Axelvox TRP: активные мониторы Читать далее
Датская жизнь приборов Astera Читать далее
Empirical Labs анонсировал выпуск BIG FREQ плагина Читать далее
Впервые в России! Arturia Keystep Pro Читать далее

Axelvox TRP: активные мониторы

Axelvox TRP: активные мониторы
Текст: Владимир Сапрыкин

 
Акустика марки Axelvox уже достаточно давно известна на рынке звукового оборудования. Это и студийные мониторы, и переносные акустические системы для клубов и выездных концертов, и наушники. Отличительная черта продукции этого бренда – хорошее качество за приемлемую цену.


Совсем недавно компания Axelvox анонсировала выпуск новой линейки студийных мониторов ближнего поля. Серия состоит из трех моделей: TRP-5, TRP-6, TRP-8. Цифра в названии модели означает размер низкочастотного динамика в дюймах. Внешне все три модели очень похожи, различаясь лишь размерами корпуса и низкочастотного динамика.
В мониторах Axelvox TRP применены новые технологические решения, разработанные специально для этой серии. Прежде всего, вся линейка TRP имеет цельнолитые металлические корпуса сложной формы, эффективно подавляющие любые паразитные резонансы (рис. 1). На переднюю панель выведен расширенный фазоинверторный порт, снижающий турбулентность проходящего воздушного потока. Во внутреннем пространстве акустического кабинета использован специальный вспененный композит, который работает в качестве дополнительного демпфера для стенок корпуса, улучшая равномерность общей частотной характеристики монитора.
Диафрагма низкочастотных динамиков выполнена из композита арамид/стекловолокно, имеющего объемную ячеистую структуру (рис. 2). Такая конструкция позволяет обеспечить хорошую механическую жесткость диффузора при достаточно низкой его массе. Высокочастотный динамик имеет шелковый купольный излучатель, помещенный в волновод для улучшения характеристики направленности.
Мониторы используют раздельные усилители класса АВ для низкочастотного и высокочастотного излучателей. Разделение входного сигнала осуществляется кроссоверными фильтрами третьего порядка. В зависимости от акустической обстановки в помещении может понадобиться коррекция соотношения мощности низкочастотного и высокочастотного усилителей. Для этого мониторы снабжены четырехпозиционным переключателем, ступенчато изменяющим уровень мощности ВЧ-усилителя от -2 дБ до +1 дБ. Общий уровень усиления контролируется вращаемым регулятором мощности.
 
Основные технические характеристики мониторов Axelvox серии TRP приведены в таблице.
Модель
 
Характеристики
 
TRP-5
 
TRP-6
 
TRP-8
Частотный диапазон 50 Гц – 22 кГц 45 Гц – 22 кГц 35 Гц – 22 кГц
Мощность, Вт 75 90 120
Габариты, мм (ВхШхГ) 290 х 195 х 230 332 х 222 х 266 381 х 254 х 305
Масса, кг 5,2 7,2 10,7

 
Разъем для кабеля питания, выключатель, индикатор включения и селектор входного напряжения находятся на задней панели (рис. 3). Звуковые входы мониторов расположены там же. Для соединения со звуковыми источниками предусмотрено три вида разъемов. Для несимметричного сигнала с уровнем -10 dBV используется стандартный разъем RCA, так называемый «тюльпан». Симметричный сигнал (+4 dBU) можно подавать на разъем XLR (кэнон) или TRS (трехконтактный джек). Таким образом, с точки зрения коммутации мониторы приспособлены к соединению с самым разным оборудованием.
И это сделано не случайно. Вообще, серия Axelvox TRP проектировалась для универсального использования. Она подходит не только для мониторинга в профессиональных студиях. Небольшие проджект-студии, или даже музыкальные проекты, записываемые в домашних условиях, – все это возможные области их применения. Мониторы могут использоваться для сведения в обычное стерео, для работы с многоканальным звуком, в пост-продакшн, и даже для простого воспроизведения музыки в бытовых условиях. Благодаря магнитной защите, их можно устанавливать в непосредственной близости от чувствительного к магнитным полям оборудования.
Столь широкий спектр применения мониторов Axelvox TRP изначально предусматривался инженерами компании на стадии проектирования. К тому же, с самого начала они решали важнейшую задачу, которую можно сформулировать так: сделать максимально качественный звук при максимально доступной цене. И, забегая вперед, отмечу, что эту задачу они успешно решили.

