Bose L1: компактный линейный массив
Прогресс как таковой – явление далеко не столь однозначное, как это принято считать. Вообще задавшись целью что-либо изменить или улучшить, не сложно добиться видимых результатов в выбранном направлении. Сложнее сделать так, чтобы одновременно с этим не потерять что-то другое. И прогресс в технологиях сценического звукоусиления тоже не всегда сопровождался только положительными изменениями.
Певец или хор, музыкант или оркестр могут непосредственно и вполне свободно работать в относительно небольших залах, вместимостью до полутысячи человек. Зрители, при условии, что они сидят тихо и не кашляют на весь зал, смогут услышать все до мельчайших деталей, и никакого дополнительного озвучивания в данном случае не требуется.
Обращаться к звукоусилительным системам исполнители станут только в том случае, если будут выступать в значительно более крупных помещениях, например, на открытых площадках или спортивных стадионах, где могут одновременно собираться несколько тысяч зрителей. В таких условиях собственных сил исполнителей уже не хватает, передать какие-то нюансы исполнения становится и вовсе сложно, и требования к детализации исполнения естественным образом отступают, пропуская на первый план просто равномерную «доставку» звука до ушей слушателя. Но мероприятия такого масштаба – это отдельная песня, и заниматься этим сейчас мы не станем. Нас интересуют зрелища не столь крупные.
С появлением на сцене электрогитар и электронных музыкальных инструментов, которые сами по себе вообще никак не звучат, зрительская аудитория даже в небольших помещениях стала, безусловно, нуждаться в системах звукоусиления. Cобравшись с силами, эту проблему довольно быстро решили, однако без потерь все же не обошлось. В чем же они заключаются?
Акустический инструмент или вокалист – это реальный источник звука. Зритель видит музыканта и слышит исходящий от него звук в одной и той же пространственной точке, гармонично воспринимая сценический образ. Электрический музыкальный инструмент непосредственно источником звука не является, а потому вынужден пользоваться усилителем и громкоговорителем. В результате зритель видит исполнителя в одной точке, но слышит звук совсем из другой, что не может не сказаться на целостности восприятия.
Типовые акустические системы имеют значительные габариты, поэтому размещать их прямо на сцене довольно затруднительно. Гитаристы, впрочем, нередко используют индивидуальные комбоусилители, однако, учитывая различия в их характеристиках, а также принимая во внимание зону акустического покрытия обычного громкоговорителя, ясно, что целостность звуковой картины при таком размещении неминуемо страдает. Некомфортно как зрителям, так и самим музыкантам.
Чаще всего, учитывая сложившуюся практику работы со стереозвуком, два комплекта звуковых колонок просто размещают по краям сцены, и всех исполнителей фактически «загоняют» именно туда. Сценическое пространство для артистов остается свободным, однако звуковой образ исполнителя с точки зрения слушателя еще больше отдаляется от реального источника, то есть, от зрительного образа. И если расстояние от слушателя до акустических систем левого и правого каналов разное, то он хорошо слышит лишь звук из ближайших громкоговорителей. Кроме того, если помещение имеет недостаточно хорошую акустическую подготовку, в звуке появляются дополнительные искажения, порожденные паразитной реверберацией.
В то же время сами артисты не слышат звук, направленный в сторону зрителя. Им приходится довольствоваться отдельными мониторными громкоговорителями, которые повернуты вглубь сцены. Звук в этих мониторах, как правило, не является точной копией того, что слышат зрители, так что артисты должны еще учитывать эту разницу и как-то подстраивать свое исполнение под зал и друг под друга. Работа почти ювелирная.
Таким образом, решение одной проблемы, а именно – звукоусиления, породило взамен как минимум три совершенно новых. Это – несоответствие пространственного положения визуального и звукового образов с точки зрения слушателя, неравномерное озвучивание пространства, а также неполноценный контроль звука самими музыкантами и исполнителями. В результате, задача озвучивания небольших сценических площадок до сих пор чаще всего решается принятием тех или иных компромиссов. А можно ли как-то обойтись без них?
Как избавиться от компромиссов?
Американская компания Bose всерьез озаботилась этим вопросом. На первый взгляд, основная задача формулировалась довольно просто. Нужно всего лишь найти такой способ передачи звука, чтобы и зрители, и сами исполнители слышали все так, как если бы вообще не было никакой звукоусилительной системы, а все источники звука были реальными. Однако из практического опыта прошлых лет было совершенно ясно, что, решая «в лоб» одну проблему, можно вместо нее получить другую.
Поэтому сразу же возникли поправки: источники, при всей их «реальности», должны быть достаточно громкими, чтобы зрители в дальних рядах могли, не напрягая слух, насладиться представлением. И в то же время усиление не должно быть чрезмерным, поскольку это повредит слушателям, находящимся непосредственно перед сценой, не говоря уже о самих музыкантах. Само собой, зрители в центре зала и на периферии, а также слева и справа должны слышать звук одинаково отчетливо. А поскольку без участия громкоговорителей обойтись уже никак нельзя, нужно сделать их невидимыми или, по крайней мере, достаточно миниатюрными, чтобы они не загромождали пространство и не отвлекали на себя внимание. Вот такая многомерная оптимизация.
