Mira Festival, Барселона Читать далее
Джей Люмен (Jay Lumen) Путешествие, которое не оставляет равнодушным Читать далее
Hello Flow 2019 Читать далее
4-5 августа: «Планета K-30» — масштабное событие от команды Roots United Читать далее

Кен Лам

Канадский художник с китайскими корнями – Кен Лам – обожает уличное искусство и многозначность. Прошлым летом жители Вены увидели на центральной площади Карл Платц огромный баннер, изображающий семью, состоящую из азиатского мужа, европейской жены и их дочери. Подпись на баннере гласила: «Скоро». Эта немного провокационная работа – дело рук Кена Лама.
 
 
Уверен, что множество людей, увидевших на площади Вены Вашу работу «Скоро», подумало, что это какая-то хитрая маркетинговая компания, тизер, и скоро последует продолжение.
Я думаю, что это работает на нескольких уровнях. Первый, очень визуальный – вы можете и увидеть, и прочитать послание практически мгновенно. Я надеюсь, что многих эта работа привлечет к долгому рассматриванию. Вопрос, понимает ли смотрящий, что это искусство или нет, меня не очень волнует. Гораздо важнее для меня те мгновенные реакции, которые может вызвать эта работа. Например, «Что это?» И для меня как для художника – это все, что нужно. Я также полагаю, что, поскольку эта работа установлена на довольно популярной трассе, у людей присутствует кумулятивный эффект. Некоторые едут на работу по этой дороге и видят мое произведение дважды в день. На следующее утро они смотрят на нее под другим углом. Любой художник может о таком только мечтать.

 
«Скоро» – огромный баннер, комбинирующий фото и текст, что характерно для Ваших работ. На первый взгляд, она выглядит как реклама предстоящего фильма. На второй – как пропаганда мультикультурных ценностей. Не могли бы Вы сказать более точно, что же Ваша работа означает?
Я бы сказал, что в ней есть многозначность, что на самом деле, она не имеет какого-либо конкретного значения. Собственно в этом и состоял мой замысел. «Скоро» – это такое огромное зеркало, которое отражает ваше собственное сознание, впрочем, как и любое другое произведение искусства. Да, безусловно, этот баннер можно принять за киноафишу. Но думаю, что отсутствие даты и надписи на китайском языке, быстро сведут на нет эту гипотезу. Для кого-то этот плакат может показаться провокацией. «Будьте осторожны. Это скоро наступит. Нравится ли вам это, или нет!»
 
Как Вам вообще пришла в голову идея сделать такой баннер?
Я преподаю в Пенсильванском университете, и прошлым летом приезжал в Вену вместе с моими учениками. Здесь я встретился с Николасом Шафхаузеном, директором музея Kunsthalle Wien. Он предложил мне сделать новую работу для музея. Я уже когда-то работал вместе с ним. У меня были кое-какие идеи, но я не был уверен в них. Тогда я вспомнил про работу, которую я делал в Пекине. «Скоро», на самом деле, почти повторение моей китайской работы. Там я выставлял почти такую же картинку, только работала она с другими стереотипами. В Китае только очень космополитичный человек, может жениться на иностранке. Я отметил, что в Вене сильно растет азиатское население, и подумал, что перенести этот плакат сюда было бы очень интересно. Когда я предложил Николасу этот проект, он был в восторге.
 
Как Вы думаете, эта работа могла бы быть показана, вообще, в любом месте?
Не думаю, что в любом, но много где. Сложно спорить с тем, что китайское присутствие в мире расширяется. Его уже даже можно сравнить с американским. Вы можете находиться в Новой Зеландии, но чувствовать Америку. Вы можете быть в Линце, но чувствовать Америку. Америка находится через океан, но вы включаете радио и, бац, Америка уже здесь. Китайское присутствие в мире расширяется в основном за счет множества товаров, вы можете относиться к этому, как угодно, но это происходит.
 

Вы часто используете дорожные или другие знаки в качестве медианосителей.
У меня есть обширный опыт рисования различных знаков. На заре своей карьеры я рисовал множество вывесок для ресторанов и магазинов. Я нарисовал много брокколи и цветной капусты, деревянных вывесок с надписями типа «Лучший кофе в городе».
С тех самых пор мне очень интересен язык городских вывесок и знаков. Это, на самом деле, огромный и подчас мало изученный пласт культуры, с которым мы сталкиваемся каждый день. Вывески могут быть уродливыми, создавать визуальный шум или, наоборот, прекрасными и радовать глаз. Вся эта уличная культура создает нашу каждодневную жизнь и сильно влияет на нее.
 
Как давно у Вас появился интерес к этой уличной культуре вывесок?
С 1987 года, и он до сих пор не прошел. В этой культуре есть много национальных особенностей. Например, в азиатских странах уличных вывесок куда больше, чем в европейских городах, таких как Вена.
 
Когда Вы создаете новую работу, каким образом Вы отбираете идеи для нее?
Мой основной метод – это собирать какие-то интересные или анекдотические истории прямо на улице. Например, я еду в автобусе и вижу, как девушка кричит своему парню: «Вот дерьмо, ты меня не любишь!» Я делаю работу из этой сцены. Я люблю работать с такими вещами, с которыми самые простые люди могут себя идентифицировать, даже если им не очень приятно думать об этом.
 
Вы известный поклонник концепции паблик-арта и идеи о том, что искусство должно быть вынесено из галерейного пространства. В чем, Вам кажется, ключевая разница между искусством в галерее и на улице?
Прежде всего, в состоянии публики. В галерее, какая бы странная работа там ни присутствовала, все знают – это произведение искусства. На улице ваша аудитория гораздо шире, и вы уже не можете рассчитывать на столь благосклонный контекст, который присутствует в галерее. Люди не платят денег за то, чтобы посмотреть на вашу работу, и даже если они поймут, что это искусство, они будут судить вас с большой строгостью.
 

 
comments powered by Disqus