Axelvox TRP: активные мониторы Читать далее
Датская жизнь приборов Astera Читать далее
Empirical Labs анонсировал выпуск BIG FREQ плагина Читать далее
Впервые в России! Arturia Keystep Pro Читать далее

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСИЛИТЕЛИ BOSE: CЕРИЯ POWERMATCH

Если окинуть взглядом индустрию звукового оборудования, то можно отметить любо пытный факт: множество компаний-производителей было создано не просто профес сионалами в своей области, но людьми увлеченными. Делать не просто хорошее, делать лучшее! – примерно такая идея двигала большинством из них, хотя, конечно, каждый из этих людей формулировал свою цель собственными словами. Не является исключением и исто рия создания Bose Professional Systems.

ТЕКСТ: ВЛАДИМИР САПРЫКИН


НЕМНОГО ИСТОРИИ

Корпорацию Bose в 1964 г. основал д-р Амар Боуз (Amar G. Bose), в то время профессор кафедры прикладной электротехники Массачусетского Технологического Института. Еще задолго до этого, когда он писал дипломную работу в стенах этого же института, А. Боуз решил купить новую стереосистему для прослушивания музыки. Каково же было его разочарование, когда он обнаружил, что акустические системы с выдающимися (по тем временам) техническими характеристиками напрочь отказывались воспроизводить сколько-нибудь реальную звуковую картину.

Воспоминания о той неудачной покупке побудили его самостоятельно заняться исследованиями в области психоакустики и конструирования акустических систем и стали смыслом его жизни на долгие годы. С течением времени А. Боуз создал собственные технологические концепции, на основе которых появились новые оригинальные разработки.

Компания Bose утвердилась на рынке в 1968 г., выпустив акустическую систему 901 DIRECT/ REFLECTING. Новинка была бурно встречена международным сообществом и фактически представила новый стандарт звуковоспроизведения, обеспечивая практически «живое» звучание.

С тех пор список технологических находок компании Bose продолжает расти. Долгие годы исследований и разработок привели к созданию широкого спектра высококачественных и надежных акустических систем, от домашних Hi-Fi систем до линейных массивов, озвучивающих огромные стадионы.

Но это далеко не все. Свою репутацию компания завоевала благодаря тому, что всегда ставила перед собой задачу предоставить своим заказчикам комплексные решения, учитывающие не только текущие потребности, но и те, которые могут возникнуть в будущем. Bose уделяет пристальное внимание конструированию усилителей мощности и звуковых процессоров, составляющих с акустическими системами единое целое.

Одна из последних разработок в этом направлении – Bнсталляционный восьмиканальный конфигурируемый усилитель PowerMatch 8500 с процессорным управлением.

POWERMATCH 8500

Новая разработка представляет собой усилитель класса D с суммарной номинальной мощностью 4 кВт. В типовом режиме Single он работает как 8 независимых 500-ваттных усилителей. Отсюда, собственно, и происходит наименование модели. При включении по мостовой схеме усилитель предлагает 4 выходных канала мощностью 1000 Вт каждый. Счетверенное включение (QuadBridge) превращает PM 8500 в двухканальный усилитель мощностью 2 кВт на канал. Приведенные цифры соответствуют нагрузке сопротивлением 4 Ом. Также возможно включение каналов по мостовой схеме в режиме 100 В. Разрешается смешанное подключение, когда часть каналов коммутируется по мостовой схеме, а оставшиеся – по одиночной.

Это позволяет использовать усилитель в самых различных инсталляциях, с двухканальной или распределенной схемой размещения акустических систем: на локальных арт-площадках, в школах и культовых учреждениях, в театрах и на аренах стадионов.

Каковы особенности PowerMatch 8500? Прежде всего, усилитель мощности класса D использует широтно-импульсное управление (метод ШИМ, он же PWM). Его отличие от других распространенных режимов усиления (например, обычного АВ) заключается в том, что выходные каскады возбуждаются не непосредственно звуковым сигналом, а специально формируемыми прямоугольными импульсами высокой частоты, коэффициент заполнения которых (скважность) пропорционален амплитуде полезного сигнала. Эта особенность управления позволяет в конечном итоге реализовать повышенный КПД усилителя, в особенности в малосигнальном режиме, когда усиливается сигнал низкого уровня. В частности, если сравнивать с усилителями класса В, тоже распространенными на рынке звукового оборудования, эффективность режима D в этом случае может быть в два-три раза выше, достигая величины 75%. Соответственно, при одинаковой развиваемой мощности энергопотребление усилителя класса D будет существенно меньше.

Двойная петля обратной связи по току и напряжению обеспечивает не только линейность параметров усиления, но и тщательный контроль выходного сигнала, эффективно поддерживая штатный режим работы акустических систем. Фактически все это позволяет получить от усилителя класса D качество звучания, характерное для усилителей класса AB.

