Axelvox TRP: активные мониторы Читать далее
V конкурс художников по свету приглашает участников Читать далее
Arturia SPARK LE Читать далее
Allen & Heath dLive – новый цифровой концертный микшер Читать далее

Задачи и виды архитектурно-световых инсталляций

Задачи и виды архитектурно-световых инсталляций

 
 
Текст: Владимир Сапрыкин
 
 
Если вы хотя бы изредка посещаете крупные концертные мероприятия, на которых присутствует световое шоу, то, наверное, уже знаете марку Martin Professional. Это имя достаточно прочно ассоциируется со световыми технологиями, поскольку компания много лет занимается созданием световых приборов и комплексных световых решений. С точки зрения зрителя, световые инсталляции Martin Professional просто красивые, яркие и запоминающиеся. С точки зрения инженеров по свету, они надежны и эффективны, потому что позволяют создавать мощные и разноплановые световые картины. К тому же, в компании разработаны надежные системы управления световыми приборами.

Любое серийное оборудование Martin допускается на конвейер только после жестких полевых испытаний, во время которых заложенные в него конструкторские и дизайнерские решения проходят поверку в условиях изнурительной эксплуатации. При этом компания не перестает искать свежие технические решения, которые и воплощает в новых световых приборах. В последние годы, с развитием светодиодных технологий, компания получила дополнительную возможность развития за счет использования новых световых источников. В результате появились современные мощные решения белого и цветного освещения, при этом очень экономно потребляющие электроэнергию, что в современных условиях более чем актуально.

Но Martin – это не только концерты и праздничные мероприятия. Понятие светового шоу вовсе не обязано иметь четкой привязки к какому-либо событию. Простой пример – фасадное освещение, которое все мы можем видеть вечерами на городских улицах. Оно может работать в будни, в выходные и праздники, просто наполняя светом архитектурный ландшафт, зачастую даже преобразуя его в нечто новое. И здесь приборы от Martin тоже успели себя зарекомендовать.

Что такое вообще архитектурное освещение? На заре возникновения этого понятия существовал один тип освещения: подсветка фасадов зданий. Чаще всего использовались простые фонари, подсвечивающие или весь фасад, или отдельные его участки, например, стенные ниши, колонны или иные элементы, присутствие которых можно отдельно подчеркнуть. Такое направление и по сей день актуально, главным образом, для зданий старой постройки, имеющих те или иные архитектурные изыски и выраженную внешнюю индивидуальность. С приходом в нашу жизнь массового строительства подходы к художественному оформлению также поменялись. К сожалению, архитектура сейчас все чаще решает чисто утилитарные задачи, оставляя за скобками эстетику, которая, в свою очередь, тоже претерпела трансформации. Да, индивидуальные проекты могут быть сколь угодно сложными и необычными, но ведь города по таким проектам не строят. А массовый проект должен быть недорогим – вот на что, прежде всего, обращает внимание инвестор. Недорогим – значит, однообразным, с типовыми решениями. Появляются целые районы с похожими друг на друга жилыми домами, появляются однообразные стеклянно-металлические башни. Которые, пусть они даже закручены в спираль, все равно остаются одинаково скучными блестящими стеклянными коробами. Но это днем. А ночью они зачастую становятся просто неясными серыми силуэтами. Даже интересные, с точки зрения архитектора, здания в ночное время теряют индивидуальность, а при неудачном освещении могут принимать и вовсе гротескные очертания.

Даже такие, казалось бы, индивидуальные постройки, как загородные дома в коттеджных поселках, тоже несут на себе печать внешней однообразности. Вы бывали в таких поселках? Целые улицы одинаковых домов! С одной стороны, это создает ощущение некой общности. Да, но ведь каждый человек индивидуален и хотел бы, чтобы его дом как-то выделялся среди прочих.

Что касается современных городских построек, то они просто обязаны быть индивидуальными, чтобы не превращать город в каменные джунгли. В особенности это касается высотных зданий. Если уж они выделяются на фоне имеющейся застройки, так пусть создают позитивный настрой. В особенности, ночью. Ведь при правильно рассчитанном освещении они вполне способны стать украшением ночного неба.

