Allen & Heath dLive – новый цифровой концертный микшер
Текст: Анатолий Вейценфельд
В конце прошлого года компания Allen&Heath представила новый концертный цифровой микшер dLive. Долгожданная новинка представляет собой цифровую консоль нового поколения.
Микшер dLive содержит ряд принципиальных новаций, основной из которых является использование FPGA-чипов вместо традиционных DSP-процессоров. FPGA-чипы представляют собой интегральные схемы, программируемые разработчиком конкретных аппаратов, в которых они применены, или даже конечным потребителем в процессе пользования. В микропроцессорах типа DSP функционал фиксирован и не может модифицироваться. Таким образом, применение FPGA-чипов позволило резко увеличить производительность и гибкость системы и в отношении количества возможных одновременных эффектов обработки, и в части гибкости маршрутизации сигналов, и во многих других аспектах работы микшерной машины dLive.
В системе используется FPGA-процессор XCVI, содержащий 36(!) ядер. Его мощности (25 Мфлоп/сек) хватает на обработку 160 х 64 каналов при частоте дискретизации 96 кГц! А если учесть, что разрядность вычислений варьируется и может доходить до 96 бит(!), а задержка не превышает 0,6 мс, ясно, что новинка обладает невероятной производительностью.
dLive S7000
Микшерная система состоит из управляющей консоли в трех модификациях – S3000 (20 фейдеров), S5000 (28 фейдеров) и S7000 (36 фейдеров) – и сценических рэковых блоков с входами/выходами и «мозгами». Такие блоки тоже выпускаются в трех вариантах – на 32, 48 и 64 микрофонных входа. Система обрабатывает 128 входных каналов с полным набором эффектов, 64 свободно конфигурируемых шины, 16 процессоров с отдельными стереовозвратами, в новых прошивках запланирована возможность Surround-конфигурации и др.
Микшер представляет собой ядро масштабируемой системы, которую можно нарастить до огромных размеров. Можно установить карты входов/выходов в пять слотов (два в консоли и три в микс-рэке), в максимальной конфигурации число входов и выходов может превышать 800!
dLive DM64
dLive может также работать с разными портативными контроллерами, расширяться с помощью карт Dante, Waves, EtherSound, MADI и gigaACE. (gigaACE – это собственный протокол dLive для передачи аудио и управляющих команд по кабелю CAT5, позволяющий передавать до 300 каналов на расстояние до 120 метров). Поэтому такой пульт свободно можно использовать еще и как универсальный коммутатор разных форматов.
Возможно также ставшее уже стандартным управление с мобильных iOS-гаджетов (вскоре ожидается программа для управления микшерной системой для iOS). Разумеется, предусмотрена возможность защиты от несанкционированного доступа к настройкам и параметрам с помощью паролей.
dLive полностью совместим с фирменной персональной системой микширования МЕ благодаря выделенному МЕ-порту в Mix Rack. На этом портативном пульте доступна работа с 40 аудиоканалами. Такие персональные пульты могут быть установлены рядом с музыкантами (например, барабанщиками, клавишниками и др.) на сцене, предоставляя им возможность создавать себе необходимый персональный микс, не используя вычислительные ресурсы и шины основной системы, а также не загружая этой задачей мониторного звукорежиссера.
В качестве алгоритмов обработки используются встроенные плагины DEEP, включающие разного типа графические эквалайзеры и компрессоры. Доступны и другие типы обработки: параметрические эквалайзеры, гейты, ревербераторы и т. п. Часть из них была перенесена на новую систему из популярных микшеров iLive и GLD. Благодаря очень низкой задержке можно связать в цепочку большое число эффектов и обработок на каждом канале. Регулярное обновление прошивки системы будет добавлять новые функции в систему.
Интересна эргономика консоли – два больших 12² сенсорных дисплея (на S3000 – один) работают по мультитач-принципу, наподобие жестов айпэда. Благодаря применению принципов виджетов можно очень гибко настраивать интерфейс системы под индивидуальные предпочтения звукорежиссера, вызывать и размещать на дисплее необходимые окна. С помощью находящихся рядом с дисплеями ручек энкодеров можно регулировать различные параметры и другие настройки. Очень эффектно выглядит светодиодная окантовка консоли по верхнему краю, причем интенсивность освещения может варьироваться пользователем.
Поскольку dLive – концертно-туровый аппарат, к его механической и электрической надежности предъявляются повышенные требования. Корпус и боковые стенки консоли очень прочные, так же как и крышка кейса. Предусмотрена возможность использования резервного блока питания, с возможностью «горячей» замены. Кабель и разъемы CAT5 выполнены из специального материала и наматываются в кабельный барабан.
Ну и главное – стоимость новой системы более чем конкурентоспособна в своем классе и примерно равна стоимости конкурентов из числа предыдущего поколения цифровых микшеров (при превосходящей производительности системы и гибком эргономичном интерфейсе).
