Axelvox TRP: активные мониторы Читать далее
Датская жизнь приборов Astera Читать далее
Empirical Labs анонсировал выпуск BIG FREQ плагина Читать далее
Впервые в России! Arturia Keystep Pro Читать далее

PX-850 Privia от Casio: По обе стороны звука – акустика или цифра?

PX-850 Privia от Casio: По обе стороны звука – акустика или цифра?

Если вы играете на фортепиано, то, наверное, знаете, насколько важна для него периодическая настройка. От нее зависит не только собственно точность строя, но и вообще тембр звучания инструмента. Обычные домашние пианино, по-хорошему, требуют проверки и настройки не реже двух раз в год. А концертные рояли, испытывающие в процессе эксплуатации повышенную механическую нагрузку, встречаются с настройщиком гораздо чаще.


Чтобы избавиться от хлопот, сопровождающих эксплуатацию акустических фортепиано, музыкант всегда может рассмотреть альтернативный вариант. Речь идет о цифровых инструментах. В них меньше подвижных деталей, фактически только клавиатура, и они к тому же значительно легче, поскольку вместо металлических струн в раме имеют электронный блок звуковых генераторов. Последние не нуждаются в настройке, ведь они не содержат струн, и стабильность строя в них никак не зависит от механических усилий на клавиатуре.
px-850we_mood_3.jpg
Если же посмотреть еще глубже, то кроме малого веса и стабильности строя в цифровых инструментах есть еще одно преимущество: их генераторы могут производить звук не только фортепиано, но и, например, органа или клавесина. Таким образом, одному цифровому инструменту под силу заменить собой сразу несколько традиционных акустических, при этом сам тембр звука можно изменить прямо во время игры.

Компания Casio на протяжении многих лет занимается производством цифровых фортепиано. Серия Celviano, например, уже в 90-х годах прошлого века завоевала популярность, предлагая музыкантам надежные и хорошо звучащие инструменты. Позже, начиная с 2003 года, семейство цифровых фортепиано Casio пополнилось новой серией – Privia.
Одной из задач, которые ставили перед собой разработчики этой серии, было отказаться от традиционного воплощения фортепиано как большого и тяжелого инструмента. Вместо этого изначально проектировались более легкие и компактные модели, не занимающие много места. По замыслу проектировщиков инструмент должен был приобрести значительную мобильность. Такой подход обеспечил интерес к новой линейке инструментов большого количества музыкантов, которым было необходимо фортепиано для домашнего использования. С небольшими габаритами и массой такой инструмент можно устанавливать в любом помещении, не опасаясь урезания жилого пространства. И если нужно перенести его из одной комнаты в другую – нет проблем. Собственно, само название серии Privia произошло от усечения фразы «private piano», что как раз и обозначает основную концепцию разработки.
Разумеется, для новых инструментов предполагалось использовать самые современные технологические решения, обеспечивающие музыканту ощущение игры на настоящем фортепиано. И вот, по прошествии 11 лет существования серии Privia, компания Casio выпустила ряд инструментов, в которых эти решения были представлены наиболее полно. Об одном из представителей этой серии, цифровом пиано PX-850, мне и хотелось бы рассказать.

px-850bk_mood_7.jpgОт других моделей, схожих с ним формой корпуса, визуально PX-850 легко узнать по откидывающейся верхней крышке – в лучших традициях классических фортепиано. Но, конечно, главное в инструменте не корпус, а то, что находится внутри. Casio PX-850 имеет в качестве звукового источника процессор многомерного моделирования звука AiR. Название представляет собой сокращение от фразы Acoustic and Intelligent Resonator (акустический и интеллектуальный резонатор). Его задачей, в сущности, является как раз естественное воспроизведение звука фортепиано со всеми присущими ему особенностями. Как же это достигается?

В акустическом фортепиано тембр формируемого звука существенно зависит от силы удара молоточка по струнам, что, в свою очередь, обусловлено скоростью нажатия клавиш. При экспрессивной игре молоточки достаточно сильно ударяют по струнам, вызывая колебания с большим количеством обертонов. Попутно возбуждаются колебания соседних струн, входя в резонанс с уже звучащими, и вся эта сложная звуковая картина улавливается декой. Инструмент при этом звучит ярко и сочно, с характерными «перетеканиями» резонансных частот. Если же клавиши нажимаются легко, то возбуждение струн носит уже совсем другой характер. Момент атаки смягчается, резонансные частоты возбуждаются значительно слабее, звучание инструмента становится мягким, с относительно простым тембром. От условий первоначального возбуждения струны зависит и характер свободного затухания ее колебаний. Не менее важное влияние на звук оказывает правая педаль, открывающая все струны, что приводит к возбуждению довольно сложных резонансов. Даже открытие и закрытие крышки фортепиано влияет на формируемый тембр.