Как сделать типовой дом непохожим на другие такие же дома? Как придать стеклянной башне индивидуальный облик? В этом случае на помощь можно призвать освещение, которое и будет создавать явно видимое разнообразие на основе одних и тех же реальных конструкций.

Накопив опыт создания световых приборов для индустрии развлечений, компания Martin, в свое время, начала развивать линейку архитектурных решений, открыв новое направление – architectural. Поскольку приборы архитектурного освещения чаще всего располагаются вне помещений, то они должны быть рассчитаны на долговременную эксплуатацию в любых погодных условиях. Таким образом, требования к надежности прибора выходят на первый план. Используя собственные наработки, инженеры Martin сумели создать целое семейство уникальных приборов, предназначенных для решения конкретных архитектурных задач.

Однако жизнь стремительно меняется, меняется сам ее темп, соответственно, меняются люди и их взгляды. Мы живем уже в информационную эпоху. Новые знания появляются стремительно, и столь же быстро устаревают, ускоряется восприятие и переработка информации. Меняется все. И даже такая, казалось бы, статичная вещь, как городской ландшафт, в новых условиях представляет собой не просто набор зданий, сооружений, улиц, парков и так далее. Он превратился в единое информационное пространство, каждый элемент которого представляет собой информационный источник.

Как обеспечить быструю доставку информации и, при необходимости, ее своевременную замену? Да еще в таких масштабах? Ответ очевиден: информация должна быть визуальной. Следовательно, эту глобальную задачу должны решать те или иные световые устройства. Таким образом, световые носители информации, казавшиеся раньше некой надстройкой, дополнением, в настоящее время стремительно ассимилируются и становятся неотъемлемой частью городского ландшафта. А в новых архитектурных проектах они зачастую уже присутствуют изначально как составная часть.

Все идет к тому, что на сцену выходит своего рода информационная архитектура. Это новый взгляд на жизнь, это новый способ существования. Это динамическая связь человека и города.

Компания Martin отнеслась к происходящим изменениям достаточно серьезно. Собственно, это было неизбежно, поскольку все происходящее меняет и саму компанию, и ее видение своего места в мире световых технологий. Архитектурное направление разработок трансформировалось и развивается в соответствии с современными реалиями. Какое-то время потребовалось на то, чтобы впитать в себя дух перемен, осмыслить их, чтобы увидеть происходящее с разных точек зрения. Было открыто новое направление, получившее название architainment. Это неологизм, такого слова нельзя найти в словарях, – но и того, что оно обозначает, до недавнего времени тоже не существовало. Оно составлено из частей двух других слов: architectural и entertainment.

Если вы понимаете английский язык, то пояснений не требуется, слово достаточно точно отражает суть происходящего. Теперь не только город влияет на человека, но и человек влияет на город. Происходит динамическое взаимодействие, обмен информацией.

Городские улицы, в зависимости от текущих потребностей человека, могут быть путеводителем, источником информации, средством развлечения и даже коммуникации.

В новом медийном пространстве становится возможным то, что мы до недавних пор даже не могли вообразить. Например, улица, динамически подстраивающая вечернее освещение под количество прохожих. В местах, где их больше, свет ярче, а на пустых участках в экономном режиме работают лишь неяркие дежурные фонари.

Или представьте себе событие глобального масштаба. Давайте пофантазируем. Скажем, это будет запуск пилотируемого космического корабля. Хоть на Марс, хоть к братьям по разуму, в соседнее звездное скопление – почему нет? Все томятся в ожидании, по телевидению идет трансляция… Но маленький экран не может передать истинный масштаб события. Зато если вы выйдете на улицу, то прямо на стенах близлежащих домов сможете увидеть картину в объеме: не только саму стартовую площадку, но и то, что происходит вокруг нее. Разные фасады демонстрируют изображения с разных камер, и вы становитесь непосредственным участником реальных событий, потому что визуально находитесь в самом их центре и все происходящее видите, в прямом смысле, вокруг себя. Впечатления должны быть поистине незабываемыми.