Тестирование

Для того чтобы составить собственное представление о качестве студийных мониторов, паспортных характеристик обычно недостаточно. Необходимо контрольное прослушивание. Основная его задача – понять, насколько хорошо мониторы выполняют свою работу. То есть, действительно ли вы слышите в них все, что необходимо слышать, поскольку именно этот факт и позволяет судить, сможете ли вы успешно решать с их помощью собственные задачи.
Именно этим я и занялся, получив в свое распоряжение три пары мониторов. В качестве контрольного материала использовались проверенные и уже неоднократно прослушанные на различной акустике музыкальные записи. Использовалась разножанровая музыка: рок, электроника, джаз, фортепианные и симфонические сочинения, а также специальные тестовые треки. Мониторы прослушивались как отдельно один от другого, с разнообразной музыкой, так и поочередно на одном и том же музыкальном материале, для того чтобы легче было понять возможную разницу в звучании.
В результате, после многих часов, проведенных наедине с мониторами, я составил для себя достаточно полную картину. Выяснилось, что модель TRP-5 обладает наиболее спокойным звучанием из всех трех моделей. Оно вполне сбалансировано, однако на самых высоких частотах ощущается некоторая глуховатость. В целом же мониторы работают неплохо, уверенно прорабатывая средние и низкие частоты. Максимальная их громкость относительно невелика, но для работы в ближнем поле ее более чем достаточно.
Модель TRP-6 работает заметно ярче и обладает открытым и прозрачным звуком. Проработка средних и высоких частот здесь очень хороша; всегда можно различить мельчайшие детали в музыкальной ткани. Низкие частоты передаются глубже, чем в TRP-5, однако в обоих случаях можно сказать, что передача басов хлесткая и отчетливая.
Модель TRP-8 также показала себя очень хорошо. Эти мониторы способны развивать значительное звуковое давление, передавая в то же время чистый и открытый звук. Они имеют полновесный бас, плотный, быстрый и хлесткий, а также прозрачные средние и высокие частоты с хорошей разборчивостью самых тончайших нюансов исполнения.
Из индивидуальных особенностей можно еще отметить, что модель TRP-6 демонстрирует легкий подъем на средних частотах, облегчающий выслушивание наиболее тонких моментов, но иногда кажущийся немного излишним. Однако при желании частотную характеристику мониторов несложно подровнять, уменьшив на 1 дБ уровень мощности высокочастотного усилителя. Это делается переключателем на задней панели корпуса.

