Mira Festival, Барселона Читать далее
Джей Люмен (Jay Lumen) Путешествие, которое не оставляет равнодушным Читать далее
Hello Flow 2019 Читать далее
4-5 августа: «Планета K-30» — масштабное событие от команды Roots United Читать далее

Танго в Москве

Танго в Москве

 

Интервью с Себастьяном Арсе

 

Интервью: Анатолий Вейценфельд

 

 

Танго – один из самых популярных в мире танцев. Родившись в Аргентине, он быстро распространился по миру в начале ХХ века и повсюду пустил корни. Со временем появились популярные песни в ритме и характере танго, уже не имеющие связи с Аргентиной и латиноамериканской музыкой. Писали танго (инструментальные и вокальные) и отечественные композиторы, среди которых наиболее известен Оскар Строк.

На танцевальных площадках всего мира, в том числе и России, в 1930-50-х широко звучало танго, и люди танцевали его, как умели, имея часто весьма смутное представление об аргентинском оригинале и ориентируясь на бледные центральноевропейские копии.

Вторую жизнь в популярность танго вдохнуло телевидение, кино и фигурное катание, а позже и телевизионные конкурсы бальных танцев. Танго уже десятки лет входит в программу обучения бальным танцам, но к аргентинской музыке это имеет уже мало отношения. Утрачена свежесть оригинального чувства, понимание смысла и сути. Просмотром кинофильмов это не заменить, нужен «носитель языка».

И такой «носитель языка» в Москве есть, и у него есть настоящая аргентинская школа танго – в самом центре города.

Мы беседуем с основателем и руководителем Академии аргентинского танго – Себастьяном Арсе.

 

– Расскажите о себе. У Вас, несмотря на молодость, огромный опыт в исполнении и преподавании танго?

– Мне 35 лет, и из них я живу в Москве уже 9 лет. Танцевать танго я начал очень давно, когда мне было 8 лет, так что у меня большой опыт. До Москвы я жил в Париже, Лондоне и Корее, работать приходилось в разных странах.

 

– Какое место занимает танго в мировой музыке? Как Вы это видите?

– Это развлекательный жанр, но я бы поместил его между популярной музыкой и классикой. Это музыка высокого интеллектуального уровня: танго танцуют люди более высокого культурного статуса.

 

– Заметна ли Аргентина на мировой музыкальной карте? Я попробовал вспомнить известных музыкантов, не залезая в справочники, и вспомнил, конечно, Астора Пьяццолу, Гато Барбиери, Лало Шифрина (который в молодости играл с Пьяццолой), и Гийору Фейдмана.

– Аргентинское танго танцуют во всем мире! Во множестве стран есть школы танго, проходят вечера, концерты, фестивали. Танго очень давно стало частью мировой культуры. К примеру, в Москве несколько тысяч человек серьезно занимаются танго, и здесь танго «молодое», ему учат в Москве недавно, всего лет 16-17. В Италии, например, на одной милонге (вечеринке танго) может собраться 400 человек, представляете?

 

– А есть международные состязания по танго?

– Есть мировые чемпионаты, которые проводятся в Аргентине, они называются «мундиаль».

 

– Какой стиль танго Вы преподаете? Или Вы преподаете разные стили?

– Это интересный вопрос. Стилей много, но людей, которые могут танцевать все стили, почти нет. В Москве есть только один такой человек – это я. И учащиеся учатся у нас всем стилям: милонгеро, салонное, сценическое и театральное танго. Последнее ближе всего к жанру спектакля.

 

– А какие-то соревнования, конкурсы в Москве уже проводятся?

– Конечно, проводятся, их организует школа «Ла Милонга» под руководством Александра Вистгофа.

 

– Ваши ученики участвуют в профессиональных бальных танцах?

– Нет, потому что Федерации бальных танцев не принимают аргентинское танго как категорию, как танцевальный стиль. Они принимают европейское танго, но это другой танец, стандартный. Это на самом деле наше танго, но по стилю – до 1926 года! Но с тех пор у нас в Аргентине шла эволюция танца, и сейчас танго танцуют по-другому.

