Взгляд с другой стороны…
Клубы бывают разные... Хорошие и плохие. И в этом плане я имею в виду не саму направленность клуба, а общую концепцию в связке «дизайн + оборудование».
Текст: VJLight
Еще пока встречаются в некоторых клубах такие бренды по свету и звуку, как High End Systems, Martin, Glay Paky, JBL, Martin Audio и т. п., но все чаще наблюдаются другие, со странными названиями и с не менее странным качеством. На рынок хлынул поток дешевого оборудования, и оно, как ни удивительно, стало популярным не только в бюджетных заведениях, но и в тех, которые позиционируют себя как клубы «премиум» класса. Еще, возможно, простительно, когда решение о покупке оборудования для шоу в клубе принимает какой-нибудь менеджер-директор, который просто не знает, насколько то или иное устройство надежно. Но поразительны слова некоторых директоров компаний такого типа: «А зачем покупать «мартиновские головы» по 3000-5000$? Я лучше возьму no name за 400$, и, если что, просто сломанную заменю на новую». В погоне за дешевизной такие люди забывают о том, что этот прибор, прежде всего, нужен в шоу со своими определенными функциями, и еще он не должен ломаться. Такой подход типа «и так сойдет», во-первых, как ни странно, лишняя трата денег, а во-вторых, прямой вред шоу, где художественные задумки просто рассыпаются от скупости или жадности «откатчиков».
Еще бывает, когда клуб уже практически построен, вспоминают, что нужно еще инсталлировать звук, свет и видео... Естественно, эта сторона в итоге страдает, потому что нормальный подход к проекту требует либо дорогостоящих переделок, либо изначально «золотой середины» в согласованности с направленностью заведения и дизайном. Нормальная инсталляция оборудования для шоу, где все будет работать стабильно и по функциональности на все свои 100%, требует определенных качественных расчетов по расположению, силовым и электрическим нагрузкам, количеству вспомогательного и согласующего оборудования. А когда «лепится из того, что было», никто от такого шоу не получает удовольствия – ни те, кто работает, ни посетители. Я уж молчу про выжженные матрицы на камерах, испорченном зрении от непонятно кем расставленных лазеров, про вообще отмененные мероприятия из-за обрушения конструкций...
Уже прошло несколько лет, как до наших клубов докатилась, пусть и с небольшим опозданием, волна видеоинсталляций. На западе без видеоарта уже практически немыслимо ни одно мероприятие, и у нас, наконец-то, это явление тоже начинает приживаться. Практически в любом заведении уже можно наблюдать плазменные панели, а в некоторых и светодиодные экраны. Но и тут порой приходишь в какой-нибудь клуб, который уже существует приличное количество лет, и понимаешь, что видео нужно заведению, экраны есть, но располагаются они в таком порядке, как говорится, «воткнули, куда получилось». Конечно же, и в новых заведениях не всегда все гладко. Либо используют системы передачи сигнала не для тех целей, что приводит к задержке сигнала, а это, в свою очередь, сводит на нет работу виджея вживую, либо форматы и разрешения экранов просто удручают. Еще не все понимают всех возможностей работы виджеев. Уж извините, наболело, но хотелось бы сказать, что люди, которые делают шоу, у нас в стране есть, есть и отличные профессионалы. Диджеи, художники по свету, звукорежиссеры, виджеи – все они могут сделать отличное шоу, которое не захотят покидать посетители, только дайте им инструменты, на которых можно работать, делайте или перестраивайте клубы обязательно с учетом этой стороны. Тут есть очень тонкая грань, почти как с ложкой дегтя: чего-то не учтешь и все испортишь. В конце концов, существует обратная связь с аудиторией, когда в хороших условиях, в хорошей атмосфере и на хорошем оборудовании работает артист, он получает драйв и этот драйв отдает зрителю, зритель, в свою очередь, дарит его артисту. Так и летает все это безумие (в хорошем смысле этого слова) по залу, и все получают удовольствие. А ведь для этого люди и ходят на шоу...