Нужно отметить, что сам по себе видеофасад уже не новинка. Существуют и видеорешения, его реализующие, и средства доставки изображения, и системы управления. Отдельные здания в крупных городах уже передают информацию 24 часа в сутки. Сопряжение разных изображений в один объем тоже не представляет проблем.

Изображение, выведенное на фасад многоэтажного дома, хорошо различимо с расстояния нескольких сотен метров, что позволяет строить масштабные видео кластеры с охватом очень больших территорий. Так что появление подобных крупных медиапроектов, видимо, вопрос времени.

Компания Martin, используя многолетний опыт в области сценического и архитектурного освещения, к настоящему времени разработала полный спектр приборов динамического освещения и видеоустройств. Архитектор может использовать не только статичное или динамическое освещение, ему доступны более тонкие инструменты, например, креативные видеоэлементы. Это матрицы светодиодных пикселей с индивидуальным управлением, которые легко интегрируются в любые архитектурные решения. На них можно выводить любой контент: изображение, текст или видео. Причем, управление каждым светодиодом осуществляется индивидуально.

Естественно, оборудования как такового для реализации проекта недостаточно. В любом случае нужна первичная идея. И чем она смелее, тем интереснее будет проект. И такие проекты уже появляются. В качестве примера можно привести световую инсталляцию, осуществленную инженерами Martin в датской компании по обработке отходов KARA/NOVEREN. Заказчик собрался заменить две мусоросжигающие печи на новые, более эффективные установки, позволяющие в процессе своей работы генерировать электроэнергию. Внешний конструктив печи незамысловат, она похожа на огромную темную каменную башню. И хотя предприятие находится за пределами городской черты, появление такой скалы на горизонте явно не могло украсить ландшафт. Поэтому в проекте изначально предполагалось использовать динамические световые эффекты, то есть все задействованные приборы должны управляться индивидуально. Причем, башня сама по себе темная, имеет сложную поверхность, которую нужно не просто осветить, а сделать так, чтобы освещение было видно на большом расстоянии. Требовались надежные приборы, желательно с не самым высоким потреблением электроэнергии.

Архитектор хотел с помощью освещения придать энергетической башне эстетически приятный внешний вид, превратив ее в новую достопримечательность города. Для проведения торжественных мероприятий даже были созданы специальные световые сценарии, заменяющие собой ежедневные световые программы. Однако тема основной идеи – переработки отходов в электроэнергию – тем или иным способом передается всегда.

После поисков, для решения задачи были выбраны прожекторы Martin из серии exterior, которые надежны в эксплуатации и наилучшим образом подходят по размерам и качеству цветопередачи. В проекте было использовано 112 светодиодных прожекторов Exterior Wash 410, 78 прожекторов Tripix 1200, система управления M-PC с коммутационными устройствами.

В результате появилась местная достопримечательность футуристического вида под названием «энергетическая башня». И такое прозаическое дело, как сжигание мусора, приобрело вполне респектабельный вид.

Еще один яркий пример того, как действует направление architainment в Martin Professional, можно увидеть в американском Лас-Вегасе. С момента инсталляции прошло уже два года, однако проект по-прежнему выглядит свежим и интересным. Речь идет о колесе обозрения High Roller, которое было запущено в марте 2014 года.

Оно изначально проектировалось как «самое высокое в мире», поэтому и требования были соответствующими, «самыми». Поскольку ночная жизнь этого города протекает чуть ли не более активно, чем дневная, изначальный проект предусматривал использование цветного освещения, благодаря которому в темное время суток колесо можно издалека видеть с разных точек в городе. Кроме того, подсветка должна обеспечить незабываемыми ощущениями самих посетителей аттракциона. И в том, и в другом случае конструкция должна выглядеть максимально эффектно.

Колесо представляет собой легкую на вид ажурную трубчатую конструкцию с тонкими спицами и круглыми обтекаемыми кабинками. Перед художником по свету стояла непростая задача. Требовалось обеспечить освещение конструкции таким образом, чтобы придать ей дополнительную визуальную объемность, откуда бы на нее ни смотрели. Сами кабинки тоже должны быть подсвечены, и поскольку посетители неминуемо будут видеть прожекторы с того или иного ракурса, использование типовых RGB светильников с внешним смешением цвета не представлялось возможным.

