Axelvox TRP: активные мониторы Читать далее
Датская жизнь приборов Astera Читать далее
Empirical Labs анонсировал выпуск BIG FREQ плагина Читать далее
Впервые в России! Arturia Keystep Pro Читать далее

Активные мониторы Axelvox

Активные мониторы Axelvox

Компания Axelvox уверенно усиливает свое присутствие на рынке аудио оборудования. И в текущем сезоне представила новинку – двухполосные студийные мониторы с цифровым управлением серии «N», предназначенные для использования в так называемом «полупрофессиональном» сегменте. Несмотря на невысокую стоимость (это бюджетная серия), выглядят они вполне классически: черный матовый корпус строгого дизайна, и ничего лишнего.

 Тестировал: Владимир Сапрыкин
 

Новая серия мониторов ближнего плана в настоящее время представлена двумя моделями: Axelvox N5A и Axelvox N6A. Они отличаются габаритами и массой, а также размерами НЧ-динамика (5 и 6 дюймов) и, соответственно, нижней границей частотного диапазона. В ближайших планах намечено расширение этой линейки.
Основной целью компании Axelvox было создание недорогих, но точных мониторов для домашних и проджект-студий. И поскольку в настоящее время огромное количество работы со звуком проводится в цифровой среде, мониторы были спроектированы с учетом этого фактора.

axelvox_n5a_original.jpg

Мониторы новой серии поступают в продажу только парами. Почему именно так? Это выясняется сразу же после распаковки. Дело в том, что в паре только один монитор имеет активную конструкцию (с усилителем). Второй монитор пассивный. Он соединяется с активным при помощи специального четырехжильного кабеля, разъемы которого фиксируются накидными гайками. Несмотря на отсутствие электронной начинки, внутренний объем пассивной колонки такой же, как и активной.
Активный монитор имеет два комбинированных входных разъема XLR/джек, два разъема RCA и один оптический цифровой порт формата SPDIF (разъем Toslink). Вот и объяснение того, почему активным сделан только один монитор: оптический кабель передает сразу два стереоканала. Соответственно, активный монитор содержит двухканальный цифро-аналоговый преобразователь и двухканальный усилитель. Для выбора конкретного звукового входа служит трехпозиционный селектор, расположенный на задней панели рядом с аудио разъемами.

back-l.jpg

В конструкции самого усилителя тоже использовано нетрадиционное решение. Вместо привычного класса АВ использован усилитель класса D с широтно-импульсным управлением выходными каскадами. Уровень громкости в пределах от -30 до +6 дБ, согласно разметке, можно изменять регулятором на задней панели. Кроме того, есть опция дистанционного управления уровнем сигнала. Для этого нужно отдельно приобрести специальный цифровой регулятор (он называется Axelvox N-Control) и подключить его к разъему Control Port, который расположен на задней панели активного монитора и изначально закрыт заглушкой. Длина соединительного шлейфа не столь велика, однако ее достаточно для того, чтобы положить регулятор перед собой на стол и избавиться от необходимости подходить к монитору с тыльной стороны всякий раз, как понадобится изменить уровень усиления.
Сам регулятор представляет собой тяжелый металлический цилиндр c широким вращающимся колесом и кольцевой подсветкой, и пользоваться им в любом случае гораздо удобнее, чем маленькой ручкой на корпусе монитора. Кроме того, у основания цилиндра есть дополнительный линейный стереовход на миниджеке для быстрого присоединения вспомогательных устройств.
Среди органов управления на задней панели активного монитора можно увидеть регулятор стереобаланса. Работает он несколько необычно, поскольку размах панорамирования у него ограничен диапазоном +/-30% от центра. Видимо, изначально предполагалось, что он будет использоваться не более чем для легкой подгонки баланса в каналах. Как и в большинстве двухканальных мониторов, относительный уровень высоких частот в Axelvox N можно отдельно подстраивать в диапазоне от -2 дБ до +1 дБ. Это бывает полезным для легкой коррекции звука в зависимости от акустических свойств конкретного помещения.

axelvox_n-control.jpg
Axelvox N-control. Опциональный внешний цифровой регулятор громкости для мониторов N серии N5A, N6A со встроенным аудиовходом 3,5 мм. Выполнен в виде алюминиевого регулятора (jog dial) с подсветкой

 

