Axelvox TRP: активные мониторы Читать далее
V конкурс художников по свету приглашает участников Читать далее
Casio Grand Hybrid Читать далее
Allen & Heath dLive – новый цифровой концертный микшер Читать далее

Casio Grand Hybrid

Casio Grand Hybrid

Берлин, 2 сентября 2015 года. Этот сентябрьский день стал особенным днем в истории Casio Computer Co., Ltd. Потому что именно 2 сентября компания объявила о выпуске двух новых моделей цифрового пианино в серии CELVIANO.
Текст: Владимир Сапрыкин
 

Модели GP-500BP и GP-300 открывают новую линейку продукции марки Casio под названием CELVIANO Grand Hybrid. Вдумчивый читатель непременно обратит внимание на слово Hybrid. Оно является ключевым, поскольку новые инструменты действительно являются гибридными. Они вобрали в себя достоинства как цифровых, так и акустических пианино и концертных роялей. Это относится как к звучанию, так и к конструкции клавиатуры, что, в свою очередь, непосредственно влияет на ощущения исполнителя от игры на этом инструменте.

 casio-gp-500-1b.jpg
Шаг первый: электроника.

Исторически первые цифровые пианино могли предоставить музыканту довольно мало нюансов звучания реального инструмента. Фортепиано очень чутко реагирует на манеру игры, изменяя атаку, громкость, тембр и продолжительность звучания. Опытный пианист извлекает множество нюансов, по-разному работая пальцами. Для того чтобы научить цифровое пианино столь же чутко реагировать, понадобилось много лет непрерывных исследований и улучшений.

Технология семплирования развивалась постепенно, эволюционно, и, несомненно, от момента зарождения прошла большой путь. Современные цифровые инструменты звучат почти неотличимо от оригинала. В инструментах Casio Grand Hybrid используется звуковой процессор AiR Grand, который обеспечивает свойственное концертному роялю звучание с насыщенными акустическими резонансами. В новинках смоделированы звучания трех различных концертных роялей с многолетней историей: Berlin Grand с его элегантным, ясным звучанием и насыщенным мелодичным акустическим резонансом; Hamburg Grand, которому свойственна мощь и динамичность с богатым струнным резонансом; и, наконец, Vienna Grand, который отличается мягким звуком, насыщенным басом и изумительной тональностью мягкого туше.
Здесь нужно отметить один важный момент, который во многом определил успех новых инструментов. Пожалуй, впервые в современной истории разные производители цифровых и акустических фортепиано, вместо привычной уже конкуренции, решили объединить усилия для создания нового инструмента. Дело в том, что компания Casio Computer Co., Ltd заключила партнерское соглашение с одной из старейших фортепианных фабрик в Европе – «C. Bechstein», основанной Карлом Бехштейном еще в 1853 году.
bechstein-old.jpg
Марка «C. Bechstein» уже давно стала символом качества пианино и роялей, которые на протяжении долгих лет высоко ценятся многими выдающимися композиторами и музыкантами за непревзойденное звучание. Компания пользуется признанием как один из ведущих мировых производителей пианино и роялей.
Один из тембров нового цифрового пианино, а именно – Berlin Grand, разрабатывался с участием мастеров фортепианной фабрики «C. Bechstein». Исходные звуки – семплы – записывались с лучших инструментов этой марки. Один из директоров фирмы провел много времени в исследовательском подразделении компании Casio, чтобы непосредственно контролировать процесс работы над звуком новых инструментов.


Звуковой процессор AiR Grand содержит не просто звуки каждой струны рояля. Во-первых, в зависимости от силы удара по клавише, рояльная струна всякий раз звучит совершенно по-разному, что обусловлено развиваемой амплитудой колебания, а также временем контакта молоточка со струной. Во-вторых, в зависимости от силы удара молоточка, от нажатия педалей, от механических свойств деки, возбуждаются различные резонансы как в самой звучащей струне, так и в других струнах. В-третьих, взаимодействие всех этих резонансов всякий раз дает слегка отличающуюся звуковую картину. В-четвертых, всякий акустический инструмент имеет собственную реверберацию, которая участвует в формировании его тембра. А реверберационная картина, в свою очередь, тоже зависит от совокупности возбужденных резонансов.
В акустическом инструменте все эти процессы происходят самопроизвольно. Для цифрового же инструмента каждый нюанс скрупулезно просчитывается инженерами, а уже затем смоделированное взаимодействие всех источников звука реализуется на практике. Вот здесь-то и находят применение вычислительные способности процессора AiR Grand, позволяя до мельчайших деталей воссоздавать естественное звучание фортепиано.
Результатом этой работы стало то, что новые модели CELVIANO Grand Hybrid в итоге вышли далеко за рамки обычных цифровых пианино, воплотив в себе стремление разработчиков к максимально реалистичному звучанию музыкальных инструментов.