Единственными приборами на световом рынке, которые полностью соответствовали поставленной задаче, были светодиодные светильники из серии Tripix от Martin Professional. Благодаря их конвергентному источнику света со встроенным трехцветным чипом весь цветосинтез происходит внутри самого прибора, и зритель видит только готовые запрограммированные оттенки. Система управления должна обеспечить динамическое переключение оттенков, в частности для того, чтобы верхняя и нижняя части колеса были окрашены в разный цвет и сохраняли установленные оттенки при его вращении. Иными словами, когда колесо вращается, окраска его частей остается «неподвижной» в пространстве, плавно перетекая из одного сегмента колеса в другой.

Для световых приборов, занятых в данном проекте, пришлось отдельно конструировать крепежные скобы, обеспечивающие повышенную виброустойчивость и, как следствие, надежную долговременную эксплуатацию. Кроме того, инженерам Martin пришлось изменить параметры электропитания для всех устанавливаемых приборов в соответствии с местными требованиями к электроустановкам.

Опуская подробности, можно отметить, что работа над проектом и последующий монтаж конструкции заняли около трех лет. Со стороны Martin Professional для его реализации было поставлено 1120 светодиодных прожекторов Tripix 300 и 1008 прожекторов Tripix Wash, для электропитания которых использовалось 560 преобразователей Power IP66.

При программировании цветовых схем был учтен тот факт, что с каждым днем время захода солнца изменяется. Поэтому было заготовлено 365 индивидуальных установок, которые каждый день отрабатываются от заката и до наступления фактической темноты, когда включается основная программа освещения. Для праздников и крупных мероприятий были заготовлены отдельные пресеты.

Уже через год после открытия колеса обозрения, High Roller стал неотъемлемой частью пейзажа Лас-Вегаса. Обтекаемая форма и элегантный световой дизайн сделали его самой яркой и современной достопримечательностью города, который никогда не спит.
 

Пример колеса обозрения наглядно демонстрирует степень влияния хорошо спроектированного освещения на успех инсталляции в целом. Если вначале внешний вид этого аттракциона считался просто красивым, то теперь, по прошествии двух лет – единственно правильным.

Кстати говоря, освещение аттракционов в парках развлечений тоже применяется достаточно давно. Однако смысл, вкладываемый в подсветку, претерпел существенные изменения. Если первоначально освещение использовалось, главным образом, для привлечения внимания (и во многих случаях, хоть и выполняло задачу, но довольно быстро утомляло глаза), то в настоящее время концепция изменилась. Освещение теперь не просто привлекает внимание. Прежде всего, современное освещение создает уникальную атмосферу конкретного места. Чувство неповторимости момента, если хотите. Технические возможности современных систем освещения позволяют сделать почти невозможное. И здесь уже на первое место выходит художник по свету. Его задача – придумать образ, реализацией которого займутся профессионалы.

Возьмем для примера тот же парк отдыха. До настоящего времени абсолютное большинство таких парков освещено, скажем так, по старинке, отдельными сегментами.

Есть основное освещение, это фонари на столбах. Есть отдельные зоны с ландшафтным освещением: локальные прожекторы с широким лучом, гирлянды на деревьях, наземные фонари. Зоны аттракционов также используют свою подсветку. И все эти световые зоны работают сами по себе. Вряд ли вы найдете парк, в котором системы освещения составляют единое целое, с единым центром управления, способным реализовать любую концепцию. Подобных проектов в нашей стране еще нет, или же они только начинают разрабатываться. А ведь именно такая инсталляция позволит превратить парк в единую рекреационную зону, в место, где можно отдохнуть от дел, окунувшись в совершенно иную атмосферу. Все эти пешеходные и велосипедные дорожки, полянки, уютные скамейки под сенью деревьев, аттракционы и летние театры – все они способны перенести вас из ежедневной суеты в совсем иное измерение.

