Mira Festival, Барселона Читать далее
Джей Люмен (Jay Lumen) Путешествие, которое не оставляет равнодушным Читать далее
Hello Flow 2019 Читать далее
4-5 августа: «Планета K-30» — масштабное событие от команды Roots United Читать далее

ИСКУССТВЕННАЯ СИЛА ПРИРОДЫ

Maya Jane Coles. Имя, возникшее из ниоткуда. 
Текст: Илья Воронин
Фото:  Jennifer Iliff, Mike Massaro, Laura_Lewis и Mads Perch

Материализовавшееся из воздуха, когда в октябре 2010 года на лейбле Real Tone вышла ее пластинка «What They Say», в конце года занявшая все главные места в чартах Resident Advisor и Beatport. Если хотите, то это был первый гимн от Майи Джейн Maya Jane Coles, чье звучание теперь накрепко ассоциируется с ее именем: вернувшаяся обратно в текхаус элегантность, в сочетании с изящными мелодиями в лучших традициях дип-хауса, а также с весьма заметным количеством эхо, что позволяет предположить, что кое у кого есть видимый интерес к дабстепу и близким по духу жанрам. То, что делает эту смесь Maya Jane Coles особенной, так это взвешенный баланс элементов, который можно, пожалуй, обозначить как результат «зрелости». Совсем неплохо для дебюта 24-летней артистки.

 
maya_jane_coles_2.jpg

При этом «What They Say» не являлась дебютной пластинкой: «Многие люди считают, что это был мой первый релиз, просто потому, что это было первым, что они от меня услышали, – рассказывает Maya Jane Coles. – Но я до этого постоянно что-то выпускала. Для меня здесь не было ничего особенного. ‘What They Say  был просто очередным релизом». Успех этого трека ее изрядно удивил: «Все мои предыдущие пластинки находили поддержку со стороны диджеев и людей увлекающихся, но никакого подобного хайпа не было. Поначалу это вообще для меня стало шоком. Правда, вместе с этим, трек стал платформой для последующих моих релизов, поскольку мне больше не нужно было бороться за то, чтобы на мою музыку обратили внимание. Теперь вокруг много людей, знающих мою музыку». 

С 2008 года Maya Jane Coles издает свою музыку на лейблах типа Dogmatik и Hypercolor, в этом году к ним присоединились 20:20 Vision и Mobilee. Не все это стало следствием ее прорывного трека. «Еще до всего этого хайпа вокруг  What They Say  Аня Шнайдер (глава Mobilee – прим. авт.) уже играла некоторые мои ранние треки. Ну, а я решила ей послать несколько треков. Они ей очень понравились, и она спросила у меня, не хотела бы я издать их на Mobilee».

maya_jane_coles_3.jpg

Для Maya Jane Coles такое предложение стало большой честью: «Когда я только начинала интересоваться текхаусом, то я с ума сходила по релизам Mobilee. Это один из первых лейблов, которые повлияли на мое развитие, и чьи релизы я покупала постоянно. И я была по-настоящему счастлива сделать для лейбла целую пластинку». Треки на «Beat Faster», пластинке выпущенной на Mobilee, несколько суше и придерживаются более минималистичного звучания лейбла, нежели чем «What They Say» или большинство остальных работ Maya Jane Coles. Ударные колотят, как говорится в названии, быстрее, а эхо чуть дальше отодвинуто на задний план, но все же типичная для музыки Maya Jane Coles мелодия присутствует и здесь.
Тем временем молодая жительница Лондона поддержку начала получать по всему земному шару, начиная от влиятельного Лорана Гарнье, Стива Бага или Тони Хамфриза до самых разных музыкантов, типа Деймона Албарна или 3D из Massive Attack. Чуть позднее она стала не только сочинять свои собственные треки, но и принялась за создание ремиксов. Свои ремиксы она стала делать не только на предсказуемых коллег по цеху, вроде DJ T, Тома Миддлтона или Масео Плекса, но и для поп-артистов, вроде Little Dragon и Трики. Как только речь заходит о ремиксах, в голосе у Maya Jane Coles начинают звучать нотки благодарности: «С недавних пор я стала делать ремиксы на те вещи, которые мне действительно нравятся. Это большая честь работать над тем, что нравится тебе, в моем случае это Little Dragon и Трики. Это музыка, которую я и сама с большой охотой слушаю. Ведь это настоящая привилегия – создавать что-то свое из того, что нравится тебе лично». Здесь стоит добавить и ремиксы от ее живого проекта SheIs Danger с певицей и мультиинструменталистом Леной Каллен. Дуэт уже сделал ремиксы на Massive Attack и Gorillaz. SheIs Danger демонстрирует очередную грань артистки – здесь вместо хауса правит дабстеп, что видно из кавер-версии хита Eurythmics «Who That Girl», где предлагается сексуально противоречивый вариант текста в соответствующем клипе.