Шаг второй: механика

string_cover2.jpg
Но цифровое фортепиано – это не только электроника. Пианист во время игры ощущает отдачу клавиатуры и использует ее механические свойства для извлечения именно тех оттенков звучания, которые ему требуются в настоящий момент. Многолетняя практика позволяет музыкантам буквально творить чудеса со звуком. Но это в случае «живого» фортепиано.
Клавиатура цифровых инструментов долгое время находилась в заложницах изначально принятой концепции простоты изготовления и портативности самого механизма. В результате, именно механические ее свойства не вполне соответствовали реальным прототипам. А это означает, что пианист во время игры на таком инструменте вынужден в той или иной степени подстраиваться под реалии и исполнять произведение немного иначе, не так, как сыграл бы его на настоящем фортепиано. И слушатель, соответственно, тоже получает немного иные впечатления.
Работая над проектом Grand Hybrid, конструкторы понимали, что совершенный звук требует столь же совершенной клавиатуры. Поэтому было решено использовать в новых инструментах оригинальную клавиатуру, применяемую в фортепиано «C. Bechstein». Клавиши моделей GP-500BP и GP-300 изготавливаются из высококачественной еловой древесины, той же, что идет на изготовление клавиш концертных роялей «C. Bechstein». Даже отделка поверхности у них одинаковая, поэтому пальцы пианиста, хорошо знакомые с такими клавишами, с них не соскальзывают и меньше устают. Уникальная механика обеспечивает правильное перемещение молоточков в ответ на касание пальцев, что дает исполнителю такую же ответную реакцию клавиш, как у концертного рояля.
 
Гибридизация: механика + электроника

keyboard.jpg
А вот теперь начинается процесс превращения отдельных технологий и достижений в готовый музыкальный инструмент. Из чего же он складывается?
Во-первых, музыкант ощущает под рукой настоящую рояльную клавиатуру и чувствует себя в своей стихии. Во-вторых, при игре он извлекает звук большого концертного рояля. Новейший звуковой процессор AiR Grand управляет многомерным морфингом звуковых волн, реализуя плавные тембровые переходы, которые естественным образом зависят от времени, а также от интенсивности исполнения, так же, как это происходит в реальном фортепиано. Даже при очень плавном и тонком изменении динамики от пианиссимо к фортиссимо и обратно, технология морфинга обеспечивает естественность изменения звука. Кроме того, система струнного резонанса, имитирующая акустический резонанс струн концертного рояля, меняет интенсивность окраски тембра в зависимости от стиля исполнения и комбинации взятых нот. Важно также то, что каждая из 88 клавиш отрабатывает индивидуальный резонанс. Сочетание этих технологий максимально приближает звучание новых моделей к концертному роялю.
В-третьих, в формировании правильного звучания самое непосредственное участие принимает разработанная компанией Casio акустическая система Grand Acoustic System. Она обеспечивает трехмерное объемное звучание моделей GP-500BP и GP-300, в точности воспроизводя направления, в которых звук распространяется от акустической деки рояля. Это происходит благодаря продуманному позиционированию в корпусе инструментов шести колонок, которые и формируют акустические каналы.
Ну и, конечно, компания Casio не была бы собой, если бы и здесь не приготовила несколько сюрпризов. Дело в том, что Grand Hybrid не только моделируют рояль. Звуковой источник содержит дополнительные тембры, такие как электропиано, различные органы, струнные ансамбли и несколько других. Переключение в режим другого инструмента осуществляется несколькими нажатиями кнопок и контролируется с помощью экранного меню.
Инструменты имеют функцию «игра с оркестром», которая создает иллюзию музицирования в сопровождении настоящего оркестра. Его звук уже записан в высококачественном цифровом формате, а музыканту нужно лишь играть сольную партию. Эта функция удобна для репетиций, поскольку позволяет снижать темп исполнения для разучивания и отработки отдельных пассажей, а также дает возможность пользоваться функциями перемотки вперед-назад и повторного воспроизведения эпизодов.
Электронная начинка новых инструментов содержит также реверберационный процессор (Hall Simulator). Он имитирует различные акустические пространства, например, концертный зал или кафедральный собор, и создает эффект присутствия в них на живом выступлении. Кроме того, модели GP-500BP и GP-300 позволяют услышать себя как с места исполнителя, так и со стороны слушателя. Например, пианист может получить представление о собственном звучании, примерно так же, как его слышат зрители в разных частях зала.
Модель GP-500BP имеет функцию «сценические предустановки», которая обеспечивает воспроизведение музыкальных композиций с оптимальным звучанием. В состав данной функции входят 15 наборов заранее заданных настроек для исполнения классических произведений ряда композиторов (в частности, Шопена и Листа), а также для игры в иных жанрах (джаз, легкая музыка). Заранее заданные настройки обеспечивают наилучшее сочетание тембра, резонанса и эффектов для той или иной композиции. Кроме того, пользователи могут создавать и сохранять собственные настройки.
Здесь можно перечислить и еще несколько технических характеристик. В частности, инструменты имеют настраиваемый отклик молоточков, регулируемый уровень струнного и аликвотного резонанса, имитатор открытой и закрытой крышки рояля, шумовые эффекты нажатой и отпущенной клавиши, а также регулируемый шум нажатия педали. Инструменты могут работать в режиме разделения клавиатуры и наложения звуков, имеют возможность транспонирования. Обе модели имеют полную полифонию, которая сохраняется даже в режиме игры в четыре руки с разделенной клавиатурой.
 