Robert Boym
Мы попросили высказать свое мнение о новом микшере известного звукорежиссера Роберта Бойма (компания http://banda.pro), работающего с Леонидом Агутиным. Вот что он рассказал о своих впечатлениях о работе с новой системой:
На сегодняшний день это топовая система для живого звука от Allen&Heath, унаследовавшая все самые передовые функции и наработки от предыдущих систем iLive и GLD. В dLive сердцем системы является новый процессор FPGA, и новое ПО для него написано буквально с нуля, оно находится также в Mix Rack и работает без управляющей консоли, а GUI в основном построен на базе GLD.
Такое удачное решение дает максимально возможную надежность всей системы, так как звук не прервется даже при потере управлявшего сигнала от консоли, а также решает вопрос с World Clock (стейджбоксу не требуется время для синхронизации с консолью, и АЦП/ЦАП всегда подключены). Переходник 48 кГц автоматически будет конвертировать частоту дискретизации в 96 кГц и обратно.
ES module Main
Для большей надежности dLive теперь снабдили redundant GigaACE (это протокол от A&H для связи Mix Rack и Surface) и добавили туда возможность «туннеля» – до 10% пропускной способности канала (а это до 100 Mbps) теперь зарезервировано под трафик сторонних приложений и систем управления. Surface – это именно консоль-контроллер, без которой можно обойтись. Также в слоты расширения можно вставить специальный модуль, поддерживающий карты старшего поколения от A&H.
Dante Main
При таком количестве каналов (аналоговых и цифровых), появился новый функционал матричного микшера – Tie Lines. Сейчас каждый Mix Rack обладает возможностью свободного роутинга 300 х 300 каналов с автоматическим конвертированием частоты дискретизации и переводом сигнала из одного цифрового формата в другой или из цифрового сигнала в аналоговый и наоборот. Все это делается в обход ядра микшера, в котором все так же продолжают быть доступны все из 160 х 64 каналов.
dLive получил новые предусилители с активным PAD! Как известно, A&H всегда славился отсутствием нелинейных искажений в предусилителях, а в новом преампе отчетливо слышно, как чисто он работает при насыщении! Характеристика остается линейной вплоть до начала искажения, искажение начинается мягко и приятно на слух, динамический диапазон огромен, преамп однозначно может быть отнесен к классу Hi-End.
MADI Main
Тем не менее, для любителей «искажений» приготовили приятный сюрприз – Preampmodeling – несколько вариантов характера предусилителей на выбор на каждом из аналоговых входов.
Каждый канал теперь снабжен HPF и LPF с выбором порядка и типа фильтров, двумя инсертами на каждый канал – один перед EQ и COMP, другой после, и, конечно же, теперь EQ и COMP можно менять местами в цепи.
Deesser был убран с каналов (если сравнивать систему с предшествующей iLive), так как в следующих прошивках будет окончательно добавлен функционал DEEP-архитектуры, что позволит поставить любой прибор практически в любую точку в сигнальной цепи. Это даст возможность использования уже имеющихся инструментов из FXrack, а также тех, которые появятся в будущем.
Палитра эффектов в dLive досталась в наследство от iLive и GLD, но примечательно, что они стали звучать сочнее и гораздо заметнее. Это и Pitch Shifter и Transient Controller и Gated Verb, и куча пресетов реверберации от легендарных 480 до EMT. Два вида Delay и Echo очень похожи на плагин от UADEP34 Tape Echo. И, конечно же, библиотека эффектов постоянно обновляется.
ACE module Main
Отдельно следует рассказать про компрессоры на dLive. Каждый канал получил выбор разных по характеру компрессоров. Конечно, остались привычные из iLive и GLD прекрасные эмуляторы легендарных компрессоров DBX, а также добавился один новый – это эмуляция оптического компрессора с расширенными возможностями. Список постоянно обновляется, задача покрыть 90% потребностей пользователей плагинов постепенно будет выполнена. В крайнем случае, можно поставить карту расширения Waves или Dante и использовать любимые плагины с их помощью. Но это повлияет на надежность системы и скажется на латентности, что придется учитывать в дальнейшей работе.
По величине цифровой задержки dLive на сегодня – самый быстрый пульт, и это учитывая полный процессинг каналов и внутренние эффекты, вне зависимости от конфигурации микшера, количества FX и любых других инструментов, роутинга.
A&H никогда в своих продуктах не навязывают «собственное видение» процесса микширования и логики построения микса. Пульты A&H всегда отличались принципиальной простотой и интуитивно понятной логикой маршрутизации. Все было рассчитано исходя из того, что концертный пульт – это инструмент для создания микса в реальном времени, и работать за ним будет профессиональный звукорежиссер. А время на освоение пульта должно быть потрачено минимальное! Главное, что «учиться работать» на dLive не надо, все просто: подошел и работаешь!
