Axelvox TRP: активные мониторы Читать далее
Датская жизнь приборов Astera Читать далее
Empirical Labs анонсировал выпуск BIG FREQ плагина Читать далее
Впервые в России! Arturia Keystep Pro Читать далее

Сценические световые инсталляции

Текст: Владимир Сапрыкин, Елена Жулидова
 
Со времен первых постановок древнегреческих трагедий и практически до конца двадцатого века на сценах использовались статичные декорации и статичное освещение. Повсеместное проникновение в нашу жизнь электричества позволило, прежде всего, изменить взгляд на искусственное освещение. Если раньше источник света вынужденно находился вблизи от освещаемого объекта, в силу малой яркости свечения (как, например, масляная лампа или газовый рожок), то с появлением электрических ламп, дававших значительно больше света, осветительные приборы стало возможно размещать в отдалении, получая, однако, даже лучший уровень освещенности в выбранной точке пространства. Вместе с источниками общего освещения стали все чаще использоваться направленные прожекторы, вначале только с отражающими зеркалами, а затем и с линзами, позволяющие выделять отдельных исполнителей или детали сценического интерьера. А с распространением цветных фильтров световая раскраска сцены стала практически неизменным ее атрибутом.

martin_professional_8.jpg

Современное понятие «сцена» очень многогранно. Существует драматический и комедийный театр, цирковые представления и уличные торжества, концерты классической (акустической) и популярной (видимо, придется сказать «электрической») музыки. Это, разумеется, неполный перечень, но по части разнообразия в стилях оформления вполне репрезентативный. И если драматическая сцена довольно долго оставалась наиболее консервативной, используя, главным образом статическое освещение, как общее, так и направленное, то, например, концерты «электрической» музыки, напротив, быстрее всех впитывали в себя все новые и новые разработки и достижения современной техники. Здесь сказались, по-видимому, и в чистом виде развлекательная направленность, и наибольшая массовость, и, уже по самому своему определению, наибольшая энергоемкость.
 

martin_professional_6.jpg

Первым пошел в наступление динамический свет. На фоне все большей востребованности стали рождаться новые типы осветительных приборов. Возможно, в качестве первого подвижного источника света стоит считать обычную елочную гирлянду с попеременно зажигающимися огнями, которая преобразилась в устройство типа «бегущие огни». Популярность таких огней на сцене или в качестве праздничного оформления помещений сохраняется до сих пор. И если первоначально в качестве источников использовались обычные лампы накаливания, окрашенные цветным лаком, то позже к ним добавились и лампы с блоком светофильтров, и мощные цветные светодиоды.

martin_professional_3.jpg

С развитием полупроводниковой электроники и схемотехники начали появляться и более сложные устройства. На рубеже 70-х и 80-х годов прошлого века на небольших сценических площадках и дискотеках уже использовались так называемые «светомузыкальные» установки. Они представляли собой совокупность нескольких ламп (чаще всего маломощных прожекторов с цветным фильтром), управляемых электронными тиристорными ключами. Управляющий сигнал отбирался с линейных аудиовыходов звуковоспроизводящей аппаратуры и, после фильтрования и детектирования пиков напряжения, поступал на управляющие ключи. Результатом было вспыхивание в такт музыке разноцветных прожекторов, причем мощность вспышки варьировалась пропорционально величине управляющего импульса. Для усиления мерцающего эффекта нередко использовались стробоскопы с импульсными лампами. Кстати, принципиальные схемы стробоскопов и светомузыкальных устройств, адаптированные для радиолюбителей, часто публиковались в популярных отечественных журналах, посвященных электронике, что позволяло любителям самостоятельно изготавливать их из доступных деталей. И, несмотря на то, что «рынка» этих устройств, в традиционном понимании, в нашей стране практически не существовало, по причине отсутствия массового производства, сами эти устройства были достаточно распространены.

