Экспериментатор Gustavo Bravetti
В конце января в Loft Club Copenhagen состоялся необычный сет техно-диджея из центральной Америки – Густаво Браветти. Помимо экспериментов со звуком латиноамериканец ведет активные поиски в диджейской технике, создавая необычные контроллеры. Об этом и о своей диджейской карьере он рассказал корреспонденту DJMag Евгению Пяткину.
Густаво, ты родом из Монтевидео (столица Уругвая) и, если так можно сказать, родился под звуки гитары – твоя мама поет и играет на гитаре, твой отец музыкант – не стало ли именно это ключевым в том, что и ты посвятил себя музыке?
По честному, в детстве мне не очень нравилась та музыка, которую исполняла моя мама – это была бразильская музыка. Я говорю о давно прошедших временах, сейчас мне очень нравятся южно-американские ритмы – я часто их использую в своих композициях. А тогда, к примеру, в Уругвае, на радиостанциях было своеобразное табу на испанский вокал – не было принято пускать в эфир национальные мотивы. Это было связанно с тем, что люди с высоким и среднем достатком не желали слушать такую музыку, это была прерогатива бедных. На радио в основном крутили модных в то время иностранных исполнителей, зарубежную попсу и электронную музыку. Но может быть оттого, что моя семья не относилась к людям с высоким или даже средним достатком, в моей памяти очень сильно запечатлелись следы всех этих испанских, португальских и народных мотивов. А в детстве я ходил со своей мамой на студию, где она записывала песни, и я мог спокойно наблюдать за работой музыкантов, звукорежиссеров, а самое главное – я получал доступ к инструментам. И первым моим инструментом было пианино. Я никогда не учился, просто как-то само так сложилось – мы пришли в гости к друзьям, и у них было пианино. Мне тогда было пять или шесть лет, я подошел и начал стучать по клавишам. Постепенно у меня начали получаться различные мелодии. И тогда друзья воскликнули: «Да у него же талант, он будет отличным музыкантом!». Вот тогда я уже целенаправленно стал ходить вместе с мамой на студию и учиться играть на различных инструментах. Наверное, именно с этого все и началось – с первых нот на пианино и походов в звукозаписывающую студию.
Как я понимаю, музыкант в Уругвае – это не та профессия, которой можно много заработать. Но ты все-таки остался музыкантом и продюсером.
Да, действительно так. Если вас кто-нибудь спрашивает о том, чем вы зарабатываете на жизнь, а вы отвечаете – музыкой, то сразу же звучит такая вот фраза: «Я понял, что ты любишь музыку, но чем же ты зарабатываешь на жизнь?». В основном для людей музыка – как хобби, у них у всех есть основная работа. И это не значит, что они плохие музыканты, просто в Уругвае невозможно достаточно заработать на жизнь музыкой.
Когда я начал ходить в клубы, там ставили Мадонну, Майкла Джексона, Жана-Мишеля Жарра, Erasure, Depeche Mode – в Уругвае не было электронной сцены как таковой, да и сейчас она до конца не сформирована. В Монтевидео был клуб с правильной концепцией, с пониманием стиля, в котором сразу начала звучать качественная электронная музыка, и мне очень понравилось то, что там звучало, и захотелось сделать что-то подобное. После подготовки басовых партий и нескольких звуков дома, я попросил маму оплатить мне два часа студии. Надо сказать, что моя мама и моя бабушка верили в меня и поддерживали в любых начинаниях, спасибо им за это огромное. Поэтому, получив возможность поработать в студии, я сразу же приступил к делу. Мой первый трек был записан с помощью маленького сэмплера, который я одолжил у своего друга. У него были лишь основные функции сэмплирования, никаких выходов не было предусмотрено, кроме как на колонки. Поэтому мне пришлось порядочно попыхтеть, чтобы подключить его к студийному микшеру. В итоге у меня получился ремикс на песню «Cocaine» от The Max, записанный на кассете, CD тогда еще не было. И я просто принес владельцу клуба свой ремикс и предложил его поставить. Публика отлично отреагировала на мое творение, и диджей из этого клуба предложил мне поработать вместе с ним. Это было супер, даже несмотря на то, что всю работу за него делал я и совсем бесплатно! Мы были молодыми, мы веселились, чувствовали себя свободными – нам было по шестнадцать лет. Мы работали в лучшем клубе, сидели в VIP зале, пили водку, но в то же время мне приходилось собирать монетки, чтобы доехать на автобусе до клуба.