ME gld
Такое ощущение и производит dLive с первых секунд знакомства – очень удобный, смотрится очень дорого! Этому способствуют два огромных 12" экрана с поддержкой multitouch, качества сравнимого с современными планшетами – яркие управляемые цвета на каждой секции консоли, меняется цвет подсветки пульта кнопок и прочих элементов управления. Можно удобно подстроить все для разного освещения и автоматизировать этот процесс согласно структуре переключения сцен. Корпус консоли из приятного дорогого пластика с алюминиевыми вставками, что придает консоли качественно иной вид. Премиум-класс консоли чувствуется буквально во всем, энкодеры, фейдеры – все буквально «облизано» дизайнерами: расстояния между фейдерами, их плавный ход, размер кнопок, даже материал кнопок поменяли на более мягкий и прозрачный для большего удовольствия в процессе работы.
Правильно организовать свое рабочее пространство – это есть и всегда будет являться задачей номер один на пультах свободной архитектуры. Домашнюю работу полезно сделать в любом случае: упорядочить каналы, расставить по слоям, составить роутинг, вставить нужные инструменты обработки сигнала. Все это действительно очень просто в dLive. Это можно сделать привычными даже ребенку действиями, которые мы каждый день выполняем на наших смартфонах и планшетах.
На экране появились «виджеты» – так называются области, куда можно перетащить разные элементы управления или контроля, как, например, компрессор, гейт или посылы в FX или AUX-шины.
Возможностей конфигурации настроек экранов и рабочей поверхности теперь стало еще больше, чем в предыдущих системах. Визуализация Copy/Paste функций стала удобней и проще, что сильно ускоряет рабочий процесс.
Теперь в dLive добавили 26 Soft Keys, на которые можно назначить буквально все что хочешь: от банальных Tap Delay до переключения уровней на определенные каналы во время соло. Эти клавиши сильно помогут театральным звукорежиссерам, как и 32 MIDI-фейдера, которыми можно управлять буквально чем угодно: от штор и света в зале до любых параметров в звуковых рабочих станциях, таких как QLab, ProTools, Reaper, Logic, Ableton или других звуковых пультах.
Установив утилиту A&H TCP/IPMIDIdriver и запрограммировав заранее приборы и рабочую станцию, можно все действия совершать в пульте и максимально концентрироваться на работе со звуком, не отвлекаясь на посторонние элементы управления.
По привычке, выбрал себе для работы пульт с одним экраном, однако, поработав на концерте с консолью S7000 с двумя экранами, понял, насколько это удобно. На левом экране располагаются настройки каналов, а в правом можно открыть окно эффектов или настройки пульта, скорость работы заметно повышается.
Неудивительно и то, что при первом включении dLive был полностью готов к работе, без каких-то заметных багов. В данный момент работа по усовершенствованию сводится к сбору информации о пожеланиях пользователей и возможности воплощения их в dLive.
Как я успел убедиться, в Allen&Heath к этому теперь подходят с особым вниманием, к российским пользователям в том числе.
Все описать сложно, но в целом, учитывая потрясающее качество звука, безграничный функционал, очень адекватную цену – совсем не удивляет то, что даже владельцы микшера SD7 (до сих пор бывшего флагманом по качеству звучания и количеству каналов) выбрали для своих мировых туров именно dLive. И понятно, что по надежности он превосходит любую другую систему.
Еще приятно, что dLive, как и iLive, останется удобнейшим вариантом для туровых групп, ездящих с собственным пультом, для тех, кто не хочет экономить на качестве звучания. Теперь есть вариант приобрести недорогой DM Mix Rack и возить его с собой.
Логично, что для пользователей пультов A&H не будут сюрпризом многие «фишки» dLive, но даже для тех, кто первый раз подойдет к пульту, займет буквально мгновение освоиться на новом месте работы. Водитель авто не должен искать педаль газа или тормоза, а просто сесть и поехать. К сожалению, большинство производителей выбирают агрессивный маркетинг и навязывают «свое эксклюзивное видение процесса работы».
Это мало связано с качеством звука и еще меньше с построением логики работы концертного звукорежиссера. Переименовывание главных узлов управления, придумывание «своих» визуальных обозначений или подача второстепенной функции как главного козыря пульта приводят к тому, что пользователи, освоив такой «эксклюзив», зачастую даже боятся подойти к микшерам других производителей. Если в аналоговом мире пульты различались в основном качеством звучания, и была прямая зависимость размеров и качества, то в цифровом мире основные различия заключаются в органах управления, поскольку качество и набор инструментов достигли очень высокого уровня и уже находятся на грани объективного человеческого восприятия.
- Поделиться:facebookВКонтактеtwittergoogle +