К этому моменту результаты серьезных исследований в области акустики, которые неизменно проводятся в компании Bose со дня ее основания, уже позволяли решить каждую проблему по отдельности. Осталось лишь придумать, как объединить все находки в единое целое. И такое решение в итоге было найдено. Оно называется Bose L1.
Bose L1 System
Система L1 – это портативный двухкомпонентный линейный массив. Высокочастотные излучатели собраны в узкую колонну, для низких частот предусмотрен компактный сабвуфер. Существует несколько модификаций системы, однако все они построены схожим образом.
Звуковая колонна представляет собой массив громкоговорителей, размещенных по технологии Cylindrical Radiator®. Говоря обычным языком, это согласованный вертикальный ряд динамиков, излучающие оси которых под некоторым углом по горизонтали развернуты в разные стороны. В результате получается линейный массив, излучающий звук широким клином. Или, если быть более точным, звуковое поле, формируемое таким массивом, по форме приближается к половинке цилиндра, разрезанного вдоль оси.
Горизонтальный угол покрытия этой системы составляет примерно 180°, причем по всему развороту это чистое и полновесное звучание. Здесь нет свойственного обычному громкоговорителю внеосевого окрашивания с подавлением высоких частот, поскольку нет единственной оси. Слушатель, находящийся перед колонной, может свободно передвигаться влево и вправо, не опасаясь, что звук каким-то образом изменится. И даже отойдя на десяток метров вглубь помещения, он будет все слышать достаточно отчетливо, поскольку с увеличением расстояния от излучателя в данном случае потери мощности значительно меньше, чем в традиционных акустических системах. Или, если пользоваться специальными терминами, уровень звукового давления с увеличением расстояния снижается не на 6 дБ, как в случае обычного громкоговорителя, а только на 3 дБ.
В то же время вертикальное раскрытие звукового поля – почти нулевое. Благодаря этому практически отсутствуют вредные отражения звука от пола и потолка, что самым положительным образом сказывается на разборчивости звукового сигнала, и, в особенности, человеческой речи. Теперь для точной «доставки» звука самому удаленному слушателю уже не требуется повышенная громкость, а значит, музыка может быть более комфортной для восприятия.
Типовая конфигурация системы L1 (на примере Model II) состоит из стойки с ВЧ-излучателями (24 драйвера размером 2,25 дюйма) и одного сабвуфера B1 (два пятидюймовых драйвера). ВЧ- и НЧ-составляющие имеют раздельные усилители мощности, по 250 Вт каждый. Такая система развивает долговременное звуковое давление 115 дБ и свободно озвучивает зрительскую аудиторию до 500 человек. А ведь собственно линейный массив с ВЧ/СЧ-излучателями выглядит как колонна или брус с сечением всего 9,3 х 9,3 см и высотой 1 м. Вместе с промежуточной стойкой и основанием получается изящная колонна примерно двухметровой высоты. Напольное основание, с его небольшим утолщением в центре, где расположен усилитель, для зрителя практически незаметно, да и штатный сабвуфер B1 тоже невелик: 40 х 45 см в основании, высота примерно 26 см.
При необходимости дополнительного усиления низких частот, можно удвоить количество сабвуферов или использовать вместо модели B1 более мощную модель B2. Для подключения дополнительного количества сабвуферов потребуется портативный опциональный усилитель PackLite™. Тогда общее количество басовых модулей можно довести до четырех. Правда, в этом случае систему трудно будет назвать невидимой. Зато в тех случаях, когда усиление баса совсем не требуется, например, на собрании в конференц-зале, от сабвуфера можно вообще отказаться.
Для расширения возможностей системы L1 существует опциональный процессор ToneMatch®. Он представляет собой четырехканальный цифровой микшер с встроенным процессором. Микшер имеет три комбинированных входа для микрофонов или линейных источников, три индивидуальных выхода, один стереовход, мастер-выход и вспомогательный выход. Процессорная часть имеет в своем арсенале целый набор наиболее востребованных цифровых эффектов (несколько видов реверберации, задержки и модуляционные эффекты). Есть интеллектуальный цифровой эквалайзер zEQ с селективным воздействием на разные звуковые источники, хроматический тюнер, наборы предустановок для различных инструментов и микрофонов, а также возможность сохранения собственных поканальных настроек (сцен). Дополнительные библиотеки настроек и системные обновления можно загрузить с интернет-сайта производителя и записать в процессор через порт USB. Работа с устройством заметно облегчается благодаря крупному ЖК-дисплею. Для удобства использования процессор может крепиться как непосредственно к звуковой колонне, так и на опциональную микрофонную стойку.
