Mira Festival, Барселона Читать далее
Джей Люмен (Jay Lumen) Путешествие, которое не оставляет равнодушным Читать далее
Hello Flow 2019 Читать далее
4-5 августа: «Планета K-30» — масштабное событие от команды Roots United Читать далее

Элисон Клейман

Знаменитый китайский художник и диссидент Ай Вэйвэй в этом году стал героем документального фильма «Ай Вэйвэй. Никогда не извиняйтесь». Живущий в Пекине бескомпромиссный нонконформист не только считается одной из главных фигур современного искусства, но и стал подспорьем для другого таланта. Документальное кино о нем превратилось в триумф молодого режиссера-дебютантки Элисон Клейман, получившей за свою работу приз на престижном фестивале Sundance. Таким образом, весь мир получил несколько красивых историй о борьбе искусства с тоталитаризмом и о прекрасной дилетантке, завоевавшей всеобщее признание при помощи любопытства и цифровой камеры.


Итак, вы, в первую очередь, журналист. Что заставило вас заняться документальным кино? У вас есть образование в этой области?

У меня нет специального образования, и я была довольно неподготовленной для съемок. Но зато я очень люблю обучение в процессе работы, у меня уже был некоторый опыт работы в кино – я как-то помогала оператору и работала на кастингах фильмов. На протяжении многих лет я надеялась попытаться снять документальный фильм, но, когда я впервые переехала в Китай в 2006 году, моя работа была в основном на радио. Идея документального кино была несбыточной мечтой в фоновом режиме.

Каким образом вы познакомились с Ай Вэйвэйем?

Меня фактически свела с ним судьба. Моей соседкой по квартире была американка китайского происхождения, работавшая над фотографиями для его выставки в Пекине. Она знала, что я только купила камеру, и что я хотела сделать больше видео работ, поэтому она предложила мне сделать видео, сопровождающее выставку его фотографий Нью-Йорка. Они должны были отобрать 200 из 2000 фотографий, и там было так много замечательных историй связанных с их съемкой, что Вэйвэй захотел задокументировать процесс отбора.

И вот в какой момент возникла идея сделать фильм, и из видео, специально создаваемого для этого шоу, получилось документальное кино об Ай Вэйвэйе?

Я думаю, что такой интерес возник очень быстро, потому что сам Вэйвэй – невероятная личность, очень харизматичная. И в результате нашего общения возникло так много вопросов, что я хотела бы знать больше ответов. Когда мы начали снимать вместе, он рассказал мне о других своих проектах, например, о его очень спорной кампании «Землетрясение» (Вэйвэй расследовал трагедию сычуаньского землетрясения), которая только начиналась. В результате я почувствовала, что, черт возьми, у меня было так много материала, который не соответствовал галерейному видео, что мне захотелось сделать нечто большее.

И что же было после вокруг этой фигуры, которая уже стала почти вне закона в Китае? Были ли моменты, когда вы чувствовали, что слишком сильно рисковали собственной безопасностью?

Ну, это действительно было только во время события в Чайнгду, где Вэйвэй был избит полицейским. Он записал нападение на диктофон, включив запись. Я не присутствовала при этом событии, но я была там в следующей поездке, когда Вэйвэй обратился в суд по поводу факта избиения. Во время этой поездки, я думаю, нервничали мы все, потому что вы просто не знаете, что вас ждет. Это был не столько страх за свою личную безопасность, сколько беспокойство о нем и его добровольцах и помощниках из проекта «Землетрясение». Я чувствовала, что они как граждане Китая несли совсем другие риски, нежели я в качестве аккредитованного иностранного журналиста.

Какое послание к людям Ай Вэйвэй несет как художник? Как, на ваш взгляд, он достиг этого культового статуса?

Я думаю, что его работы действительно стремятся быть как можно более вовлекающими и коммуникативными. Вэйвэй старается найти коммуникацию в новых формах и в разных формах... Главная его цель – ставить под сомнение устоявшиеся точки зрения. У него есть определенные темы, такие как подлинность, отношение к истине и поддельные реальности, история, традиции, и как это соответствует современности. Очевидно, его внимание сосредоточено на Китае и китайских вопросах, но я думаю, что он хочет вовлекать в свое творчество большее количество людей. Вот почему он ведет Twitter и блог и дает интервью, все это объединяется, чтобы создать целое.

Как вы думаете, фильм будет выпущен в Китае?

Он не будет выпущен в Китае в любом официальном качестве – это просто невозможно. Но люди в Twitter уже распространяют ссылки для скачивания, и его все же увидят и в Китае. Там его очень ожидают поклонники, но я не думаю, что мы когда-нибудь получим официальный релиз.

 
comments powered by Disqus