Немного впечатлений

sound_cabin.jpg
Но никакие, даже самые распрекрасные, технические характеристики сами по себе не помогут понять, что представляет собой тот или иной инструмент. Самый надежный способ – просто сесть и поиграть. Перед началом презентации новых инструментов компания Casio предоставила участникам мероприятия возможность лично с ними познакомиться. Для этих целей в помещении была установлена акустическая кабина, отсекающая посторонние звуки. В ней были установлены оба инструмента, и GP-500BP, и GP-300. Автору этих строк удалось в числе первых посидеть «за роялем». А также за органом, и так далее. Причем, вначале я сел за старшую модель инструмента. И оторваться от него оказалось очень сложно.
О звучании новых инструментов можно говорить много, но можно все впечатления уместить в одном слове. Потому что их звук – это космос! Очень живой рояль. Многообразный. Невероятно чуткий, тонко «чувствующий» игру. И клавиатура тоже – «очень». Играть просто комфортно, звук дозируется органично, не приходится думать, или как-то подстраиваться. Невольно забываешь, что это цифровой инструмент, и просто играешь…
Кстати, Hall Simulator в этом деле тоже сыграл немалую роль. Вообще, довольно необычное впечатление: глазами – играешь в кабине, в то время как ушами – находишься в концертном зале. И все звучит действительно красиво и естественно.
Потрясающее впечатление оставил также орган, помещенный в «кафедральный собор». Звук у него получается большой, объемный, и при этом чистый: быстрые пассажи читаются хорошо и не замыливаются, послезвучие долгое, но аккуратное, как бы обещающее продолжение…
 
Прочитав эти строки, вы вправе задать себе вопрос: для чего же, собственно, заниматься этим многомерным моделированием, если реальные инструменты, прототипы, давно существуют сами по себе? В чем смысл?
Ответов может быть несколько, я приведу лишь некоторые из них.
Во-первых, вы представляете себе, сколько весит концертный рояль? И сколько места он занимает в помещении? И в том, и в другом случае словосочетание «о-го-го, сколько!» будет вполне правильным ответом. Про орган, размещенный в кафедральном соборе, я, по понятным причинам, и вовсе не буду говорить. А инструменты CELVIANO Grand Hybrid весят всего несколько десятков килограммов (в собранном виде их легко переносить вдвоем) и свободно разместятся даже в небольшой городской квартире.
А во-вторых, на одной из фотографий, размещенных здесь, можно увидеть тот самый рояль, который звучит в новых инструментах под именем Berlin Grand. Эта фотография сделана в рояльном салоне в Берлине. Обратите внимание на ценник, сравните с ценой CELVIANO Grand Hybrid, и дальнейшие вопросы отпадут сами собой. И сразу становится понятным, что благодаря усилиям инженеров Casio в сотрудничестве с командой «C. Bechstein», мы получаем то, о чем раньше не могли даже подумать.
c.bechstein-d282-orig.jpg

 
comments powered by Disqus