martin_professional_9.jpg

Между прочим, во второй половине 80-х годов ХХ века существовали даже любительские альтернативы дым-машинам, собранные из подручных бытовых приборов отечественного изготовления. Правда, за порошком – источником дыма – приходилось бегать в ближайшую аптеку, но все же нескольких аптечных его порций хватало для аккуратного задымления сцены среднего по величине дома культуры. И вроде бы даже никто не кашлял.
Но если малым и любительским сценам этого было достаточно, то «большая сцена» требовала и соответствующих ее масштабам световых решений.
Уже 70-е годы прошлого века не только гремели концертами популярной музыки, но и светили вовсю. Поначалу сценический осветительный арсенал был не слишком разнообразен. Существовали заливные и сканирующие прожекторы, существовали статические и подвижные трафареты (гобо), уже начали использоваться машины сценического дыма. Однако не хватало динамического управления. Следящие прожекторы приходилось направлять вручную, менять яркость луча и переставлять светофильтры – тоже руками, и рук требовалось немало. Существовали отдельные разработки для автоматизации управления, основанные на аналоговой схемотехнике, однако их было сложно масштабировать для крупных световых постановок. Поэтому можно сказать, что малая сцена в чем-то имела даже более выигрышные позиции.
Но к середине 80-х на помощь пришла цифровая электроника. Развитие полупроводниковой промышленности и разработки микропроцессоров позволили совершить качественный скачок в светотехнике. С появлением протокола DMX 512 возникла возможность не только дистанционно, со светового пульта, управлять параметрами работы осветительных устройств и дымовых машин, но и записывать в память управляющего прибора предварительно составленные динамические сцены для каждого подключенного устройства. Это позволяло не только придумывать и программировать последовательность работы световых приборов в концертном шоу, но и синхронизировать несколько разных источников света в единый кластер.
На этом фоне начался бум автоматизации. Большинство световых устройств стали делать моторизованными, в их оснащении появился электронный блок управления, соединяемый цифровым кабелем с пультом светооператора. Благодаря этому появилась возможность не только создать сложномеханизированные устройства типа «вращающаяся голова», но и синхронно управлять целым отрядом этих «голов». И даже привязывать любые изменения световых потоков к работе, например, дымовых машин. В это время фактически родилось понятие светового шоу, поскольку теперь источники света получили немыслимую ранее подвижность и гибкость в работе.
В тех же 80-х годах к имеющемуся арсеналу осветительных средств присоединились первые портативные лазерные установки. Поначалу это были традиционные твердотельные устройства с высокоэнергетической накачкой. Но с развитием полупроводниковой техники через полтора-два десятка лет к ним присоединились более компактные и менее энергоемкие полупроводниковые лазеры.
В отличие от обычных управляемых источников света лазер мог более тонко рисовать светом и предлагал еще более динамичную картину, которая становилась совсем уже фантастической в сочетании с полупрозрачным сценическим дымом и специальными отражающими поверхностями, в качестве которых не раз были замечены даже низколетящие облака. И когда в такт музыке, рвущейся в уши многих тысяч слушателей, начинало жить своей сложной жизнью еще и гигантское, распахнутое до небес световое полотно, особо восприимчивая часть публики даже начинала рыдать от восторга.
Можно отметить, что к середине 90-х годов прошлого века основной арсенал осветительного оборудования уже был создан, и изобрести что-то принципиально новое в этом направлении стало достаточно трудно. С тех пор производители лишь постоянно повышают качество и функциональность техники. Но кто знает, может быть, очередной научный прорыв уже не за горами, и через несколько лет крупные концертные шоу будут потрясать зрительскую аудиторию, например, реальными объемными голограммами.
Будущее покажет.
 
По дороге, вымощенной эффектами MAC
 
Во второй части исторического экскурса мы уделим внимание развитию световых устройств на примере известной серии MAC от Martin.
Начиная наш разговор, нам бы хотелось выразить благодарность редакции журнала DJMAG, вдохновившей нас на увлекательное путешествие в прошлое. Это сегодня наши устройства являются неотъемлемым элементом разнообразных шоу, устанавливают стандарты индустрии, диктуют тренды и вообще делают свет звезд еще более ярким. Каких-то 20 лет назад все было иначе. Давайте вместе проследим увлекательный путь от огромных сканеров PAL 1200 к светодиодному инновационному устройству MACQuantum и яркой серии Viper.

