Flashback».

INTERNATIONAL PONY
Группа International Pony возникла в 1998 году, когда хип-хоп коллектив Fischmob доживал последние дни, а Коцалла и другой участник проекта, Cosmic DJ, основательно устали от этой музыки. Собственно группа International Pony во многом возникла случайно – после знакомства с Гарстеном Мейером, который больше известен как Erobique. Практически сразу же они попытались что-то сочинить прямо в номере берлинской гостиницы, а спустя четыре года вышел первый альбом группы «We Love Music», в который Коцалла вложил свою тогдашнюю любовь к фильтрованному французскому хаусу и вокодерам.
 
ADOLF NOISE
Кажется самый странный проект Штефана. «Здесь я пишу эмбиентные эскизы и стараюсь себя ничем не ограничивать. Я стараюсь в этом проекте придерживаться абсолютной творческой свободы и хочу работать со звуками, которые прекрасны сами по себе», – объяснял сам артист. Правда, сам проект давно не проявлял никакой активности. Последний релиз под этим псевдонимом датируется 2006 годом.
ot_koze.jpg 
DJ KOZE

Самый популярный и известный проект Коцаллы направлен скорее на техно и хаус-музыку. Он многому научился у хип-хопа и, когда играет какие-то скучные техно-пластинки, может начать их скрейтчевать. «Техно вполне можно назвать самой скучной музыкой в мире, потому что многое из того, что выходит в этом жанре, слишком скучно и предсказуемо. Себя я воспринимаю в качестве селектора для людей, которые не могут бесконечно продираться через заросли этой скучищи. Поэтому по выходным они приходят слушать хорошую музыку, которую нахожу я».
 
DJ KOZE И ЛЕЙБЛ KOMPAKT

В середине прошлого десятилетия имя DJ Koze прочно ассоциировалось с кельнским лейблом Kompakt. Здесь у него вышел микс «All People My Friends» и первый альбом «Kosi Comes Around». Какое-то время и сам Штефан ощущал себя частью семьи лейбла Kompakt, особенно за рубежом. После выхода альбома «International Pony» Михаэль Майер спросил Штефана, не хотел бы тот выпустить что-нибудь на их Kompakt. Тот согласился и придумал для этого специальный псевдоним – Monaco Schranze.
 
О НАЗВАНИИ ТРЕКОВ
International Records Recordings, «Твои рифмы – это свиньи», «Миндалина», «Кошку – не кормить» – DJ Koze известен и абсурдными, и просто смешными названиями, которые он дает своим трекам, ремиксам, альбомам и лейблам. «Я действую на манер художников вроде Мартина Киппенбергера, которые дают странные, в чем-то даже самоуничижительные, названия своим работам. Скажем, не просто «Набросок 01», а «Корова съела синий шарф». Мне кажется, что в серьезность нужно приносить нотки дурачества. Мне это очень нравится».
 img_7598.jpg
ЮМОР
И хотя порой возникает впечатление, что юмор у Штефана ниже пояса, он никогда не пошлит, и его шутки очень близки английским эксцентрикам из «Монти Пайтона». «Мне нравится шутить, – объясняет Коцалла. – Мне нравится внедрять в свою музыку долю юмора. Это здорово работает и дома, и на танцполе». Скажем, трек «Der Jägervon St. Georg», вышедший в свое время на Kompakt Extra, начинался с мужского голоса, который говорит, что от баса в этом треке женщины могут обделаться, а в треке «I Want To Sleep» женский голос рассуждает о своих мыслях, возникающих во время стирки.
 
«AMYGDALA»
В этом году, после восьми лет относительного студийного молчания, Штефан выпустил свой второй альбом, который назвал «Amygdala» (в честь области мозга, имеющего форму миндалины и отвечающей за чувство страха). «Как-то раз я посмотрел на Youtube лекцию ученого, который изучает мозг. И я вам скажу, что без страха у нас было бы все по-другому. Вряд ли бы у нас какая эволюция была. У нас бы половина эмоций просто бы не развилась. И то, что мы есть такие, какие есть, за это надо благодарить миндалину в нашем мозгу. Ну и потом, слово-то какое красивое!», – объяснял он в одном из интервью. Альбом он выпустил на своем лейбле Pampa и поработал на нем с огромным количеством артистов в диапазоне от Саши Ринга и Ada до Caribou и Мэтью Дира.

dsc_0986-e1401363254473.jpg