axelvox-trp-2.jpg axelvox-trp-3.jpg

В модели TRP-8 такого подъема средних частот нет, скорее, наоборот, в этом диапазоне наблюдается легчайшая вогнутость характеристики. Звучание мониторов от этого немного теряет в насыщенности, однако приобретает еще большую прозрачность, сохраняя отчетливую проработку самых мелких деталей.
В целом же мониторы, в особенности обе старшие модели, оставляют о себе хорошее впечатление. Они имеют ровное и четкое звучание, от которого, даже после продолжительного прослушивания, не утомляется слух. Что, кстати, противоречит распространенному мнению, что, якобы, наиболее «легкими» для наших ушей являются бытовые хайфайные колонки, а вот студийные мониторы будто бы просто обязаны быть утомительными для слуха. Ничего подобного в действительности никогда не происходит, а мониторы с ровным звучанием по всему частотному диапазону являются также и очень комфортными в прослушивании. При этом в отличие от многих «просто звуковых колонок» они еще и не искажают действительную звуковую картину.
Если говорить о моих личных пристрастиях, то мне наиболее «правильной» кажется модель TRP-6, даже несмотря на то, что TRP-8 имеет более глубокий бас и значительно большую мощность. Просто TRP-6 чуть полнее передают средние частоты, а баса в них и так вполне достаточно. Что касается предельной мощности, то здесь – каждому по потребностям. Для среднего по размерам помещения ее было уже достаточно.
Что касается модели TRP-5, то для типового мониторинга при записи я бы ее рекомендовать, пожалуй, не стал из-за недостаточной проработки высших частот. Однако для общего контроля она вполне подойдет, поскольку имеет ровное и неокрашенное звучание. И уж конечно, она будет отличным выбором в качестве бытовой системы воспроизведения.
Кстати, уровень передачи высоких частот в модели TRP-5 можно улучшить, повернув на задней панели переключатель HF Level в позицию +1 дБ. Частотная характеристика от этого простого действия заметно подравнивается. И хотя до уровня TRP-6 младшая модель немного не дотягивает, в целом передача звука становится более точной.
В целом же я бы хотел отметить замечательную проработку низких частот всеми мониторами линейки и прекрасную детализацию средних и высоких частот моделями TRP-6 и TRP-8. Кроме добротного общего дизайна системы это в значительной мере обусловлено конструкцией низкочастотных динамиков. Потому что на их долю приходится очень сложная нагрузка. С одной стороны, вуфер должен отчетливо воспроизводить бас, что подразумевает резкие и глубокие толкающие «выстрелы» диафрагмы. И эта работа производится тем лучше, чем большую жесткость имеет материал, из которого она сделана. С другой стороны, тот же самый НЧ-динамик одновременно с басами воспроизводит довольно широкий кусок средних частот, вплоть до частоты раздела кроссовера. Например, в модели TRP-8 граница раздела проходит на частоте 2,8 кГц. То есть, все, что находится ниже этой частоты, воспроизводится именно через низкочастотный динамик, который не только должен «выстреливать» басами, но одновременно с этим производить и более быстрые среднечастотные колебания. А для этого диафрагма должна быть не только жесткая, но и максимально легкая. Иначе динамик не успеет среагировать на быстрые изменения и просто захлебнется в приходящих сложных импульсах, а вместо музыки начнет воспроизводить липкую звуковую кашу. (Кстати говоря, действительно существуют мониторы, у которых эта часть конструкции не полностью доработана. На сложном материале их звучание начинает ощутимо смазываться и терять разборчивость, что при определенной тренировке слуха обнаруживается достаточно быстро.)
И вот тут-то становится понятным, какой в действительности потенциал заложили инженеры Axelvox в свое детище. Мониторы серии TRP с легкостью справляются даже с самым сложным и динамичным звуковым материалом. А учитывая, что достаточно большой пласт современной музыки просто насыщен резкими и быстро меняющимися звуками, эти мониторы оказываются идеальным помощником как для ее создания, так и для прослушивания. О более мягкой музыке можно даже не говорить, поскольку мониторы передают ее со всей возможной аккуратностью, прозрачно и ровно.
Подводя итог, хочу отметить, что, несмотря на демократичную розничную цену, мониторы Axelvox TRP смогли показать очень хорошие результаты, сравнимые с показателями мониторов даже более высокой ценовой категории. Это в какой-то степени разрушает сложившийся стереотип, который гласит: «чем дороже, тем лучше». Оказывается, так бывает далеко не всегда. Разумеется, рассуждая о «ценовых категориях», мы не будем сравнивать эти мониторы с изделиями, скажем, втрое более дорогими, потому что в этом случае речь пойдет уже о разных технологических решениях, которые объективно требуют разных производственных затрат. Но для ближайшего ценового окружения мониторы Axelvox TRP представляют собой серьезного конкурента. А учитывая, что вся линейка находится в достаточно низком ценовом сегменте, рискну предположить, что по соотношению цена/качество она может оказаться одним из лучших универсальных решений в своей области.

 
comments powered by Disqus