 martin.jpgИсторическая галерея Martin

Эпоха гигантов
Эволюция световых приборов нам в какой-то мере напомнила развитие мобильных телефонов. Помните первые огромные трубки с антеннами, сменившиеся более компактными моделями, стремившимися к минимализму, а затем вновь появление более габаритных устройств, предлагающих весьма широкий комплект функций по сравнению с самыми первыми решениями?
В световом оборудовании наш путь чем-то похож. Первые устройства, с которыми Martin вышел на большую сцену, сегодня поражают своими размерами.
Посмотрите, например, на PAL 1200, появившийся в нашем ассортименте в 90-е годы. Этот профильный светильник на лампе мощностью 1200 Вт создавался для работы в театре, на телевидении и разнообразных инсталляциях. Он работал в режиме цветосинтеза CMY и был укомплектован колесом светофильтров с 5 слотами, автоматическим шаттером, зумом, фокусом, «фрост»-фильтром и движущимся зеркалом. 1 метр 30 см в длину и 55 кг живого веса! Данное устройство очень понравилось представителям прокатных компаний, но им не хватало определенного функционала для полноценной работы в условиях тура. Martin пошел навстречу высказанным пожеланиям и выпустил версию PAL 1200 FX, снабженную колесом гобо для создания дополнительных эффектов.

martin_pal_1200.jpg
 
Martin PAL 1200
 

В это время в индустрии развлечений наметилось одно важное изменение: приборы с полным вращением стали превращаться в массовый продукт (ранее они были доступны только организаторам самых больших и кассовых турне). И именно тогда мы стали активно работать над туринговыми и прокатными устройствами. Так появился первый MAC – модель MAC 1200, также относящаяся к эпохе гигантов. 1200 Вт лампа, 4 цвета плюс белый, колесо гобо с пятью слотами плюс открытый, диммер, шаттер и ставка на оптические компоненты – вот она, «начинка» нашей первой головы.
MAC 1200, как и PAL 1200, можно увидеть в исторической галерее Martin, расположенной на территории головного офиса в Орхусе. Многие посетители нашего «светового музея» искренне удивляются, когда встречают сей весьма габаритный раритетный экспонат.
Первый MAC не стал ни блокбастером, ни большой историей успеха, его достижения в этом плане весьма скромны. Но он стал нашей азбукой, тщательно изучив которую, мы смогли совершить поистине колоссальный скачок и превратиться из небольшой производственной компании в настоящего лидера индустрии.
 
Университеты MAC 600
Аккурат на середину девяностых, период, когда мы сконцентрировались на производстве решений для турингового рынка, приходится рождение нашей «суперзвезды» – прибора с полным вращением MAC 600. Вместе с MAC 500, выпущенным несколькими месяцами позже, он завоевал большую любовь пользователей и после своего пилотного проекта – работы на мировом турне Spice Girls – полностью изменил судьбу компании Martin.
К процессу создания этого устройства был привлечен менеджер по продукту Питер Скитте, он, кстати, и в настоящий момент курирует всю серию MAC. А вот что Питер вспоминает именно о MAC 600: «MAC 600 был нашим университетом. Когда мы работали над этим прибором, мы изучили множество разных вещей, которые и сегодня помогают нам создавать уникальные решения. Тонкости оптической системы, ее эффективность, роль и качество отражателя, свойства дихроичных фильтров, пассивное охлаждение, моторы, приводящие различные элементы в движение, и многое другое. Тогда наша энергия, неиссякаемый энтузиазм и жажда открытий помогли нам совершить переворот и создать настоящую ‘рабочую лошадку’ индустрии».

mac_na_mace.jpg
История  приборов MAC на MACе
 

MAC 600 впервые были представлены на выставке CeBit в Ганновере – 300 штук на одном стенде. Невероятно масштабная по тем временам инсталляция с участием одного устройства! Это был настоящий час «Х» – проверка надежности, работоспособности и производительности приборов проходила в живом режиме на глазах у многочисленной публики. MAC 600 с честью выдержал это испытание, получив звание «самый надежный прибор», которое пронес через всю свою жизнь.
 