Клуб Арма17 (г.Москва, 2010г.)
Комментарий специалиста - Дмитрия Никитина, руководитель светового отдела Компании «Свет.Звук.Консалтинг»:
VJLight написал, видимо, все как есть. Именно так, как видится человеку то, в каких условиях он работает. И мне кажется, можно в известной степени положиться на его опыт работы в огромном количестве клубов, так как карта его активности охватывает всю Россию (не знаю, бывал ли он во Владивостоке).
Профессиональный взгляд на клуб, не важно, в какой области, сразу выявит достоинства и недостатки. Список их будет зависеть от точки зрения, опыта и статуса наблюдателя. VJLight видит ситуацию глазами артиста, вовлеченного в работу с достаточно сложными видеосистемами, самое слабое звено которых влияет на результат его творческого неистовства в худшую сторону – отсюда и критика.
Взгляд инженера-проектировщика тоже, наверное, найдет достоинства и недостатки, но в другом ракурсе. Скорее всего, лежать они будут в области системной инженерии, которая начинается от бетона, а впрочем, и задолго до бетона, еще в чертежах. Можно, конечно, не придавать значения таким мелочам, как проектирование. Нет, ну, правда, можно же нарисовать планировочку и разрезик? Да, можно. А интерьерчик с колеровочкой обозначить, барную стоечку, там, столики? Можно! И построить можно, объясняя словами и указывая руками то, что не попало на планировочку.
Я вас, может быть, удивлю – я порекомендую именно такой стиль работы, когда надо построить что-нибудь временное, на 3-6 месяцев. Именно так, с общими планировками и функциональными схемами строятся, например, передвижные сценические комплексы, которые вынуждены вписываться в предлагаемые помещения сроком на 2-3 месяца или разворачиваться под открытым небом на 1-2 недели. Да и успешный клуб, как показывает практика, можно построить такими методами, когда срок его жизни заранее определен в 6 месяцев, нет смысла тратить лишние деньги.
Конечно, огромную роль всегда играет бюджет. Когда вернется вложенное – это важно. Важно также, чтобы бюджет не раздулся, – но это не в человеческих силах (саркастическая улыбка автора). Любой знает, что в итоге стройка будет стоить дороже и гораздо дороже, чем вам покажут в самой подробной смете.
Но стоп! Свет, звук и видео будут стоить ровно столько, сколько написано в договоре! Без вариантов. То есть в этой части можно на 100% рассчитывать, что бюджет не вырастет. Могут, конечно, появиться дополнительные фантазии промоутеров или технической группы, но только в том случае, когда они подключаются к проекту на поздних стадиях, и это еще одна болевая точка как владельца, так и подрядчика.
В идеальной ситуации вся инженерная сеть профильного оборудования клуба (звук, свет, видео, эффекты) должна определяться задолго до отделки, пока здание в бетоне. На этом этапе всегда можно совместиться с дизайном помещения и декором, вентиляцией, сигнализацией и прочим. Более того, параметры света и звука прямо влияют на конструктив здания (звукоизоляция и нагрузки) и инженерные системы (вентиляция и кондиционирование). Здесь существует возможность точного определения характеристик инженерных систем, а если проще – производительности систем, без перезакладки по мощности. На этом этапе также не составляет проблем развести сеть коммуникаций и электропитания в любой конфигурации без ущерба для последующего устройства декора. Более того, на этапе закладки коммуникаций можно и серьезно сэкономить, имея в виду последующую реконструкцию, улучшение, или по-нашему, апгрейд.
Но все это имеет смысл, только если вы планируете работу на достаточно долгий период времени без деградации систем клуба, то есть, если у вас действительно серьезные намерения.
Вот об этом я и хотел бы поговорить в следующих выпусках, я также приглашаю и читателей к диалогу – пишите в редакцию.
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- Поделиться:facebookВКонтактеtwittergoogle +