Судьба распорядилась так, что я однажды оказался в очень хорошем клубе, с хорошей публикой, с хорошим обслуживанием, а главное – с очень хорошей аппаратурой. Но проблема была в том, что эта аппаратура задействовалась всего лишь на двадцать процентов. И как-то я там играл на разных инструментах, совсем недолго, пару часов, но владельцу этого клуба очень понравилось, как я это делал. Он подошел и предложил мне поработать на него, за деньги – и я, конечно же, согласился. Таким образом, я стал «a sampler man» – подыгрывал на синтезаторе известные мелодии под диджея. Я прочно обосновался в этом клубе, сделав его своей «домашней» студией. Хозяин приобрел специально для меня необходимо оборудование: компьютер, синтезаторы – все, что мне было нужно. Дни и ночи я практиковался, не вылезая из-за пульта, желание стать отличным диджеем полностью захватило меня. И в один прекрасный день владелец клуба подошел ко мне с вопросом, не хотел бы я стать его резидентом. Я сказал: «Конечно, это круто!». Он попросил меня показать свою работу за пультом. Я взял два винила, без звуковых мониторов, без разминки свел их – и это было идеально. А когда наступил день моего первого выступления как полноценного резидента этого клуба, я безумно нервничал, до коликов в животе, но все прошло perfectly. Я был резидентом в течение двух лет, пока меня не пригласили в другое заведение – не диджеем, а music performer – выступать на разогреве у «диджеев-динозавров» Уругвая. Это был «черный» период в моей жизни, потому что диск, на котором половина музыки была моя, а вторая половина другого музыканта, влиятельные продюсеры, которые тоже являлись диджеями, использовали, издавая его в виде компиляции и тем самым рекламируя, в первую очередь, себя как авторов компиляции. Конечно, на лицензионном диске всегда можно найти имена настоящих авторов произведений, но в самой глубине обложки диска, в самом ее конце в виде маленькой строчки: «авторы всех композиций…». Меня это не устраивало, я стремился сделать себе имя, и с появлением интернета все стало на много проще – я начал обзаводиться контактами, с друзьями самостоятельно записали несколько видео с моего выступления в Колумбии и разместили в сети – и тогда я стал завсегдатаем Бразильской, Колумбийской, Уругвайской и вообще всей Южно-американской сцены.
Мысли о визуализации музыки всегда присутствовали в твоей голове?
Да, как только я начал выступать, у меня сразу родилось желание добавить элементы шоу в процесс диджеинга. С танцпола не видна работа диджея, и многие не понимают, какие же ручки он крутит, кнопки нажимает, все ощущают только конечный продукт – музыку. И, к тому же, у меня всего две руки, к сожалению, – без подручных средств я не смог бы выйти на новый уровень. С помощью Alternative Controllers я могу показывать всем, как изменяется звук от одного моего движения рукой, пальцем. Процесс рождения музыки становится более зрелищным.
И какое же устройство стало первым в ряду Alternative Controllers?
Первым стал мульти-пад. Покупался он с рук и доставил мне кучу проблем – я его больше чинил, чем играл на нем. Он мог просто отключиться на концерте, рабочие поверхности могли звучать по разному, ужасно мучился с ним, и поэтому лет 10 назад купил себе новые электронные барабаны – TrapKat от Alternate Mode, с ними я и приехал в Москву. По сути, это простые электронные барабаны, но у меня они работают как midi-пианино – мне показалось, что визуально это более круто, чем просто жать на клавиши. Притом, что играть на них я могу чем угодно: от стандартных барабанных палок до столовых ложек. И главное, я сделал достаточно выгодную покупку – купил их за $1200, сейчас они стоят около $1500.