Миллениум или MAC 2000
После MAC 600 Martin выпустил маломощный MAC 300 и miniMAC (150 Вт), предназначенные в основном для инсталляций. На них мы подробно останавливаться не будем, а перейдем сразу к следующей большой главе – выпуску MAC 2000. На старте миллениума мы представили прибор, который более чем на десятилетие стал стандартом и основным инструментом индустрии. Сейчас сложно представить себе мероприятие, которое обошлось бы без участия MAC 2000: знаковые турне и концерты, конкурсы «Евровидение», церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр – в его карьере было много ярких и запоминающихся событий. Именно в линейке MAC 2000 мы впервые предложили инструмент Performance с модулем формирователя луча и колесом анимации гобо, расширив таким образом творческие возможности художников по свету. В этом году с конвейера фабрики во Фредериксхавне сошел последний прибор MAC 2000, и серия официально была снята с производства.

 mac_viper_profile.jpgMAC Viper Profile на концертах Дженнифер Лопес в Санкт-Петербурге. Фото Елены Бледных
 

Выход на 1500 кВт орбиту – MAC III
2000-е стали периодом активного развития серии MAC. Martin конструировал и производил приборы, предназначенные для разных ниш: появились инсталляционные модели на лампе 250 Вт – MAC 250, smartMAC на 150 Вт лампе, приборы на 700 Вт лампе – MAC 700, и даже специальная голова для театров на лампе накаливания MAC TW1, а также MAC 575 Krypton. Теперь с помощью серии MAC можно было решать задачи на любой площадке, но все чаще и чаще прокатные компании говорили о том, что им не хватает мощности и яркости при работе на масштабных проектах. Так, в ответ на запрос рынка, появилась концепция устройств на 1500 Вт лампе, впоследствии реализованная в серии MAC III, активно развивающейся и сегодня. Примечательно, что сначала появились профильные приборы – MAC III Profile и MAC III Performance (с уникальным модулем «шторок», о котором журналу DJMAG подробно рассказывал Александр Колотилов, проект-менеджер компании ProLight). MAC III Wash был выпущен лишь в прошлом году, а ранее пользователям была предложена усовершенствованная версия классического MAC 2000 Wash, получившая название MAC 2000 WashXB (extrabright – сверх яркий).

mac-quantum-wash.jpg

Классическим трио приборов серия MAC III, однако, не ограничилась. Креативный ресурс стандартных устройств уже не мог удовлетворить запросы художников по свету, пребывающих в постоянном поиске новых идей. С течением времени возможности по заливке светом и созданию световых проекций дополнились световыми прострелами и игрой лучей. Акцент сместился в сторону пространственных эффектов, а значит, нам было необходимо дать пользователям инструмент, который позволил бы им работать в иной плоскости. Инженеры Martin реализовали эту идею в модели AirFX. Но и этот шаг не стал финальной точкой. В этом году Martin преподнес еще один сюрприз, представив пятое устройство, о котором мы расскажем вам в другом абзаце, посвященном серии Viper.

Диоды: от «быть или не быть» к флагманским приборам
Популярность светодиодных технологий в предновогодние дни наглядно демонстрируют улицы городов, украшенные праздничной подсветкой. А было время, когда перспективы этих источников света оценивались с изрядной долей скепсиса. Недостаточная яркость, низкое качество цветопередачи, хрупкость… Аргументов «против» было достаточно, и производители долгое время не решались сделать шаг в сторону явной экономичности, компактности и эффективности. Тем не менее, в 2000-х стало понятно: светодиодам быть на профессиональном рынке.
В компании Martin эту технологию сначала применили в видео-модулях и линейных приборах заливки, потом очередь дошла и до самых-самых – серии MAC. MAC 401 Dual, MAC 301, произведенный по лицензии JBLighting, стали первой ступенью абсолютно новой технологической лестницы. В 2010 году Martin в очередной раз удивил рынок, представив первый профильный прибор на светодиодах – MAC 350 Entour. Два года научных исследований вместе со специалистами Ольборгского университета привели к настоящему прорыву и позволили предложить реальную альтернативу традиционным устройствам на лампах. MAC 350 Entour даже получил престижную премию «Продукт года» от Конфедерации Датской промышленности.
Тогда же в 2010 году, в сентябре, случилась еще одна сенсационная премьера самого компактного светодиодного прибора с полным вращением – MAC 101, который поражал яркостью и скоростью движений и уверенно занял свою нишу в оформлении шоу-программ. Компактные прожекторы объединяются в единую конструкцию и становятся очень интересным и оригинальным элементом управления. Впервые такое решение было применено в мировом турне Энрике Иглесиаса. В России эту идею успешно использует в своих проектах компания «Еврошоу».
Теперь уже ни у кого не оставалось сомнений, что у светодиодных устройств есть большое будущее. Было, правда, одно «но», которое сильно смущало художников по свету: поверхность прибора с множеством разноцветных светящихся точек смотрелась не очень эстетично. На это обращалось особое внимание при телевизионной съемке. И здесь Martin вновь помог найти решение: в приборе MAC Aura мы спрятали диоды под монолинзой и окружили их дополнительным диодным кольцом, что позволяло создавать не только световые, но и оригинальные декоративные эффекты. MAC Aura был удостоен премии «Инновация» на выставке PLASA 2011.
Практически сразу после появления MAC Aura прокатные компании заговорили о том, что им необходим светодиодный прибор заливки большей мощности. Это значительно помогло бы в работе за счет снижения весовых характеристик и энергозатрат. Перед нами была обозначена следующая задача, но ее осуществление потребовало гораздо больше времени: необходимо было дождаться следующего поколения диодов. В этот период наши специалисты работали над оптическими компонентами и системами охлаждения, искали новые возможности. Наш долгожданный прибор должен был стать «блокбастером», как и его предшественники. И вот, в ноябре этого года настал тот самый час, когда свет увидел MAC Quantum.

