Axelvox TRP: активные мониторы Читать далее
Датская жизнь приборов Astera Читать далее
Empirical Labs анонсировал выпуск BIG FREQ плагина Читать далее
Впервые в России! Arturia Keystep Pro Читать далее

Светодиодные решения Martin Professional

Светодиодные решения Martin Professional

Текст: Владимир Сапрыкин
 
Все же удивительно наблюдать, с какой легкостью технические достижения преобразуются в сценические технологии. Синтезаторы говорят человеческим голосом, микрофоны работают по радио, а кино давно стало трехмерным.
Системы сценического освещения за последние десять-пятнадцать лет тоже прошли немалый путь, во многом благодаря появлению нового источника света – светоизлучающего диода, или просто светодиода.


vc-dot_4_dlya_nitro_circus_live-2.jpgVC-Dot 4 для Nitro Circus LIVE-2

Первая волна относительно широкого использования светодиодов как таковых (в английском языке используется аббревиатура LED, от слов Light Emitting Diode) прокатилась еще на рубеже 70-80-ых годов ХХ века, когда уже было достаточно четко освоено управление световой эмиссией в полупроводниках. Тогдашние светодиоды представляли собой чаще всего миниатюрные устройства, в которых кристалл полупроводника заплавлялся в корпус из прозрачного компаунда. Этим достигалась герметичность полупроводникового прибора, а кроме того, корпус играл роль миниатюрной оптической линзы. Дело в том, что световая энергия, выделяемая полупроводниковым кристаллом, была очень мала, а линза позволяла сфокусировать световой поток в ясно различимую точку.

vc_dot_na_innotrans.jpgVC Dot на InnoTrans

Первоначально светодиоды использовались лишь как маломощные точечные и знаковые индикаторы в различных электронных устройствах, довольно быстро вытеснив с этих позиций миниатюрные лампы накаливания. В отличие от ламп, они практически не нагревались, а с точки зрения энергопотребления были существенно более экономичными.

vc-dot-9_2.jpgVC-Dot-9 для Конфедерации Датской промышленности
 

Для генерации света разной длины волны (то есть, разных цветов) использовались сложные полупроводниковые соединения, технологии находились в процессе становления, поэтому основной ассортимент промышленно выпускаемых светодиодов первоначально излучал совсем мало основных цветов: зеленый, желтый, красный, а через некоторое время к ним присоединился оранжевый.
vc-dot_0.jpg

VC-Dot

Одними из первых промышленностью были освоены инфракрасные светодиоды, которые удачно и практически повсеместно внедрились в пульты дистанционного управления самыми различными электронными приборами, в том числе бытовыми, где и «живут» до сих пор.

vcfeeder_0016.jpg
VCfeeder_0016

Последующие годы были посвящены научным изысканиям, которые велись одновременно в двух направлениях. Первое направление – добиться световой эмиссии в коротковолновом участке спектра. Эти работы велись довольно долго, и уже только во второй половине 90-х годов был освоен промышленный выпуск светодиодов с голубым, фиолетовым, а затем и ультрафиолетовым свечением, что десятилетием раньше казалось почти невозможным. Второе направление – увеличение мощности светового потока. Этим вопросом теперь занялись всерьез, и успех не заставил себя ждать. Появились светодиоды с голубовато-белым свечением, уже довольно яркие, на основе которых вскоре был налажен выпуск разного рода настольных маломощных светильников, не говоря уже о елочных гирляндах и различных детских игрушках.
Вскоре мощности световой эмиссии полупроводниковых кристаллов стало достаточно для изготовления довольно ярких ручных фонарей. Такие фонари более экономно расходовали ресурс аккумуляторов, чем фонари на лампах накаливания, и поэтому довольно быстро завоевали популярность. Возможно, именно с этого момента на светодиоды всерьез обратили внимание представители световой индустрии шоу-бизнеса.
Так или иначе, но в двухтысячные годы была поставлена своеобразная точка: электронная промышленность освоила выпуск светодиодов всех основных цветов, яркость излучения которых уже в десятки тысяч раз превосходила то, что можно было «выжать» из светодиодов первых выпусков.
Ну а дальше, как говорится, дело техники. Все большее количество традиционных световых приборов для шоу-бизнеса вместо ламп накаливания и газоразрядных ламп стали использовать в качестве источника света наборы светодиодов.