Вторым Alternative Controller стал MC-505, с его d-beam (d-лучи). Я прочитал о нем в своем любимом журнале Create Digital Music и сразу же загорелся желанием приобрести себе такой – возможность того, что рукой при помощи сенсора можно увеличивать или уменьшать громкость музыки показалась мне ужасно привлекательной. Совсем недавно я сам сконструировал такой сенсор, спаял, собрал, а вот на концерте в субботу он сломался – сразу через шесть минут после начала. Вот поэтому первые минуты я был немного напряжен – в такие моменты сразу начинаешь соображать, а почему это устройство перестало работать, а что же отключится в следующий момент. Могу честно сказать, когда такое происходит, немного паникуешь – остановить шоу невозможно.
Однажды я прочитал статью о P5 Glove от Essential Reality и понял, что это именно то, что я все время искал. Работает эта перчатка до безумия просто: я могу управлять восьмью звуковыми параметрами одновременно, сгибая и разгибая пальцы, запускать различные клипы одним движением безымянного пальца, а указательным наигрывать какую-либо мелодию. Так я сам написал soft для перчатки, благодаря этому я могу применять более замысловатые манипуляции с P5 – GlovePIE используется для начальных данных, а дальше применяется мною написанный сложный алгоритм в Synthmaker и Reaktor – и на выходе я получаю возможность, к примеру, согнув на 50% мизинец, увеличить уровень звука, изменить ритм и так далее. Сейчас я дошел до такого уровня, что могу управлять четырьмя параметрами одновременно. И при этом вторая рука остается свободной. Наверное, P5 можно смело приписать к Alternative Controllers под номером три.
Все в том же журнале Create Digital Music я откопал информацию о PMIDIC от талантливого австралийского программиста Ben X Tan. Отличная идея – трехосевой беспроводной MIDI контроллер, который управляется светом. С Ben'ом мы достаточно быстро нашли общий язык, и теперь он помогает мне создавать некоторые обновления для первоначальной версии PMIDIC. Зрителям очень нравится наблюдать за моими манипуляциями с этим контроллером. Кстати, к нему я сам спроектировал и создал устройство – Led handler. Мне необходимо было сделать так, чтобы управляющий свет из моих пальцев не беспокоил меня, если б мне пришлось управлять контроллером, да и всю эту систему нужно было запускать быстро и легко. Спустя несколько часов был спроектирован функциональный Led handler, и я этим очень горжусь. Скоро на Youtube появится видеоинструкция, и каждый может создать для себя такой же Led handler, как и у меня.
Ну и, наверное, еще одним важным Alternative Controller стали пульты от Wii. Они управляют звуковыми параметрами, и в то же время я спокойно могу играть на мульти-паде. С помощь этих пультов у меня есть возможность, дистанционно контролируя музыку, общаться с публикой и не стоять постоянно возле оборудования. Они очень упростили мне жизнь и в то же время внесли новые элементы в live-шоу.
Столько различных устройств – вероятно, было трудно их всех заставить работать вместе?
Ну, в основном все это оборудование производит MIDI, которые обрабатываются любым программным обеспечением, и затем отправляется в Ableton Live. Правда, возникали такие моменты, когда мне приходилось создавать различные программы расширения, чтобы добавлять свойства и уникальные возможности к моему студийному и концертному набору. Мне в этом помогают Synthmaker, CPS и Reaktor – то есть я могу преобразовывать MIDI в режиме реального времени во все, что мне захочется. Вообще, почти весь soft я писал для своей аппаратуры сам – с детства люблю все разбирать, собирать, придумывать, конструировать. К примеру, даже когда я сижу в аэропорту, то обычно читаю какой-нибудь parts manual или учебник по программированию.
Ты сказал, что у тебя на концерте сломался твой groove box, и тебе пришлось немного импровизировать, а вообще, импровизация часто присутствует в твоем шоу?