Представьте, что вы впервые пришли в такой парк на вечернее представление под открытым небом. Уже наступили сумерки, небо стремительно темнеет, оставляя далеко на западе розовую полосу. На входе вас встретит указатель, прочитав который, вы узнаете, что к театру вам нужно идти по зеленой дорожке, а к аттракционам – по белой.

Почти как в сказке, только вместо волшебного клубочка использованы световые указатели. Тропинка с коротким маршрутом к театру ограничена по бокам тонкими светодиодными полосками-стрипами со светящимися зелеными огоньками, бегущими в нужном направлении. По пути вам будут попадаться велосипедные дорожки, вы будете их узнавать по светящимся желтым маршрутным полосам и мягко мерцающим фонарям в месте пересечения, а ближайшие три-четыре метра к такому перекрестку будут аккуратно подсвечиваться с каждого направления, чтобы не создавать аварийных ситуаций. Датчики движения будут усиливать подсветку при приближении к перекрестку и ослаблять ее до дежурного уровня при удалении.

Для любителей уединиться в укромных уголках под деревьями установлены скамейки, но нет никаких фонарей, которые будут светить в лицо. Просто по углам площадки будут тихо мерцать электронные светлячки на светодиодах, и крона дерева будет слабо светиться, создавая уют и атмосферу единения. Причем, если на скамье кто-то сидит, то подсветка одна, а если никого нет – уже совсем другая.

А зона аттракционов ночью сама по себе видна издалека. Потому что над ней вьется легкое дымовое облачко с объемными лазерными проекциями. Но в праздничные дни организаторы вечерних мероприятий могут устроить вам на длинных дорожках сюрприз с приключениями на маршруте. Белые световые указатели в виде полосок на бордюрных плитах иногда будут гаснуть, погружая дорожку в сумрак и пугая вечерних путешественников. Вместо них в темноте прямо на деревьях будут появляться жуткого вида мерцающие указатели, направляющие к болотному лешему или к жилищу бабы-яги.

Скрытые прожекторы с гобо, направляющие луч на листву кустарника, дают поразительно эффектный результат! Особо чувствительные отдыхающие, чтобы не смотреть по сторонам и сберечь нервы, могут воспользоваться электронной картой с навигационными знаками, для доступа к которой можно подключиться к местной беспроводной сети. Тогда можно смотреть только под ноги…
 

Отмечу, что в реальности такой парк пока еще не существует. Есть множество нюансов, которые нужно учесть, прежде чем приступать к реализации столь масштабного проекта.


Но если крупные проекты такого рода еще ждут своего часа, то менее глобальные световые инсталляции уже работают в различных местах. Существуют, например, рестораны, декорированные под рыцарские замки, с грубыми каменными стенами и многочисленными нишами, в которых установлены скрытые светильники. Управляя в них яркостью освещения и цветовой температурой белого света, можно добиться удивительных результатов, меняя интерьер и саму атмосферу места от правдоподобной кровожадно-средневековой до легкой «стилизации под старину», когда совсем не страшно. Существуют архитектурные инсталляции, в которых используются несколько групп скрытых светильников, установленных в тщательно рассчитанных точках. Управляя всего лишь яркостью и цветом в разных группах, можно добиваться иллюзии утреннего или вечернего освещения, можно даже менять визуальную форму архитектурных элементов. Все то, что раньше делалось реставрацией, перестройкой, покраской, с привлечением строительных бригад и закрытием объекта «на ремонт», теперь происходит ежедневно, многократно, и абсолютно свободно. Нужно лишь изначально включить в проект индивидуально подобранные осветительные системы.

Разумеется, все это лишь единичные примеры. На самом же деле сложных архитектурно-световых инсталляций в настоящее время довольно много. И уже реализованные к настоящему проекты ясно показывают глубину интеграции систем освещения с архитектурными решениями. Таких проектов становится все больше, где-то они начнут территориально пересекаться, соединяясь в глобально управляемые кластеры и, возможно, недалек тот день, когда город сможет менять свой облик по нашему желанию, каждый раз удивляя новыми красками, при этом оставаясь нашим домом, в котором все знакомо, который мы любим, и в котором хотим жить.
 

 

 
comments powered by Disqus