vc-dot_p3_system_diagram.jpgVC-Dot P3 System Diagram
p3.jpgПроцессор P3

Светодиодные приборы в сравнении с традиционными световыми источниками имеют ряд преимуществ. Во-первых, это низкое энергопотребление. Во-вторых, относительно слабый нагрев, что особенно актуально при эксплуатации световых приборов в закрытых помещениях. В-третьих, полупроводники работают безынерционно, в отличие от ламп. В-четвертых, всегда имеются готовые разноцветные излучатели, без использования светофильтров. Как следствие всего перечисленного, возникает «в-пятых» и «в-шестых», а именно: высокая скорость переключения режимов работы световых устройств, а также бесшумность, поскольку появилась возможность вместо активных устройств охлаждения (с вентиляторами) использовать пассивные. Есть и в-седьмых: значительно более высокий рабочий ресурс. Светодиоды способны отработать десятки тысяч часов без существенного снижения светового потока. Следовательно, такая статья расходов, как периодическая замена ламп в световых устройствах, также отпадает.
Тем не менее, несмотря на ограниченный срок эксплуатации ламп, световые приборы на их основе по-прежнему популярны, и часто используются одновременно со светодиодными источниками. Наиболее мощные прожекторы построены именно на лампах, поскольку в этом деле никакие светодиоды тягаться с ними пока не могут.
Зато светодиодные технологии позволяют с легкостью создавать точечные световые источники, а также кластеры любого цвета и практически любой конфигурации. В данном формате все обстоит ровно наоборот: при меньшем энергопотреблении светодиодные «точки» дают значительно большую светоотдачу, чем миниатюрные лампы накаливания, и к тому же не требуют светофильтра. Это породило даже отдельный вид светового оборудования, имеющего не столько осветительное, сколько декорирующее назначение.

mylene_farmer_-_timeless_8_sentyabrya_2013_goda_v_bersi_bercy_-_rayon_na_vostoke_v_parizhe.jpgMylène Farmer - Timeless, 8 сентября, 2013 года, в Берси́ (Bercy) — район на востоке в Париже

Речь идет о световых и видеотрансляционных полотнах. Очень удобно оказалось использовать светодиодные точки в качестве видеопикселей. Собранные в ленты и экраны, они предоставляют оформителю сцены максимум творческой свободы при минимуме усилий. Эти устройства идеально подходят для интеграции видеотехнологий в оформление фасадов, сцены и обстановки, потолков и любой другой структуры, как на улице, так и в интерьере. В частности, инженеры компании Martin Professional разработали собственные решения разнообразных точечных источников как белого, так и цветного света, в дальнейшем, внедряя в собственное производство. Управление светодиодными лентами в инсталляциях Martin осуществляется при помощи специальных контроллеров серии P3, позволяющих избавиться от довольно громоздкой процедуры пикселмэппинга, связанной с настройкой адресации точек по DMX.
Например, VC-Grid от Martin Professional представляет собой маленький 200х200 мм светодиодный видеомодуль с пиксельным шагом 25 мм, и это, видимо, первая решетчатая видеосистема, предлагающая пользователям одновременно высокий уровень качества и простоту обращения. Компактные модули VC-Grid идеально подходят для интеграции в оформление сцены и любых иных декораций. Они используют гибридную кабельную систему (питание+данные), благодаря чему их легко соединить в цепь и просто установить. И не нужно никаких лишних проводов.
Каждый модуль VC-Grid имеет 64 ярких пикселя с индивидуальным управлением, поддерживает высококачественную технологию обработки изображений в 16-битном режиме, позволяет проводить настройку яркости и цвета на уровне пикселя для получения оптимального качества изображения, и способен автоматически определить протокол управления (P3/DMX). Процессор предоставляет настоящий видеодвижок, в котором есть привычные кривые, синхронизация и настройка размера кадра. Компания Martin изготавливает такие модули также и по индивидуальному дизайну, с размером и пиксельным шагом, которые необходимы заказчику.

mylene_farmer_-_timeless_sentyabr_2013.jpg

Martin Professional предлагает для сценических нужд также светодиодные линейки VC-Strip, предназначенные для интеграции видеотехнологий в оформление сцены и иных элементов интерьера. Пользователь может сам нарезать линейку нужного размера, при этом световые элементы остаются полностью управляемыми. Линейки совместимы с системой VC-Grid и могут быть полностью интегрированы в систему видеопанелей.
В арсенале светотехнических изделий Martin есть и собственно светодиодные точки. Это решение называется VC-Dot и представляет собой, в сущности, тонкий плоский кабельный шлейф, практически незаметный в инсталляции, на котором размещены единичные световые точки. Есть варианты с разным расстоянием между точками, а общая длина такой ленты может быть произвольной. При этом все точки откалиброваны по яркости и цвету, и при помощи контроллера доступно отдельное управление каждой из них!