Да, и достаточно много. Я точно знаю, что хорошо в начале, что обязательно должно быть в середине, и без чего не возможна концовка. Но в то же время, я всегда могу вставлять новые фишки, звуки, элементы тогда, когда мне это кажется необходимым – многое зависит от моего настроения и танцпола. Это происходит автоматически, не задумываясь, просто весь настрой толпы, весь позитив рождает желание отойти от запланированной программы и импровизировать. И, кстати, суббота прошла просто великолепно, получил море позитива, очень круто!
Как первая встреча с нашей публикой?
О-о-о, я очень сильно впечатлен – до прошедшей субботы я думал, что самая эмоциональная, самая экспрессивная, самая зажигающая публика в Бразилии. Но то, что было ночью в Loft Club Copenhagen – я в шоке! Я давно не получал такого огромного заряда положительных эмоций! Вы, русские, очень веселые, вы действительно умеете быть на волне! Люди кричали, прыгали, визжали, и когда я вышел на сцену, все закричали «Густаво Браветти», и я понял – будет круто!
Густаво, ты недавно стал sound designer в Native Instruments. Что для тебя значит – создавать звучание будущего?
Это очень интересная работа – если ты выпускаешь синтезаторы, а они звучат по-старому и не привносят ничего нового в мир звука, никто их не купит. Поэтому я в команде таких же sound designers придумываю звучание будущего. И вообще, с Native Instruments получилось достаточно забавно. На одной вечеринке в Рио-де-Жанейро, общаясь с музыкантами о новинках в оборудовании, звуках и треках, один из них сказал мне: «Ты должен поработать на Native Instruments». На что я сказал, что это не очень получится, так как э-э-э…, я не знаю немецкого. Мы посмеялись и забыли об этом разговоре. И буквально в следующий понедельник мне приходит письмо с приглашением стать sound designer в Native Instruments. Повторюсь, что это очень интересная работа, да и вообще, в детстве я мечтал стать a tester of game – и моя мечта исполнилась, ведь для меня сейчас музыка – это как игра. По секрету скажу, что мне нельзя садиться за компьютерные игры – могу не оторваться, затягивает ужасно.
Но помимо Native Instruments ты также тестируешь программу Ableton Live, и специально для своего друга сделал приложение Push & Pull – что это такое и кому это может пригодиться?
Ну, с Ableton Live все достаточно просто. Я специально тестирую эту программу, выявляю различные недостатки, подсказываю, что необходимо добавить, что нужно изменить – ведь каждая компания, которая создает музыкальный софт, должна постоянно продавать новые plug-in, предлагать свежие версии. А программа Push & Pull появилась после того, как однажды мой друг предложил сыграть вживую несколько треков во время его выступления. Но предупредил, что в связи с отсутствием в шестой версии Ableton Live функции pitch-bend, лайвы очень сложно будет комбинировать, – он привык играть на винилах. С помощью функции pitch-bend выравниваются темпы треков, играющих на разных носителях, ну по типу push и pull на CD-проигрывателях. Чтобы немного стимулировать его использовать в своих выступлениях Ableton Live, повозившись, я спрограммировал Push & Pull, используя Synthmaker от Outsim. После тестирования и испытания в реальных условиях, я понял, что программа получилась на все 100%. И мое мнение подтвердили, примерно, 3000 скачиваний, а также то, что теперь это приложение реализовано в Ableton Live 7. Кстати, я создал компанию Smartextensions, чтобы любители создавать музыку могли скачивать различные приложения через интернет for free. Проблема пока только в том, что мне не найти партнера, но все будет хорошо.
Ты пишешь музыку уже на протяжении 18 лет, но только в 2004 году, после выпуска Renaissance Records компиляции «Pacha Ibiza 2004», где заглавным треком стал «Native soul», о тебе узнал весь мир. Какие были ощущения?