 

КОГДА ЧТО-ТО ОДНО – ЭТО СКУЧНО
Maya Jane Coles объясняет, что она никогда не хотела ограничивать себя одним музыкальным направлением: «Когда я только начинала заниматься музыкой, то это не было ни техно, ни хаус, которые привели меня к моему занятию. Первые мои вещи скорее находились под влиянием хип-хопа, трип-хопа, R n B нулевых. Я росла на такой музыке».
Все довольно сильно изменилось, когда она начала ходить в клубы, где впервые услышала драм-н-бейс и джангл, а уже потом она постепенно заинтересовалась хаусом и техно. «И уже после этого я решила попробовать в этом свои силы». Очень не хотелось испытывать рабскую привязанность к какому-то конкретному жанру. «Я ведь самую разную музыку слушаю. Всякий раз, когда я начинаю заниматься новым жанром, я ищу к нему свой собственный подход». Да и само понятие жанра для нее не окончательно. «Я с охотой работаю над самыми разными проектами, правда, довольно быстро мне это надоедает. Я принадлежу к тому типу людей, которые не могут концентрироваться на чем-то одном. У меня всегда должны быть самые разные проекты, и все они одновременно должны двигаться».

maya_jane_coles_7.jpg

Ее альтернативный дабстеп-проект Nocturnal Sunshine также задействован в самых разных проектах. На LMD SkunkWorks, подлейбле Lick My Deck, сингл «Can t Hide The Way l Feel» демонстрирует умение Maya Jane Coles соединять друг с другом хаус, техно и дабстеп. Совсем как ее коллега Пол Роуз, который скрещивает хаус с дабстепом под именем Scuba, а под аббревиатурой SCB сочиняет дабстепообразное техно. Роуз в июле прошлого года уже приглашал Maya Jane Coles в качестве гостя на празднование трехлетия его мероприятий с бас-музыкой «Sub:Stance» в берлинский Berghain. Maya Jane Coles выступала в Panorama Bar, впервые в Берлине отыграла в Watergate и совсем крохотных клубах, типа My NameIs Barbarella, рано утром, демонстрируя собравшимся свои диджейские навыки. Но настоящим испытанием для Майи Джейн Maya Jane Coles стало выступление в Berghain. «Когда я последний раз была в Берлине, я провела в этом клубе час, что, сами понимаете, было совершенно недостаточно». В этом году она выступила здесь с трехчасовым сетом, играя в Panorama Bar исключительно с компакт-дисков все, что только можно подвести под описание дип-хауса, текхауса и даб-техно. При этом, изредка, она уходила в чуть более жесткие моменты, чем это заметно в ее собственных, более изящных, треках, а кривая эйфории возникала снова и снова, в то время как она, сосредоточившись на пульте и улыбаясь, почти не обращала внимания на публику.
Maya Jane Coles считает важным то, что она сначала стала записывать музыку и только потом стала диджеем. «Этим я начала заниматься лишь после выхода моей первой пластинки – в 2008-м году! То, как сводить, я знала и до этого, лет с семнадцати. Я купила себе все необходимое, пластинки постоянно покупала. Но всегда была, в первую очередь, музыкантом, и амбиций стать диджеем у меня никогда не существовало. Я этим начала заниматься лишь после того, как стали выходить мои релизы. Для меня играть в качестве музыканта – это возможность жить со своей музыкой». Безусловно, существует ее проект SheIs Danger, но сольная карьера Майи Джейн Maya Jane Coles на сегодняшний день является для нее гораздо важнее.