В каждом из восьми звуковых каналов PowerMatch 8500 есть встроенный цифровой процессор с задержкой прохождения сигнала от входа до выхода не более 0,95 мс. АЦП и ЦАП работают в режиме 48 кГц/ 24 бит. Восьмиканальный DSP позволяет использовать в каждом канале 5-полосный входной параметрический эквалайзер со схемой компенсации, набор полосовых фильтров кроссовера (характеристики Баттерворта, Бесселя и Линквица-Райли, крутизна до 48 дБ/окт.), 9-полосный выходной параметрический эквалайзер, регулируемую задержку (до 3 секунд), выход ной лимитер, работающий как в пиковом, так и в среднеквадратическом режиме. Аналоговые звуковые входы PowerMatch 8500 выполнены на балансных разъемах Phoenix Contact.

Усилитель также имеет опционально устанавливаемую плату цифровых входов-выходов формата Cobranet (c разъемами RJ-45) или ESPLink (оптические разъемы Toslink), что дает дополнительную коммутационную гибкость. Например, расширение ESPLink с 8-канальным приемопередатчиком позволяет коммутировать несколько усилителей с одним звуковым процессором Bose ESP-88, раздающим по оптическому кабелю сразу 8 независимых каналов некомпрессированного цифрового аудио. Встроенный в PowerMatch 8500 матричный маршрутизатор позволяет произвольно соединять аудиовходы и выходы, а генератор тестовых сигналов – полностью настроить и отладить звуковоспроизводящий тракт.

Усилитель имеет все мыслимые системы защиты: от перегрева, постоянного тока в сигнальных цепях, от короткого замыкания и обрыва, от бросков тока в питающих цепях, а также защиту от случайного отключения питания. Кстати, штатный диапазон питающего напряжения усилителя очень широк, от 100 В до 240 В.

Блок питания выполнен по регенеративной схеме и обеспечивает высокоэффективную аккумуляцию энергии, так называемый резерв по току. Такая схема позволяет относительно долго удерживать усилитель в режиме пиковой нагрузки без потерь мощности, что особенно актуально для детальной проработки глубоких басовых партий. Система вентиляции корпуса с фронтально-тыловым направлением воздушного потока позволяет, не опасаясь перегрева, встык монтировать усилители в 19-дюймовый рэк, без дополнительных зазоров сверху и снизу.

На лицевой панели усилителя находится дисплей размером 240х64 точек и небольшое количество органов управления, позволяющих внести некоторые оперативные изменения, в частности, изменить чувствительности входов, оперативно мьютировать канал или выбрать пресет контроллера акустических систем. Здесь же есть порт USB для связи с персональным компьютером. Компьютер необходим для полной настройки усилителя, включая выбор основной конфигурации. Управление выполняется средствами специального программного обеспечения Bose ControlSpace® Designer™.

CONTROLSPACE DESIGNER

ControlSpace Designer – это программа для конфигурирования, настройки и управления звуковым оборудованием Bose. Программная оболочка упрощает указанные виды работы, поскольку предлагает стандартный метод drag and drop (перетаскивания мышью). Кроме того, настройки можно сохранять в виде пресетов и загружать их при необходимости.

С точки зрения пользовательского интерфейса, ControlSpace Designer представляет собой графическое отображение функциональных блоков присоединенного оборудования и маршрутов прохождения звукового сигнала. Окно программы глобально состоит из трех основных частей: списка устройств, конфигурационного поля и библиотеки управления.

Для начала работы нужно выбрать в списке конкретную модель используемого устройства и перетащить ее в текущий проект. После этого все электронные блоки выбранного устройства будут отображены в поле конфигурации (Design Workspace). Если позволяет конструкция выбранного устройства, то в рабочем пространстве проекта можно сконфигурировать произвольное количество блоков и определить маршрут сигнала, то есть, последовательность прохождения блоков.

Поскольку ControlSpace Designer совместим не только с усилителем PM8500, но и с другими типами оборудования Bose, например, с многоканальным процессором ESP 88, то есть возможность создавать самые разнообразные схемы с единым управляющим центром. Спроектированную систему можно протестировать даже без физического соединения с реальным оборудованием, воспользовавшись функцией Smart Simulation.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появление PowerMatch 8500 дает инженерам гибкий инструмент для проектирования самых разнообразных звуковых инсталляций. При создании распределенных систем озвучивания можно формировать звуковые каналы различной мощности с помощью одного усилителя, без привлечения разных моделей с различной мощностью. Каждый канал имеет идентичные базовые характеристики, делая ненужным дополнительное согласование источников. Переходное затухание между соседними каналами превышает 65 дБ, что более чем достаточно в практике инсталляций.

Микропроцессорное управление позволяет создавать и контролировать различные конфигурации звуковых систем, а возможность сохранения программных пресетов делает PowerMatch 8500 достаточно мобильным и гибким, позволяя не ограничивать его использование только фиксированными инсталляциями. В заключение нужно отметить, что усилитель выпускается в двух конфигурациях: PM8500 и PM8500N. Последняя оснащена сетевым разъемом RJ-45, что позволяет подключать аппарат к сети Ethernet для дистанционного управления и мониторинга.

 
comments powered by Disqus