 

– То есть насчитывается больше десятка стилей танго?

– У каждого человека есть свой стиль. Если завтра вы начнете танцевать танго, у вас будет свой стиль, потому что вы чувствуете по-другому, не так, как я или мои ученики. Я считаю стиль – это то, что у нас внутри, в нашем сердце.

 

– Под стилем я скорее имел в виду технику танца...

– В техническом смысле можно насчитать шесть или семь стилей. Но если смотреть на танцоров, которые танцуют, например, «танго нуэво» – самый современный стиль танго – то они все танцуют по-разному. Вы не подумаете, что это один стиль. Потому что стиль – это не конкретные движения, это интерпретация.

 

– Я слышал, что есть бытовое танго, его называют «социальным», его танцуют обычные люди, а есть бальное, концертное... У них такая большая разница?

– Разница кардинальная. В обычном танце пара слушает и чувствует друг друга, как в любви, танцоры адаптируются, стараются почувствовать намерения друг друга. В концертном, сценическом танго они все время думают, как выглядят со стороны, какое производят впечатление, пара работает на публику, как артисты. Это совсем другое, они изображают танго, а не живут им в момент танца.

 

– А есть чисто музыкальные различия в музыке танго?

– Конечно. И музыка меняется прямо сейчас. Пять лет назад было в моде «танго электроника», такой фьюжн, сплав чиллаут, хаус и танго. Но сегодня музыканты из Аргентины хотят повторять музыку сороковых, «золотой эпохи». Ведущая мелодию скрипка, бандонеон, классический звук того времени...

 

– Но танго вообще в Европу пришло 100 лет назад, еще до Первой мировой войны... Европейское танго развивалось отдельно от аргентинского?

– Это шло параллельно, но в Аргентине оно развивалось активнее, практиковалось больше и было очень популярным. И поэтому менялось сильнее.

 

– А в Аргентине есть какая-то другая музыка, кроме танго?

– Конечно, как и везде, как и в России.

 

– Оказывает ли танго влияние на другую аргентинскую музыку?

– Хороший вопрос! Мы называем это «рок-насьональ», «национальный рок», он существует у нас с 1970-х, и эта музыка уже вызывает ностальгию. Музыка 80-90-х уже более коммерческая.

 

– Вот Вы работали в Лондоне, Париже, теперь в Москве... Есть ли разница в тех, кто учится?

– Есть разница. Все меня спрашивают – что я делаю здесь в России? Мне было бы интересней открыть школу в Италии, потому что там лучше, точней чувствуют танго. Но у русских есть специфичность, характерность, которая мне очень интересна. Я близко чувствую русских, правда, пока не понимаю, почему. Русские – эмоциональные люди, но это у них внутри. Нам, латиноамериканцам, они сначала кажутся холодными и лишь потом, при более длительном общении, впечатление меняется.

 

– Ну, а чисто танцевальные особенности, ритм, чувство танца – подходят ли они для танго?

– Конечно. Здесь сейчас самый высокий уровень танца, даже технически.

 

– Вы вообще, или про своих учеников?

– Про своих, конечно! Раньше было не так, я помню, как тут было, когда я приехал в первый раз.

 

– А много в Москве школ танго?

– Много, очень много, точно больше сорока.

 

– И кто же в них преподает, кто организовал – аргентинцы, русские?

– Русские. Есть аргентинцы, но они только преподают – у них нет своих школ. Я единственный аргентинец, имеющий свою российскую школу танго (раньше была еще школа у Диего Аришага). Вообще-то, это непросто – создать школу танго в России.

 

– Много ли людей приходит учиться, интерес большой?

– Много! Интерес большой, ведь танго – особенный танец, он импровизационный. У нас нет структуры, мы все делаем через контакт, через взаимное чувство, как в сексе. У нас нет книги, где написано, как танцевать. Надо чувствовать партнера, нужна обратная связь, и в танго учебный процесс не заканчивается никогда: постоянно совершенствуется и техника, и знание музыки, и контакт с партнером.