14.jpg

Компания Martin в настоящее время предлагает разные версии VC-Dot, в которых каждый световой пиксель содержит 1, 4 или 9 светодиодов. Кроме того, есть разные цветовые варианты точек: RGB, теплый белый, нейтральный белый, холодный белый. Все это при желании также можно интегрировать в общую видеосистему. Таким образом, потенциал этих систем сложно даже оценить, поскольку они позволяют реализовать практически любые творческие замыслы.
В качестве яркого примера использования светодиодных технологий можно взять мировой тур Милен Фармер – Timeless, который проходил во второй половине 2013 года. Яркое шоу было построено на креативном сочетании традиционных световых приборов и инновационных решений от Martin by Harman, которые по ослепительности эффектов не уступали самой исполнительнице. Команда создателей тура тесно сотрудничала со специалистами из Alabama Media, и совместными усилиями при помощи видеорешений им удалось создать по-настоящему грандиозный проект, превратив обыденную сценографию в произведение искусства.

mylene_farmer.jpg

В данном шоу использовался широкий спектр светодиодных решений компании Martin: решетчатые видеомодули VC-Grid, линейки VC-Strip, видеоточки VC-Dot и видеопанели серии EC, которые были интегрированы во все возможные элементы сцены. Одной из изюминок светового дизайна сцены стал занавес, созданный из светодиодных видеоточек VC-Dot, который помимо своего прямого назначения использовался как невесомое полотно для создания световых и видео эффектов.
Немаловажно то, что светодиоды в лентах VC-Strip, равно как в видеоточках и модулях VC-Grid, проходят через процедуру фабричной калибровки яркости и цвета, что позволяет добиться идеального совпадения визуальных эффектов от разных устройств, работающих в едином пространстве.
В этом оригинальном светотехническом проекте был задействован практически каждый элемент сцены. Светодиодные решетки VC-Grid и линейки VC-Strip были интегрированы в передний край сцены, в конструктив лестницы и даже музыкальные инструменты для создания максимально выразительного визуального эффекта. Также приборы из серии VC от Martin были помещены в специальные трапеции, которые буквально летали над сценой, усиливая общую динамичность шоу. Помимо видеорешений в световом оформлении тура использовались приборы заливающего света MAC Aura и профильные ламповые прожекторы MAC Viper Profile, основной задачей которых была расстановка световых акцентов на сцене.
Здесь стоит сделать остановку на светодиодной «заливке». MAC Aura представляет собой компактный комбинированный светодиодный прибор заливающего света с полным вращением. Его конструкция представляет собой достаточно сложную оптическую систему. Это массив цветных светодиодов, каждый из которых как бы помещен в рамку из дополнительных источников света. Лучи основного потока и подсветка смешиваются и уже после этого попадают в подвижную «выходную» оптическую линзу, которая и работает в качестве зума. Движение линзы не только изменяет общий угол раскрытия светового луча в диапазоне от 11° до 58°, но одновременно изменяет характер распределения лучей подсветки. В результате на выходе формируются совершенно уникальные визуальные эффекты ауры.
По словам технического директора турне Паскаля Мелей, только светодиодные видеорешения от Martin Professional смогли удовлетворить все требования постановщиков. Команде создателей шоу был необходим продукт, достаточно гибкий для создания сложных форм элементов декораций.
Еще одной причиной, по которой создатели шоу предпочли Martin, была потребность в приборах, имеющих компактные размеры и малый вес, чтобы не перегружать элементы декораций. Однако решающим фактором в выборе стала возможность быстрой и легкой интеграции видео в сценические элементы, многие из которых двигались в разных плоскостях, превращая сцену в живой организм. Все должно было работать как часы, поэтому два фактора стали определяющими: качество используемых продуктов и простота монтажа.

 pobyvat_na_etom_unikalnom_koncerte_i_svoimi_glazami_uvidet_feeriyu_muzyki_i_sveta_poschastlivilos_i_tyumencam.jpg

Воутер Верлинден, менеджер по продукту в Martin Professional, поделился своими впечатлениями о проекте: «Команде, которая работала над туром Милен Фармер, удалось создать уникальный дизайн сцены, используя сочетание традиционных видеорешений с креативными элементами. Мартин – это единственный бренд на рынке, предоставляющий возможность использовать один видеопроцессор для всех видеорешений: начиная от стандартных панелей и решеток и заканчивая видеолентами. Все это управляется с одного устройства, которое не допускает компромиссов, когда речь идет о простоте использования и качестве изображения. Благодаря удобству работы с продукцией Martin команда создателей тура Милен Фармер и специалисты из компании Alabama Media установили новые стандарты использования светодиодных видеорешений в дизайне сцены».
 
Разумеется, перечисленные светодиодные устройства отнюдь не представляют собой исчерпывающий перечень существующих на сегодняшний день световых решений. С другими представителями этих устройств мы, возможно, познакомимся в скором будущем.
 
 

 
comments powered by Disqus