Алекс Дено: «Во Франции запрещают мои карикатуры на политиков,… а в России народ больше сплочен, чем во Франции…»
В Москве откроется выставка французского художника Алекса Дено «Я рискую. Настаиваю и подписываюсь». Своей кистью известный карикатурист обличает западных лидеров и сложившуюся расстановку сил в мире. Его любимые персонажи – президент Франции Франсуа Олланд, президент США Барак Обама и канцлер Германии Ангела Меркель. На Западе такого автора в своих галереях не ждут, но в России своего зрителя он нашел.
- Алекс, говорят, ваши выставки запрещают в Европе. С чем это связано?
- Я провожу выставки, запрещены только политические работы. Ко мне домой приходила жандармерия, чтобы попросить удалить из Интернета работы. Я спрашивал, чье это распоряжение. Мне отвечали: прокурор просил прийти и сделать это. Да, хорошо, позвоните прокурору, возьмите меня с собой, посадите на 2-3 месяца в тюрьму. Да, это меня прославит и сделает более известным. Но на самом деле жандармы были сами рады увидеть мои работы. С другой стороны, они обязаны делать свою работу. Но я увидел, что работы соответствуют тому, что они сами думают. Они вынуждены работать на «купленное правительство». Запреты связаны с политическим содержанием моих картин.
- Кем вы себя представляли в детстве? О чем мечтали, и осуществилась ли ваша мечта?
- Я всегда хотел заниматься искусством, мечтал стать фотографом. Но так как у меня были способности к спорту, я увлекся спортом, были успехи. А потом со мной произошло то, что происходит со всеми - встретил женщину, женился. Любовь вновь вернула меня в искусство. Это было в 2000-х годах. Это видно по работам, которые я выставляю на своих выставках. Любой профессионал увидит эволюцию моего творчества. В Москву я привез серию политических картин и серию портретов французских женщины. Есть хорошие и плохие периоды – все это читается в моих картинах, сказывается на технике.
- Каким для вас казался окружающий мир, когда вы были ребенком?
- У меня была семья - отец и мать. Мама не работала, потому что у нее было трое детей, их нужно было воспитывать. Отец был руководителем предприятия и приходил домой пообедать и вечером поспать. А у меня 3 часа в день было посвящено спорту. До 12 лет мама водила меня в школу искусств для детей. Там учили всему - скульптуре, живописи. Но я занимался спортом и не мог уделять одинаково времени и тому, и другому. Пришлось занятия по рисованию оставить. Потом я поступил в аудио-визуальную школу, это как колледж, где учат на фотографов. Потом служба в армии, потом женился, потом развелся. Я оставил всю мою жизнь в искусстве за скобки. А в 1995 году я оказался в тюрьме. И с этого момента я снова начал заниматься живописью…
- Какое было первое произведение?
- Первое произведение маслом - это изображение цунами в Таиланде. Это было изображение огромной волны, много людей, поглощаемых этой волной. Я представил, как изобразил голову Лука - такой художник. Эта работа сейчас находится у одного коллекционера в Канаде.
- Вы долгие годы пребывали в тюрьме. Была возможность реализовывать свои творческие способности?
- Да. Охранники позволяли заниматься тем, чем я хотел. Они боялись того, что если они не позволят мне заниматься искусством, я начну вовлекать других заключенных в спорт, которым я очень хорошо владел. Поэтому позволили мне заниматься живописью.
- Вы не скрываете своего восхищения Владимиром Путиным как политиком. Чем он вам нравится?
- Есть немало людей во Франции, которые поблагодарили бы его за то, что он делает в политической жизни. Во Франции это достаточно сложно. То, что люди думают, и то, что говорят - часто это разные вещи. Многие считают, что если бы не было Путина, то Соединенные Штаты продолжали бы разделять страны. Американцы делают как? Они интересуются странами, где есть нефть, газ, природные ископаемые, они приходят туда, говорят, что у них плохие правительства - это диктатура, меняют это правительство и ставят совершенно другое. И европейские цены всего лишь рабочие для Америки. И чаще всего именно европейцы делают грязную работу за американцев.
- Путин на вашей картине рыжего цвета. Почему?
- Просто я с ним ни разу еще не встречался. Я основывался на фотографиях, которые видел в Интернете. Просто я выбрал этот цвет. Можно же сделать портрет, который будет походить на него, но это будет фотография.
- Кто из мировых политиков вас восхищает?
- Иго Шавади, это Венесуэла. Этот человек осмеливался говорить, что думает. Фидель Кастро, но он уже закончил, болен, а сейчас там его брат - это совсем другой человек. Он опять открыл Кубу для США. Я недавно говорил с одним кубинцем, который работает в Испании, он рассказывал, что происходит сейчас на Кубе, говорит, что вскоре Куба станет борделем США. В Штатах много запретов, потому они будут многие свои свинские поступки прятать на Кубе: казино, бары с девочками.