 

– Кто учится в Вашей школе? Молодые, люди среднего возраста?

– Всех возрастов. И те, кому 20 лет, и те, кому 40 лет. Самому молодому ученику – 16, а самому старшему занимающемуся (это дама, и я вам не говорил ее возраст) – 76!

 

– А социальный состав какой?

– Есть врачи, архитектор, психолог, артисты, менеджеры …

 

– У тех, кто занимается, есть или потом появляется интерес к Аргентине, латиноамериканской музыке, вообще иберийской культуре?

– Конечно, у них есть интерес к нашей культуре, сначала они хотят понимать слова песен, под которые танцуют, потому возникает интерес к оркестрам, ведь все это старые оркестры, из 1940-х, появляется интерес к тому времени, они спрашивают – а кто был этот музыкант, артист, певец, композитор… Потом они будут понимать эту культуру, ее социальную сторону, а не просто думать о движениях. Я тоже помню, как я начинал, в восемь лет, я тоже хотел делать прыжки, все хотел делать, всему научиться…

 

– Но все-таки Вы были в своей культуре, а тут люди входят в чужую…

– У нас так: вы открыли сюда дверь, зашли – вы уже на аргентинской территории, здесь аргентинское окружение, здесь наш аргентинский дом. Все, что люди хотят знать о нашей культуре, я им открываю.

 

– А помогает Аргентинское посольство? Как своего рода культурному центру?

– Помогает, но больше пиаром. Не деньгами. Ну, вот мате (чай) еще присылает.

 

– Я вижу, у Вас на уроке играют маленькие необычного вида устройства, в полном смысле слова колонки – в виде цилиндра, размером с термос. Но играют громко и довольно качественно.

– Записи танго – это в основном музыка 1930-40 годов, записанная в моно, у нее особый спектр. Кроме того, зачастую это отреставрированные копии старых пластинок, поэтому качество оставляет желать лучшего. И на многих акустических системах эта музыка часто звучит плохо, зачастую какие-то частоты не слышно. А вот на этих колонках компании Ultimate Ears UE BOOM 2 танго звучит хорошо, у них достаточно широкий диапазон, поэтому главные инструменты танго-оркестра не пропадают: сохраняются как высокие ноты скрипки, так и низы бандонеона. И что очень важно – у них круговая направленность звучания, звук идет во все стороны. Для нас это важно, так как мы можем поставить колонку в центр зала, и танцоры везде будут слышать музыку одинаково.

 

– Она со всех сторон закрытая, ни проводов, ни разъемов…

– И поэтому она водонепроницаемая и ударопрочная! BOOM 2 работает по Bluetooth на целых 30 метров, это уникально и очень удобно! Можно давать музыку с компьютера, с айфона, планшета на Android. Для управления колонкой есть специальное приложение, позволяющее настраивать баланс, соединять несколько колонок в систему и проигрывать музыку с нескольких устройств. Кроме того, она управляется жестами (встряхивание, хлопок по колонке) и работает от одного заряда очень долго – около 15 часов. И колонка сама предупреждает, когда заряд батареи подходит к концу, так что можно не бояться внезапной тишины на уроке!

 

– Себастьян, спасибо за интересную беседу! Теперь мы будем больше знать о танго!

– А я надеюсь, что в России число танцующих танго вырастет!

 

 

Для тех, кто заинтересовался необычным аудиоустройством Ultimate Ears BOOM, вот некоторые его технические параметры:

  • максимальное звуковое давление: 90 дБA;
  • частотный диапазон от 90 Гц до 20 кГц;
  • драйверы: два активных драйвера 45 мм (1,75") и два 45 x 80 мм (1,75" x 3") пассивных излучателя;
  • габариты:180 х 67 мм;
  • масса: 548 г.

 

 
comments powered by Disqus