Brain Ulrich
Молодой американский фотограф Брайн Улрих, визуальный исследователь американского общества потребления, уже коллекционируется музеями современного искусства. Не так давно Брайн создал серию работ, посвященных феномену ставших ненужными в кризис огромных торговых центров.
Почему закрытые магазины?
Идея пришла ко мне в 2005 году, когда я случайно попал в закрытый молл в северной части Чикаго. Я приезжал туда несколько ночей подряд, и меня по-настоящему поразило, насколько преобразилось это пространство, когда его полностью покинули люди. Я сделал много фотографий для того, чтобы попытаться передать то, что я увидел. Я уже работал над проектом, связанным с американскими консюмеризмом, и меня совсем не удивило то, что эти огромные торговые центры так же быстро разваливаются, как и возникают в начале. В конце 2007 года, когда разбушевалась рецессия, и моллы стали закрываться сотнями, я решил сделать серию. Главный вопрос, который я задаю в ней зрителям: «Может ли экономика опираться на непрерывный экспоненциальный рост потребления?». По мне, не нужно быть ученным, чтобы понять, что нужно избавиться от многих иллюзий нашего стиля жизни. Очень странно и неприятно ощущать, насколько многие бренды вживлены в наше сознание. Многие, видя как ведущие сети закрывают свои магазины, не только удивлены, но и по-настоящему переживают.
Где в Америке находятся эти магазины?
Везде. Чем хороша фотография – она может очень хорошо передать информацию о вашем опыте или переживании. Мои фото проливают свет на то, какие огромные пространства предназначены для того, чтобы продавать, и что с ними бывает, когда они становятся ненужными. Для меня было очень важным проехаться по стране и сделать большую серию, для того чтобы понять истинный масштаб этого явления. Фото озаглавлены бывшими названиями молов, и без некоторых исследований сложно понять, Огайо это или Невада. Но это не важно, важно, чтобы зритель представил себе магазин, находящийся с ним по соседству. Во время поездок я не только делал каталог своих идей об обществе потребления, но и наблюдал, как эти «мертвые» моллы соотносятся с окружающим пейзажем. Так, чтобы не было сомнений в том, что мы смотрим на целую страну.
А как проходила съемка? Вы получали разрешение или действовали партизанскими методами?
Иногда я пытался получить разрешение. Иногда мне говорили «да», иногда – «нет». Некоторые магазины находятся в таком состоянии, что там совсем нет никаких людей, их никто не охраняет, так что разрешения спрашивать не у кого. Кроме того, я часто фотографировал внешние пространства, и меня ни разу не просили покинуть автостоянку. Потому что фотографирование публичных пространств нигде не запрещено. Перед тем как приступать к съемкам, я проводил много изысканий с помощью интернета. Я изучал сайты Flickr, Google Street View и Deadmalls.com. Я сразу старался найти идею, которую я мог использовать в конкретном месте. Часто места быстро менялись, но иногда у меня было время, для того чтобы увидеть и запечатлеть настоящие «рубцы на брендах» пока их не закрасили.
Многие покинутые коробки-моллы в США сейчас переоборудуют в школы или церкви. Как вы думайте, что станет с этими «мертвыми» магазинами?
Некоторые здания можно перепрофилировать, некоторые нет. Магазинный дизайн и его использование основаны не только на пространстве, но и на локации. Иногда несколько магазинов закрываются, и умирает все остальное вокруг, получается призрачный торговый город. Но некоторые молы, и правда, можно перестроить, создав огромное пространство. На мой взгляд, проблема не в том, что нам делать с теми, что уже есть. Но ведь появятся новые. Моллы всегда предлагают много рабочих мест и дают хорошие налоги. Но что будет, если они переберутся в более выгодное место?
Возможно, это звучит безумно, но я бы предпочел, чтобы все эти места стали тем, чем они были до этого – полями и лесами. Это лучше. Нечто подобное случилось с Детройтом, в котором, как вы знаете, есть целые покинутые кварталы, и все уже смирились с этим – пусть будет так.
А эти гигантские магазины уже неотъемлемая часть американской культуры?
Я думаю, что некоторые идеи Виктора Груена (архитектора, придумавшего моллы) были правильными, но они развились не в том направлении. Они не стали коммуникативными центрами. И сейчас люди перебираются в центры городов, где коммуникация неизбежна. Каждый, так или иначе, знает своего соседа. И когда вы покупаете что-то у продавца, которого вы знаете, это более осознанный акт обмена ценностями.
Я пугаюсь при мысли о том, что в будущем мы все окажемся под крышей одного гигантского молла, как в мультфильме Wall-E. И это кажется вполне реальным. Интернет – гораздо лучшая крыша, чем гигантский Costco (крупная сеть супермаркетов).
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- Поделиться:facebookВКонтактеtwittergoogle +