- Сами не хотите стать политиком?
- Нет.
- Вы знаете, как реагируют на ваши картины политики?
- Это удивительно. У меня была возможность поговорить со многими политиками в моем округе. Я разговаривал с важными чиновниками, которые часто ездят в Елисейский дворец. Все настроены про-европейски, Европа - это гениально. Но это то, что они думают, это видно. Когда они видят мои картины, тогда и можно узнать, что они думают на самом деле. Они на ухо мне шепчут, что сюжеты моих карикатур – это правда.
- Поступали ли в ваш адрес угрозы?
- Нет, не поступали. Но некоторое давление я испытывал. Например, была слежка на улице, прослушивание телефона, какие-то интернет-сайты внезапно блокируются. Я под наблюдением во Франции, видимо, как террорист.
- Вы уже третий раз в Москве. Какие у вас впечатления?
- Впечатления меняются со временем. Чем больше проводишь тут времени, тем больше меняются впечатления. Когда мы приехали в прошлом году, у нас было сплошное восхищение. И только сейчас начинаю замечать, что люди здесь живут лучше, чем у нас. И народ здесь сплочен, народ горд. А у нас ходят с опущенной головой и не осмеливаются заговорить друг с другом…
- Во время радиоэфира на радиостанции «Говорит Москва» вы сообщили, что в России вы можете спокойно говорить без цензуры. Во Франции разве не так?
- Да. Допустим, если выступить по телевидению и высказать какие-то антиевропейские мысли, это невозможно. Европейцы не могут говорить против Евросоюза. Я хочу привести в пример одного французского юмориста. Я его совсем не знаю и не разделяю его идей, но его спектакли запрещены во Франции и во всех европейских странах. Его зовут Дьё Доне. Я его очень люблю, хотя и не совсем согласен с тем, что он говорит. Он мне нравится, потому что он осмеливается говорить вещи против правительства. Канада запретила его спектакль, тогда он заснял свой спектакль во Франции и передал в Канаду по Интернету, а там его опубликовали. Это было гениально! Тебе запрещают говорить, а ты на это наплевал и делаешь. Физически тебе запрещают туда въехать, но послание все-таки дошло. И это гораздо больше сыграло ему на руку, дало больше рекламы, чем если бы он просто приехал.
- Почему вы приехали в Москву на трейлере, а не на самолете?
- Во-первых, у меня очень много картин, которые я везу, есть еще две рамы для картин, они огромные и тяжелые. И если бы французские таможенники увидели мои политические картины, они были бы тут же конфискованы. Конечно, если бы я прилетел на самолете, мне было бы в два раза дешевле. Есть же скидки, если покупаешь билет туда-обратно.
- Как пролегал ваш маршрут? Сколько дней вы ехали?
- Ехал по Франции, Бельгии, Голландии, Восточная Германия, Польша, Литва, Латвия, Россия. Принимая во внимание, что грузовик достаточно старый, мы ехали всего по 500 км в день. Я боялся за картины, было очень жарко в это время. В Польше пришлось заменить два колеса, и за 3 дня температура с 45 опустилась до 15. Это было удивительно.
- Какие интересные приключения были в дороге?
- В Польше мы ночевали в таком же кемпинге, как и здесь в Москве, и я часто разговаривал с людьми. Раньше у поляков была работа, жилье, а в настоящее время они покидают свою страну, чтобы найти работу. А стоимость недвижимости выросла намного больше, чем их зарплаты. Один поляк мне объяснял, что когда только они вошли в Евросоюз, они все вышли на улицы, кричали и радовались. А сейчас с дорогами плохо, после Варшавы мосты не отремонтированы. Литва и Латвия - тоже плохое состояние дорог, но не так плохо как в Польше.
Начиная от Варшавы все деградирует, все меньше и меньше отремонтированных дорог. Я увидел, что поляки так же волнуются, как и французы, и тоже не хотят больше быть членами Евросоюза. Во время путешествия мы видели, как полицейские были в больших количествах. Их было много не потому, что они приходили контролировать скорость или проверять водителей на алкоголь, они были в местах скопления грузовиков, в кемпингах, чтобы в случае чего можно было быстро отреагировать. Они были одеты как робокопы, но не для того, чтобы проводить алкотесты. Поляки видят, что правительство боится какого-то восстания. Во Франции то же самое, просто французы другие - ими манипулируют. Закон, который был принят по поводу работы, вызвал манифестации в течение нескольких месяцев. Когда начинаются выступления против какого-то закона, оно продолжается до тех пор, пока правительство не примет какие-то меры. Что делают синдикаты и профсоюзы? Например, 1 июня прекращаем все забастовки, начинаем с 1 сентября, а сейчас каникулы. И что происходит? Взяли и приняли закон, пока у вас каникулы, и все - все закончено. Я думаю, что руководители профсоюзов во Франции оплачиваются правительством Франции и они все предатели.