maya_jane_coles_8.jpg

После многочисленных синглов ее ум теперь занимает дебютный альбом. Но для этого ей придется научиться более умело распоряжаться своим временем. «Все обычно происходит как-то случайно. Да и гастроли отнимают большое количество времени, которого мне так не хватает в студии. Стало сложно удерживать все свои проекты в голове, поскольку мои сольные проекты требуют все большего количества времени. Но, мне кажется, это дело гораздо важнее, и поэтому к нему нужно подойти со всей ответственностью». Ее альбом, кажется, отбрасывает свою тень довольно далеко. «Все, что когда-либо оказывало на меня влияние, будет учтено на моем альбоме, поскольку каким-то определенным жанром я не ограничиваюсь. Это будет музыка, которая не следует ни правилам, ни каким-то границам. В хаус-музыке или на бас-сцене всегда получается так: если ты делаешь трек, то ты должен соответствовать сцене, там с первого момента возникает огромное количество правил – хаус-трек, например, должен иметь определенного рода вступление и такой темп, какой можно было бы использовать в диджейских сетах. В этот раз я вообще не хочу прибегать ни к каким правилам. Это просто эмоциональная музыка, которая идет от сердца».

ИСПОЛЬЗУЯ НА ВСЕ СТО
Страсть к музыке у Maya Jane Coles проявилась еще в молодости. В школе музыку она выбрала в качестве предмета изучения, и занималась с преподавателем, обучаясь игре на виолончели, гитаре, саксофоне и ударных. «Я пыталась играть на тех инструментах, что оказывались в моем распоряжении. Я брала новый инструмент, возилась с ним месяцев шесть, а потом, в итоге, бралась за что-то новое». Научиться играть ни на одном из инструментов она не смогла, но для базиса этого было достаточно. Единственный инструмент, который всегда задействован в ее треках – это бас, который она изучала самостоятельно. «Я купила бас-гитару после того, как начала сочинять музыку, поэтому я могу импортировать свои собственные бас-линии. И гитару я постоянно привлекаю к работе».

maya_jane_coles_10.jpg

Когда Maya Jane Coles начала заниматься музыкой, она быстро поняла, что с этим занятием хочет связать жизнь. Школа и университет были ей по пути, но проучившись полтора года, на протяжении которых она изучала музыкальную технику, она забросила учебу. «Я перестала ходить на занятия, поскольку учиться не очень хотелось. У меня сложилось впечатление, что вместо того, чтобы учить меня, мне лишь ставили очередные преграды». В итоге она решила заниматься всем в одиночку. Несмотря на кажущуюся скромность и застенчивость Maya Jane Coles, в ней чувствуются амбиции и решимость: «В музыку надо вкладывать все 100 процентов, все свое время, всю преданность, если ты хочешь, чтобы это стало твоей профессией. Столь упорная работа, в конце концов, оправдалась». Это она произносит не торжественно, а просто констатируя факты. Видимо, ей хорошо известны прямо противоположные примеры. «Было время, в котором я только и делала что боролась. Это ведь очень сложно, особенно с точки зрения финансов, когда не все гладко, когда нужно пробиваться вперед, и когда не знаешь, чем заплатить за квартиру, или на что купить еду».
Действуя под лозунгом «Сделай сам», Maya Jane Coles использует не очень много оборудования. Не беря в расчет ее бас-гитару – она типичный лэптовый музыкант. «Когда я впервые начала заниматься музыкой, у меня был Mac и простенькая музыкальная программа. А недостающие инструменты я брала с минидискового плеера, и просто делала из них лупы». Многому она научилась и просто подсматривая за работой коллег. «Некоторые мои друзья работали в лондонских студиях. Были, конечно, и такие студии, где люди могли бы бесплатно пользоваться оборудованием и встречаться с другими музыкантами и певцами. Я подростком много времени проводила в таких местах и многому там научилась. Я просто сидела и смотрела, как они работают». 

maya_jane_coles_11.jpg

И сегодня Maya Jane Coles работает с простым оборудованием в своей студии, которая располагается в ее жилой комнате. «У меня такое ощущение, что это как раз то, что мне нужно. Я ведь могу делать все, что я захочу. И я очень довольна таким положением дел». И при этом она вообще не испытывает никакой тоски по большому парку устройств. «Я никогда не была помешанным на ‘железках  человеком. Мне достаточно иметь микрофон, чтобы при помощи собственных звуков изображать ударные. Я больше использую программы, нежели аналоговые устройства, просто хотя бы потому, что программы у меня всегда под рукой были». Ее поколение выросло с компьютерами. У более старых музыкантов, которые выросли с аналоговыми инструментами, подход несколько иной.

 
comments powered by Disqus