Диффузор низкочастотного динамика выполнен из плетеного кевлара (композит «стекловолокно-арамид», согласно записи в паспорте) и имеет характерный желтый цвет. Высокочастотный динамик имеет дюймовый шелковый купол и помещен в волновод, формирующий равномерное распределение звуковых волн. В нижней части лицевой панели расположена горизонтальная щель фазоинвертора.
Младшая (N5A) и старшая (N6A) модели мониторов устроены совершенно одинаково и отличаются, главным образом, массой, размером корпуса и мощностью усилителей (75 Вт и 90 Вт). Для защиты от бросков тока при включении питания, динамики подключаются к усилителям с задержкой, причем делают это бесшумно.
Диапазон эффективно воспроизводимых частот у обеих моделей практически одинаков, с небольшим различием на нижней границе. У N5A он составляет от 50 Гц до 22 кГц, а у N6A – от 45 Гц до 22 кГц.
Для оценки мониторов я применял, главным образом, субъективный метод, то есть прослушивание музыки. В качестве звукового материала использовались хорошо знакомые музыкальные записи с фирменных компакт-дисков, в частности, Peter Gabriel (альбом «So», ремастеринговый), Dire Straits («Love Over Gold»), Yello («Houdini»), Astrix (сборник «Future Music»), Cesaria Evora (сборник «The Best of…»), а также различные записи джазовой, фортепианной и симфонической музыки, чтобы учесть как можно больше музыкальных направлений и проанализировать самые разные характерные частотные области.
Кстати, в вопросах оценки качества студийных мониторов существуют разные подходы. Сторонники инструментального подхода считают необходимым использовать измерительное оборудование, чтобы на основании замеров строить графики, затем изучать их и делать выводы. При всей надежности этого способа, его результаты не всегда совпадают с субъективной оценкой звучания. Сторонники аудиального подхода предпочитают прослушивать реальную музыку, чтобы непосредственно оценить точность воспроизведения звукового материала. Ведь практическое использование мониторов предполагает именно прослушивание, а значит, полученный в процессе тестирования субъективный результат будет легче использовать в рабочем процессе. Способ хорош тем, что дает непосредственную картину, но требует участия подготовленного слушателя. Лично я склоняюсь ко второму варианту оценки, а инструментальные замеры использую как вспомогательное средство.

n5a_1.jpg

В целом, по результатам прослушивания, была отмечена довольно ровная частотная характеристика обоих мониторов. Во всяком случае, все тестовые музыкальные произведения звучали знакомо, и каких-то новых нюансов в них не появилось. Кстати, обе модели звучат практически одинаково. Пятидюймовый динамик выдает отчетливые хлесткие барабаны и выраженный бас, хотя и не столь глубокий, как в модели N6A. А в старшей модели басы просто потрясающие – быстрые, очень плотные и отчетливые, что особенно ярко проявляется в жестких электронных стилях музыки, таких как drum-n-bass или trance. Это как удар молотом по голове. В то же время, все это никак не мешает звуковому материалу оставаться прозрачным и не влияет на проработку остальных частот. И особенно порадовало, что средние частоты, с которыми у некоторых мониторов встречаются проблемы, в Axelvox N остаются ровными и детальными.
Таким образом, можно сделать вывод, что усилители класса D в мониторах вполне справляются с поставленной задачей. Ну, а качество проработки акустических кабинетов и тщательность подбора динамиков компания уже продемонстрировала в предыдущей мониторной серии. И тогда, и сейчас все собрано добротно и аккуратно.
После того как обе модели Axelvox N были многократно отслушаны, я решил проверить свои впечатления и сравнить их звук с другими бюджетными мониторами. Из подходящих моделей у меня под рукой нашлось две пары. Одна модель была с пятидюймовым низкочастотным динамиком, вторая – с шестидюймовым. Соответственно, пятидюймовые модели соревновались только между собой, шестидюймовые – таким же образом. Все прослушивания проводились без какой-либо коррекции уровней усиления ВЧ или НЧ – все переключатели находились в нейтральных положениях. Для оценки возможной разницы в звучании, мониторы, в которых предварительно была выровнена громкость, коммутировались с источником звука через специальный переключатель, позволяющий мгновенно направлять звук то в одну, то в другую акустическую систему.
В пару к Axelvox N5A я взял мониторы Samson Rubicon R5a. Из важных различий между ними можно назвать три. Во-первых, в «Самсонах» использован более привычный для такой техники усилитель класса АВ. Во-вторых, высокочастотный динамик в них построен на ленточном излучателе. В-третьих, НЧ-динамик имеет диффузор на основе полипропилена. Во всем остальном обе модели сопоставимы, имеют схожее расположение фазоинвертора, и даже по цене они различаются не столь сильно. (Samson в свое время был лишь немного дороже.)
Результаты прослушивания меня удовлетворили. Для своей ценовой категории Samson Rubicon звучат хорошо, что, в свою очередь, неоднократно проверялось сравнением с другими мониторами. При сравнении их с Axelvox N5A выяснилось, что в целом, если не искать по мелочам, звучание можно считать сопоставимым. Только Samson имеет мягко выпуклую середину, а в Axelvox N5A она более плоская, но, тем не менее, детальная. Высокие частоты в обоих случаях разборчивы и прозрачны, заметных изменений окраски звука при переключении между мониторами не происходило, и мельчайшие нюансы я уже не стал выискивать. Результат меня удовлетворил.