- Проверяли ли ваш трейлер пограничники? Как они реагировали на картины?
- Не очень сильно проверяли. В Бельгии таможенник увидел фотографии всех картин. И когда моя жена пришла в таможенное бюро, там они говорят не по-французски, а по-фламандски. У таможенника было плохое настроение. Ему показывали фотографии всех работ и когда она начала перелистывать все фотографии, тот, у которого было плохое настроение, разулыбался до ушей. И весь досмотр прошел великолепным образом. А один меня в коридоре догнал и сказал на ухо: "Эй, господин, а Вы не боитесь?" "Чего?" "Там же на одной картине Путин!" Но когда русские таможенники увидели картины, они тоже улыбнулись и пожелали удачи, чтобы встретиться с Путиным.
- Вы знаете что такое «бабье лето»?
- Такого нет во Франции, там есть другое. Дословно переводится как "индийское лето", но смысл тот же.
- Что вы хотите донести до российской публики своей выставкой?
- Я знаю, что ни в одной стране нет народа, который был бы за президента. Я как раз хотел бы показать этим людям, что им повезло, что у них такой замечательный президент, потому что без него Россия распалась бы на мелкие кусочки. Это единственная защита в настоящее время от Соединенных Штатов. И благодаря моим работам они могут составить себе мнение, что на самом деле представляет собой сейчас Европа. Потому что есть большая разница между положением дел в реальности и тем, что показывают по телевидению.
- Какие картины вы приготовили для экспозиции в Москве?
- Я привез 45 работ, из них всего 12 в жанре политическая карикатура.
- В одном из интервью вы сообщили, что хотите объединить иностранцев, проживающих в России…
- Было бы прекрасно, просто фантастически здорово объединить Францию с Россией. У нас сейчас необычная ситуация, на будущий год у нас президентские выборы. Но Франция - маленькая страна по сравнению с Россией. И если нам повезет и у нас будет хороший президент-женщина, если мы с ней выйдем из состава Евросоюза, в этот момент Европа рассыплется как карточный домик. И альянс с Россией привел бы к тому, что американцы больше не смогли бы управлять миром. Это было бы намного лучше, чем то, что происходит в настоящее время.
Я делаю эту выставку и жду продажи картин, чтобы финансировать свою ассоциацию, которую я создал. Дружба художников России и Франции позволит вашим художникам приезжать во Францию и объяснить, что же такое на самом деле Россия, какая она многогранная, какие люди в ней живут. И таким образом пропагандировать российское искусство и культуры. Просто когда начинаешь говорить о России, люди еще не понимают, что это не Советский Союз, что уже нет Сталина. Они думают, что это страна дьявола, и это не удивительно, потому что то, что им показывают по телевидению, это так представляется. Нужно изменить идеи в головах людей. И если эта идея базируется на реальности, будет лучше. Когда начинаешь говорить о России, реакция такая: "Россия, Путин, КГБ". Для них это опасность. И цель операции показать, что диктатура не здесь, а там.
- Какая ваша главная цель визита в Россию?
- Возможность построить центр культуры для русских во Франции. В действительности есть много культурных русских центров во Франции, но если это только для того, чтобы выставлять пейзажи или горшки с цветами, в этом нет смысла. Для меня это через искусство делать политические посылы, потому что я считаю, что искусство более действенно чем Калашников. Но это и намного сложнее. Для того чтобы это сделать, нужно иметь много денег. Я делаю выставку в Москве, в этом культурном городе для того, чтобы люди могли купить мои политические работы, а тогда у меня будут деньги на создание этого центра.
- Если была бы возможность остаться в России, вы бы остались?
- Нет, потому что я французский патриот, и я хочу вести борьбу на моей территории. А если мне предложат двойное гражданство франко-российское - да, это я приму. Моя мечта - работать во Франции, чтобы русские приезжали и видели, что такое Франция, а потом французы приезжали в Россию и видели, что такое Россия. Это было бы идеально.
Выставка картин Алекса Дено «Я рискую. Настаиваю и подписываюсь»
13 октября, Дом на Патриарших
Адрес: Большой Патриарший переулок, 10
Сбор гостей с 19:00
- Поделиться:facebookВКонтактеtwittergoogle +