mac_iii_profi_le.jpg  mac-iii-profi-le.jpg

«В MAC Quantum мы соединили сразу несколько успешных решений, это и движущийся линзовый модуль, впервые примененный в MAC Viper Quadray, и инновационная оптическая система от MAC Aura. Это позволило нам достичь высокого результата: прибор, который мы представляем сегодня, устанавливает абсолютно новые стандарты для светодиодных устройств заливки по световому выходу и качеству цветосинтеза, – рассказывает Питер Скитте, менеджер по продукту компании Martin Professional. – Новый инструмент предоставляет в ваше распоряжение и оригинальные скручивающиеся лучи, и уже знакомые эффекты «ауры», а также качественные возможности по заливке светом пространств. Иными словами, MAC Quantum – ваш пропуск в мир совсем других возможностей».
 
Яркий свет: эра Viper
Успех светодиодных решений не остановил развитие ламповых приборов. Как мы уже упоминали ранее, новые источники света не позволяли решать насущные задачи и не могли заменить лампу по мощности и качеству светового потока, особенно это касалось наиболее мощных устройств. Но мы понимали, что за более чем 10 лет успешной истории MAC 2000 морально устарел, технологии ушли далеко вперед. Плюс время диктовало новые задачи: художникам были нужны более яркие, более быстрые приборы, при этом более компактные и легкие. Как бы это ни было грустно, мы понимали, что скоро ветеран MAC 2000 должен будет уйти на «пенсию» и уступить дорогу молодым. И этого молодого должны создать мы, используя свой колоссальный опыт и знания. Задействовав лучшую ламповую технологию, имеющуюся на данный момент в индустрии, выжав максимум из всевозможных ресурсов, Martin разработал серию Viper и в очередной раз подтвердил звание чемпиона. MAC Viper Profile на 1000 Вт лампе сразу поразил яркостью светового потока, превосходящей показатели более мощных конкурентов. Этот прибор собрал рекордное количество заказов еще до начала первой отгрузки. И за первый год своего существования уверенно прописался в райдерах. Серию продолжили приборы Performance, AirFX, Wash, Wash DX, а на десерт было подано абсолютно новое устройство, максимально отвечающее современным тенденциям светового оформления – MAC Viper Quadray.
Для тех, кто еще с ним не знаком, позвольте представить. MAC Viper Quadray – прибор, выстреливающий в пространство 1, 2, 3 или даже 4 луча с индивидуальным управлением. Это действительно новое слово в создании оригинальных пространственных эффектов, которые очень сложно, а порой невозможно получить, используя программирование обычных устройств. Quadray также реализован и в серии MAC III.
Шаг за шагом мы дошли до реалий сегодняшнего дня, прокрутив историческую ленту. Завершается наше повествование, завершился год, подаривший нам новые устройства и открывший перед нами новые двери. Впереди 2014, год других достижений, побед и открытий, которые еще удивят нас и займут свое заслуженное место в истории световых приборов и эффектов.

Ярких вам впечатлений в новом году!
Всегда ваш, Martin Professional.
 
comments powered by Disqus