Mira Festival, Барселона Читать далее
Жак Энтони. Интервью Читать далее
Hello Flow 2019 Читать далее
Онлайн концерты на платформе Stay Читать далее

Пьер Юиг Последний концептуалист

Пьер Юиг Последний концептуалист

Французский художник-концептуалист, Пьер Юиг, известен как мастер исследований восприятия зрителя. В этом году он впервые создал свою ретроспективную выставку, которую хотят заполучить лучше музеи мира. ​
Интервью: Андрей Уранов
Фото: Пьер Юиг (Peierre Huyghe)



ph_portrait_ok.jpg

- Вы раньше наотрез отказывались устраивать ретроспективные выставки своих работ. Что изменилось в Вашем сознании?

- Что же ретроспектива – это просто слово. Настал момент, когда я хочу увидеть несколько своих работ или моментов вместе. Но я воспринимаю выставку как объект в себе. Сделанные в прошлом работы я первый раз разместил вместе, и теперь они взаимодействуют друг с другом. Представляют друг друга. Я постарался избежать всяческого метанарратива, хронологии и всего такого, что могло бы объединить эти работы вместе.
Множество работ, которые я выставляю, я показывал только один раз на специальных выставках. И их видело весьма ограниченное количество зрителей. Так что отобранные для ретроспективы произведения получили некую привилегию и новую жизнь. Другие остались в тени. Некоторые из моих произведений изменились и стали восприниматься по-другому. Я точно не хотел делать выставки «Лучшее». Мне кажется, мне удалось создать контекст взаимодействия между моими произведениями, и теперь это некий единый организм.

13932ph_untilled_6k_labeled.jpg
- Ваши работы часто ассоциируются с эстетикой отношений зрителя и произведения, с теми движениями, которые возникают между наблюдателем и объектом. И все же Вы никогда не выделяли участия зрителя как такового. В чем Вы видите роль зрителя?

- Я всегда воспринимал арт-объект как нечто такое, чему нужен взгляд зрителя, для того чтобы начать жить. Отношения между наблюдателем и объектом это динамический процесс, и мне нравится руководить им, и я старюсь сделать это как можно лучше. И конечно, музей – это не какой-то там склад, свободный от любых процедур, здесь есть такие условия, которые нужно уважать. Музей – это машина для взоров, и здесь есть масса правил временных, культурных и моральных. Но я все равно пытаюсь достичь такого эффекта, чтобы зритель чувствовал себя случайным свидетелем. Как будто он странник, путешествующий по лесу, без карты и знаний о нем. И он не знает, что он найдет впереди – равнину, ручей… А вдруг какое-то неведомое животное пробежит слева от него.

pierre_pompidou-0437_labeled.jpg
- В Ваших работах есть что-то, что напоминает типаж сумасшедшего ученого. Вы проводите множество связей и исследований между разными и подчас неожиданными областями. Как Вы развиваете эту мультивалентную художественную практику?

- Ничего сумасшедшего. После школы я собирался поступать на биолога, но, когда вопрос, выбор встал серьезно, и я решил пойти в арт-школу. Это можно сравнить с экосистемой, если вы удалите один из элементов архитектуры, то она вся может рухнуть. Возможность непредвиденного события крайне важна для меня. Меня всегда заботила программистская логика вида «if … where…?» (если... где…?)

img-pierre-huyghe-2_101621154740.jpg

- В прошлом Вы считались человеком, который все время куда-то переезжает, потом Вы довольно надолго осели в Нью-Йорке. Почему так получилось?

- В какой-то момент мне просто надоело путешествовать. Идея быть везде – это прекрасная фантазия. Но путешествия – это монета с двумя сторонами: с одной стороны, это жажда новых знаний и впечатлений, с другой, это такая капиталистическая фантазия о кочевой жизни. В какой-то момент я был сыт ею по горло. Нью-Йорк привлек меня тем, что ты никогда не сможешь узнать этот огромный город, в нем очень легко потеряться и раствориться. Жить в нем – это большое путешествие без совершения поездок. 

human_mask_labeled.jpg

- Есть слухи, что у Вас были большие проблемы с компанией Disney. Им не очень понравилось, как Вы использовали их образы?

- У Диснея очень завораживающая мультипликация. В детстве, когда ты еще свободен от разных смыслов, ты погружаешься в нее с головой. Но когда я стал взрослым, я увидел некоторые темные стороны этих мультфильмов c их очень сильным морализаторством и попытками точно выяснить кто хороший, а кто злодей. Для сравнения можно вспомнить мультфильмы Миадзаки, который делает свои работы с большим гуманистическим запалом, но без излишнего морализаторства. И, скажем, его положительные персонажи не обязательно супер обаятельные блондины.
Я использовал произведения Диснея в своей работе Blanche-Neige Lucie. Меня очень привлекают все эти мультфильмы, парки и весь остальной большой бизнес вокруг всего этого именно своей темной стороной. Естественно, что компании Disney это не очень нравится. 

img_3183_labeled.jpg

 

 
comments powered by Disqus