Получилось достаточно забавно и в то же время грустно с этим треком. Я сам, лично в руки, передал «Native soul» владельцу лейбла, когда тот выступал в Уругвае. Грустно то, что он даже и не послушал этот трек – выкинул его в мусорное ведро. А забавный момент в том, что буквально через год он опять оказался в Уругвае, и нас представил друг другу один мой знакомый диджей. И как только он прослушал «Native soul», то сразу же засуетился в поисках принтера; на мой вопрос, зачем он ему нужен, ответ был ошеломляющий: «Распечатать контракт артиста с лейблом, чтобы ты его подписал!».
А вот когда мне сообщили, что мой трек стал хитом на танцполах во всем мире, у меня перехватило дух, и все что я смог из себя выдавить, было – Вау-у-у-у-у! Ну, вот примерно так все получилось.
Не возникает ли желания все взять и бросить – заняться чем-либо другим?
Я хочу этого, но не прямо сейчас. Когда? Не могу сказать точно, но в данный момент мне очень нравится устраивать шоу, заводить толпу на своих выступлениях, получать положительные заряды эмоций. Но в то же время я хочу жениться, обзавестись семьей, а с таким ритмом, в котором я сейчас живу, со мной никто не сможет находиться рядом. Когда-нибудь я отойду от диджейства, стану продюссировать, обучать музыке, может быть, школу музыки создам. Очень тяжело жить в таком ритме – постоянные перелеты, выступления, встречи – это жестко. Хотя бывают и забавные ситуации, например, по дороге в Россию, меняя самолеты, я проходил паспортный контроль в Париже – и всех пропускают спокойно, а на меня как-то косо смотрят. Ну, смотрят, и ладно. И вдруг меня подзывает таможенник и начинает меня расспрашивать про мой багаж – а что там, а сколько там, а куда я и откуда? Он открыл все мои сумки, лично обнюхал всю мою аппаратуру, а проблема оказалась в том, что в моем загранпаспорте очень много Колумбийских печатей. Видимо после длительных перелетов я очень походил на drug dealer.
У тебя остается хотя бы немного времени на себя, на какое-нибудь хобби, увлечения?
Я очень люблю кино – банально: поп-корн и какое-нибудь видео. А так – я люблю все жанры, нет особого предпочтения. Очень нравится трилогия «Матрица». А вот русских фильмов я не смотрел, но очень хочется – говорят, что стоит посмотреть «Сибирский цирюльник». Это ведь про достаточно сложный период в истории России.
Также мне очень нравится ездить на мотоцикле – у меня Eliminator Kawasaki. Совсем недавно я решил проехать из Уругвая в Бразилию, получилось неплохо – две тысячи километров за три дня. Отлично провел время, отдохнул, посмотрел на всю красоту Южной Америки.
Чем новым ты сможешь порадовать в обозримом будущем?
Первое в списке для Smartextensions – новая версия Push & pull. У старой версии этого приложения есть недостаток, она работает только на системах, базирующихся на Windows, и большое количество пользователей OS X постоянно напоминают мне об этом.
Весной я собираюсь в Англию, играть вместе Orbital. Это будет грандиозное выступление, я весь в предвкушении этого шоу.
Также я хочу все-таки создать видеоконтроллеры, чтобы люди следили не только за тем, как меняется музыка в зависимости от моих движений, но и создать визуальный ряд, проецируемый на экраны, – и тогда видеоряд будет также меняться в зависимости от моих действий. Думаю, что следующий приезд в Россию будет проходить под знаком Video Alternative Controllers.
И напоследок, Густаво, это твой первый приезд в Россию – и сразу же в суровую русскую зиму. Какие впечатления остались у тебя от этого путешествия?
О-о-о, даже несмотря на длительные перелеты, я безумно доволен – все русские, которые встретились мне за эти дни, были очень гостеприимными, очень теплыми и крайне приветливыми людьми. Это, наверное, из-за того, что у вас так холодно. Я побывал в московском метро, меня поразило сочетание старых домов и модерновых зданий. Я побывал на Красной площади – впечатляюще. Мое выступление прошло великолепно, народ одарил меня бесконечными положительными эмоциями. Я хотел бы еще раз посетить Москву, но давайте уж, когда будет +20.
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- Поделиться:facebookВКонтактеtwittergoogle +