Система L1, в любой ее модификации, очень проста в сборке и разборке. В напольное основание для линейного массива уже вмонтирован усилитель с разъемами для сетевого кабеля, звуковыми входами и гнездом для установки стойки. В этом же гнезде находятся звуковые контакты для передачи аудиосигнала непосредственно в линейный массив. Таким образом, физическая установка колонки линейного массива соответствует одновременно и ее электрической коммутации. Никаких кабелей здесь не требуется. Присоединив сабвуфер, источники звука, и подав питающее напряжение, вы получаете готовую систему. На полное ее развертывание из транспортной упаковки требуется буквально несколько минут. При необходимости, от установки промежуточной стойки можно отказаться, непосредственно установив колонку линейного массива в основание. В этом случае система будет иметь всего около метра в высоту. Однако следует помнить, что условия распространения звукового сигнала при этом будут уже другими, поскольку появятся отражения от пола.
Одна из особенностей системы L1 заключается в том, что все ее элементы имеют собственные, подогнанные по размерам, тканевые чехлы-сумки для транспортировки. Каждый компонент приходит с завода уже упакованным вначале в чехол, а затем – в транспортную коробку из гофрокартона. Например, базовая конфигурация L1 Model II – это четыре сумки. В одной находится напольное основание, в двух – линейный ВЧ-массив, и в последней – басовый модуль (сабвуфер). Самая длинная сумка – один метр (легкая), самая тяжелая – 12 кг (зато небольшая). Общая масса системы – около 26 кг. Ее легко можно погрузить в багажник практически любого легкового автомобиля.
Специально для небольших аудиторий (примерно до 100 человек) выпускается модификация L1 Compact. Она имеет встроенный в основание стойки басовый модуль и усилитель с микрофонным, линейным и гитарным входами. Для гитарного входа предусмотрен подключаемый предустановленный пресет эквализации ToneMatch.
Линейный массив в этой модификации содержит всего шесть разнонаправленных двухдюймовых излучателей, в силу чего имеет увеличенный вертикальный угол покрытия (около 40°). Запитанные от 130-ваттного усилителя звуковые драйверы способны поддерживать долговременное звуковое давление на уровне 106 дБ. Система L1 Compact при транспортировке размещается в двух сумках и весит всего около 13 кг.
Где это применяется
Системы L1 востребованы практически везде, где важна мобильность и качественное озвучивание. Их удобно использовать в небольших концертных залах, устанавливая прямо на сцене, в некотором отдалении от края, позади исполнителей или рядом с ними. Ключевое отличие от типовых решений заключается в том, что артисты будут слышать все то же самое, что и зрители в зале. Не потребуется ни систем усиления с подвесными акустическими системами по краям сцены, ни сценических мониторов, ни пучков кабелей, ни пульта с дежурным звукоинженером. Нужно только один раз установить уровень громкости, и все. Остальную работу выполняют сами музыканты. Поскольку звук, излучаемый системой L1, не имеет выраженной осевой направленности, можно не опасаться того, что микрофоны, размещенные на сцене, будут провоцировать возникновение акустической обратной связи. Иными словами, самопроизвольно они не «заводятся».
Особенно эффектно системы L1 работают, если на сцене находится, скажем, инструментальное трио или квартет. Если каждый исполнитель подключится к собственному комплекту, то любой зритель в зале почувствует себя так, словно он сидит непосредственно перед сценой. Он будет отчетливо слышать даже тончайшие нюансы исполнения, а звук будет приходить от каждого инструмента по отдельности, как если бы никакого звукоусиления вообще не было. Да и сами музыканты будут чувствовать себя комфортно, поскольку каждый из них будет одинаково хорошо слышать игру каждого участника выступления.
Разумеется, только концертными залами предназначение систем L1 не ограничивается. Примеров их удачного использования значительно больше. Они столь же хорошо впишутся в атмосферу клубов, ресторанов и конференц-залов.
В настоящее время существуют три базовые конфигурации систем: L1 Model 1S, L1 Model II, L1 Compact. Первая модель предназначена для озвучивания аудитории до 300 человек. Ее линейный массив состоит из 12 излучателей. Вторая модель имеет 24 излучателя в линейном массиве и озвучивает помещения вместимостью до 500 зрителей. Модель Compact имеет в линейке всего 6 ВЧ-драйверов и может озвучивать небольшие мероприятия, где количество участников не превышает 100 человек.
Из перечисленных конфигураций только вариант Compact имеет встроенный басовый модуль. Старшие варианты системы, как уже указывалось, расширяемые, поэтому общее количество басовых модулей в них можно довести до четырех (используя усилитель PackLite). Таким образом, применяя тот или иной вариант компоновки, и подключая при необходимости процессор ToneMatch, можно создать на базе Bose L1 любое индивидуальное решение.
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- Поделиться:facebookВКонтактеtwittergoogle +