d.jpg
Использующийся усилитель в мониторах новой серии работает в классе D

 

Во втором сравнительном прослушивании против Axelvox N6A работали мониторы KRK RP6G3. Модель Rokit Powered также двухполосная, оснащена шестидюймовым динамиком, диффузор которого сделан примерно из того же композита, что и в Axelvox N6A. ВЧ-динамики тоже практически одинаковые, с дюймовым шелковым куполом, хотя и с другими волноводами. То есть эти две пары мониторов оказались еще более схожи между собой, за исключением того, что в KRK RP6 используются усилители класса АВ с суммарной мощностью 73 Вт.
Нужно заметить, что KRK RP6G3, хоть и принадлежат к бюджетной категории, примерно вдвое дороже, чем Axelvox N6A. Отчасти разницу в цене можно объяснить тем, что высокочастотный динамик KRK RP6 по паспорту имеет в полтора раза более высокую границу воспроизводимых частот, чем Axelvox N6A. Она заявлена на уровне 34,5 кГц. Но тем интереснее выяснить, придерживается ли компания Axelvox своей позиции «хороший монитор не обязательно должен быть дорогим».
Сами по себе мониторы KRK RP6G3 звучат достаточно ровно, и, что самое интересное, разница в звучании представленных здесь моделей Axelvox и KRK, если серьезно не вслушиваться, оказалась малозаметной. Однако различия есть, и если на бытовом уровне их можно считать несущественными, то для студийных целей они в любом случае важны.
Если говорить о высоких частотах, то серьезных различий в их воспроизведении я не услышал, несмотря на разную паспортную высоту частотного потолка. Обе модели дают четкое прозрачное звучание, мелкие детали не смазываются, разрешение в стерео одинаково хорошее, так что в этой области искать было нечего. Основные различия были выявлены в работе низкочастотных динамиков, то есть в области нижних и средних частот.
Начнем с баса. В целом, я бы сказал, что в Axelvox N6A он имеет хорошую плотность и насыщенность. Например, в электронных ударных (Astrix) «бочка» имеет хлесткий «панч» внизу и легкий акцентирующий «клик» на средних частотах. Так вот, в Axelvox N6A этот «клик» чувствуется очень хорошо, а на KRK RP6G3 его практически не слышно. В целом и бас, и ударные на Axelvox ощущаются немного плотнее. В то же время, в момент переключения между мониторами цельность восприятия композиции не страдает.
На средних частотах тоже есть свои отличия. Очень наглядно это проявляется при прослушивании голоса. В легкой вокально-инструментальной композиции мягкий женский вокал при воспроизведении в Axelvox более заметно отделяется от инструментального сопровождения. То есть сцена ощущается объемней. При прослушивании этого же материала в KRK вокалист и инструменты в какой-то степени сливаются вместе, давая ощущение более плоской сцены. На чисто гитарных партиях в Axelvox пространство сцены также кажется чуть более глубоким.
Другой пример. В одной из тестовых джазовых композиций, прозрачной и легкой, использовалась щеточная ударная установка, контрабас, легкое электропиано и гитара. Вокалистка обладала мягким грудным тембром с выраженным придыханием. Так вот, в мониторах Axelvox N6A композиция звучала воздушно, объемно, с хорошей проработкой средних частот и с великолепной слышимостью дыхания певицы. Ее голос вообще звучал интимно, близко. Щетки, поглаживающие малый барабан, отчетливо прослушивались на втором плане. В исполнении KRK RP6G3 вокал был слышен будто бы и неплохо, но уже не так близко, сливаясь с инструментальным сопровождением, а щетки стали теряться и ускользать от внимания. То есть в целом картина вроде бы похожа, но деталей в ней осталось меньше.

 n5a_boxshot_web.jpg

Таким образом, тестирование показало полную профпригодность новых моделей мониторов, и нам осталось лишь подвести итог. А он таков: компания Axelvox остается верной своим принципам хорошего качества за умеренную цену. Причем, в эту «умеренную цену» ей удалось внедрить целый ряд новшеств, что само по себе довольно необычно. Чаще бывает наоборот – любые новшества подразумевают повышение цен.
Новые мониторы серии Axelvox N оказались удачным решением. При невысокой цене они имеют ровное и детальное звучание. И вполне возможно, что в своей ценовой категории они очень скоро смогут потеснить существующих флагманов.

 
comments powered by Disqus