px-850we_p_open.jpg

Все эти нюансы исполнения полностью отрабатываются процессором AiR. В его многослойных звуковых банках содержатся звуки, формируемые при сильных и слабых нажатиях на клавиши, учтен характер возбуждаемых резонансов, как при использовании правой педали, с виртуальным «освобождением струн», так и без нее. Не менее пристальное внимание уделяется и фазе затухания звука, как на открытой струне, так и при ее демпфировании. Например, отрабатывается быстрое частичное снятие правой педали (полупедаль), позволяющее заглушить звуки верхнего (и частично среднего) регистров, оставив звучать только басы. В акустическом фортепиано это происходит из-за разной массы струн в разных регистрах, то есть в силу чисто физических причин. Инерции звучащей басовой струны достаточно для преодоления кратковременного сопротивления демпфера, более легкие струны этого сделать не могут. Процессор AiR рассчитывает все эти нюансы уже строго математически, но для слуха результат получается аналогичный.
Для того чтобы процессор мог правильно моделировать звук, необходимо своевременно обеспечивать его управляющими сигналами. Самый важный их источник – это, конечно, фирменная клавиатура, полное наименование которой выглядит довольно сложно: Tri-sensor Scaled Hammer Action Keyboard II. Говоря простым языком, это взвешенная молоточковая клавиатура с прогрессивным утяжелением, имеющая в каждой клавише три контактных площадки, позволяющих отрабатывать тончайшие нюансы игры. Сама механика, хоть и отличается от истинно рояльной, обеспечивает, тем не менее, очень похожие тактильные ощущения. Она имеет хорошую инерцию, однако по ощущениям значительно легче, чем, например, в классическом концертном рояле Steinway D и сравнима, пожалуй, с клавиатурой кабинетных роялей C. Bechstein. Следовательно, будет удобной даже для детской руки. Кстати, белые клавиши имеют специальное покрытие с неровностями, имитирующее слоновую кость, черные клавиши выполнены под эбеновое дерево.
Все эти способности обусловили тот факт, что Casio PX-850 в процессе игры ведет себя практически как настоящее фортепиано. Однако его цифровым моделированием дело не заканчивается, скорее, наоборот. Прежде всего, отметим, что данная модель имеет сразу несколько приготовленных рояльных тембров, отличающихся собственными характерными особенностями. Есть типовой концертный рояль с глубоким полновесным звуком. Есть более яркие роковые и джазовые модели, открытые и, напротив, приглушенные варианты звучания, предназначенные для исполнения различных музыкальных стилей.
Все фортепианные тембры могут пользоваться настраиваемой функцией струнного резонанса. Звуковой процессор отрабатывает возбуждение соседних струн при нажатии одиночной клавиши или аккорда, приближая звучание цифрового пиано к звуку его акустического прототипа. Для этих же целей предусмотрена и виртуальная регулировка молоточков – функция Hammer Action, имитирующая небольшое запаздывание фактического удара молоточка по струнам относительно момента нажатия на клавишу. Не была забыта и крышка рояля, поднятие которой в акустическом инструменте заметно изменяет тембр звучания. Здесь эту работу выполняет функция Lid Simulator, разные значения которой соответствуют разной степени открытия крышки, от полностью закрытой, до снятой. Кроме роялей звуковой банк Casio PX-850 содержит тембры разных моделей электропиано и органов, струнных и басовых инструментов, прекрасно разнообразящих тембровую палитру инструмента.

px-850bk_r_open.jpg

Casio PX-850 имеет несколько дополнительных функций, которые могут быть полезными в некоторых случаях, в частности, в процессе обучения игре. Например, можно включить режим «Дуэт». При этом клавиатура делится на две равные части с примерно одинаковым нотным диапазоном. Левая педаль переключается в режим демпферной и работает в режиме правой педали для левой части клавиатуры. Педагог и ученик при этом могут свободно играть дуэтом. И даже отгородиться от окружающего мира, надев наушники, для чего предусмотрено сразу два независимых разъема.

Для занятий будет полезна включаемая функция метронома. Кроме того, инструмент имеет встроенную фонотеку (записи различных фортепианных произведений), которые можно использовать в качестве дополнительного учебного пособия. Всего есть 60 произведений, среди которых можно найти и несколько дуэтных. В процессе воспроизведения можно отключать партию левой или правой руки, чтобы играть ее самостоятельно.

Чувствительность клавиатуры к силе нажатия на клавиши тоже можно изменять. Есть несколько уровней чувствительности, позволяющих оптимально настроить отклик инструмента в зависимости от манеры игры. При необходимости, например, для исполнения органных произведений, динамическую чувствительность можно полностью отключить, и тогда громкость извлекаемых звуков не будет зависеть от силы нажатия на клавиши.
Несмотря на значительное количество различных функций, пользоваться инструментом совсем не сложно. Основные операции, например, выбор тембра инструмента или акустического окружения, можно освоить даже без прочтения пользовательского руководства, поскольку они вызываются одинаковым действием. Нужно лишь нажать кнопку Function на лицевой панели и, удерживая ее, нажать клавишу, над которой надписана нужная функция. И все, ничего сложного.
В рамках короткого рассказа некоторые свойства инструмента могли остаться неупомянутыми. Но тем интересней будет непосредственное знакомство с ними.
Полностью собранный Casio PX-850 весит всего 35.5 кг, и поэтому, в отличие от акустического фортепиано, вообще не создает проблем с транспортировкой. Да и стоимость его гораздо ниже, в то время как предлагаемые возможности очень широки. А для тех, кто привык оценивать не только внутренние, но и внешние качества, можно добавить, что благодаря компактному размеру и красивой внешности этот инструмент может украсить любой интерьер.

 
comments powered by Disqus