Кадры решают всё...
Как ни странно, рынок оборудования для шоу уже давно весьма насыщен. Нынешние условия жизни – быстрая связь, мгновенная оплата, доступность информации и т. п. – позволяют быстро мониторить рынок новинок и почти мгновенно внедрять их в жизнь. Интересно (да и закономерно), что владельцы клубов давно уже стали понимать, что для привлечения посетителей, учитывая конкуренцию, нужно вкладывать деньги в качественное оборудование, создавать новые концепции шоу, вообще находить и внедрять самое новое, прогрессивное и модное.
Текст: VJLight
В последние годы, к счастью, и до российских клубов докатилась мода на видео вообще и видео-арт в частности. Конечно, и в 90-х были передовые заведения, где периодически выступали виджеи, но сейчас это приобрело уже широкий размах. Отчасти это произошло благодаря снижению цены на плазменные панели и проекторы, появлению новых технологий и программ для создания он-лайн видео, но самая главная причина – это понимание того, как воздействует визуализация на расширение восприятия музыки, какие большие возможности для шоу есть у современных видеосистем как в творческом, так и в техническом плане. На данный момент при переоборудовании клубов уже обязательно учитываются, где только позволяют возможности, размещение как минимум плазменных панелей и экранов с проекторами. Новые же клубы (и это отрадно), в большинстве своем, настроены на «хороший размах», и там очень удачно применяются светодиодные экраны, пол и потолок из светодиодов, из них же делают оформление интерьерных элементов и т. д. и т. п. Но есть одно «но»... Иногда в начале, но что хуже и, к сожалению, чаще всего к концу строительства клуба у руководства возникает дилемма: «Ну вот, поставили мы очень крутое оборудование. А что теперь с ним делать, и кому, и как на нем работать?». На разных стадиях проекта у руководства заведения возникает понимание, что это оборудование имеет не только большие возможности, но и требует для работы на нем особой квалификации, опыта и, конечно же, материала. И никто ведь не хочет особо копировать друг друга, всем хотелось бы чего-то необычного, сочного – такого, чего нет у конкурентов, эксклюзива, одним словом. К счастью, не только само направление видео стало популярно в клубах, но и виджеи стали выходить из своего рода полупартизанского состояния востребованности и популярности. Уже несколько лет, пока приживалось это направление творчества в российской шоу-индустрии, многие виджеи, обладая, порой, нездоровым (в хорошем смысле этого слова) альтруизмом и фанатизмом в своем увлечении, прошли тернистым путем через отсутствие школ, внятных описаний и инструкций на русском, организаторов-кидал, откровенного непонимания и ларечного подхода к шоу-бизнесу со стороны многих «руководителей» к востребованности своего творчества. За эти годы по разным причинам (от моральных до финансовых) многие ушли из виджеинга. Остались только откровенные фанаты своего дела, и теперь эти VJs, как говорится, закалены «в боях», обладают реальными практическими знаниями и опытом, который порой не получишь, прочитав только инструкцию. Есть такие нюансы, которые можно понять, как говорится, «только руками». И нюансов этих хватает везде и на всех стадиях работы с видео: от подготовки контента со всеми его форматами, разрешениями и кодеками, до «фишечек» конкретных виджейских программ, конфигурации оборудования и коммутации (расчеты диагонали проекции на экраны и расположения проекторов, длина проводов, питание, защита оборудования и т. д. и т. п.) для шоу. Мы сейчас наблюдаем картину, очень похожую на состояние дел по световому оформлению лет 10-12 назад. Тогда уже спокойно можно было привезти в Россию любое световое оборудование, но компании искали реальных практиков-художников по свету, которые способны были бы создавать проекты, внедрять их в жизнь и работать на этом оборудовании. С видео в этом плане сейчас похожая ситуация, только тут уровень информации на порядки больше, это я могу ответственно заявить, поскольку много лет занимался светом. В последнее время все чаще и чаще ко мне и к моим друзьям-виджеям обращаются с просьбой подсказать, где можно научиться виджеингу, получить знание от тех, кто уже «варился в этом соку». Это и люди, которые подходят во время выступлений в клубе, увидев, что происходит на экране, а сейчас все чаще обращаются компании, которые делают инсталляции видеооборудования в клубах по всей России. Поняв всю сложность работы с видео, многие руководители клубов изъявили желание отправить на обучение своих сотрудников. Пообщавшись между собой, мы – несколько виджеев – приняли решение организовать VJ-школу. Всем, наверное, известен в интернете «Форум российский виджеев», там мы – группа виджеев – пару лет назад договорились и решили выпускать промо-DVD RussianVJ's (уже вышло два диска и готовится третий). Также недавно мы зарегистрировали домен и открыли промо-портал с одноименным названием на www.RussianVJs.ru, где есть вся информация не только о первой VJ-школе в России, но и вообще о виджеях, их работах. Там же вы найдете интервью и репортажи с мест событий с участием виджеев, а также много другой интересной информации. Являясь эндорсером ArKaos, я, естественно, обратился за поддержкой в компанию «Свет.Звук.Консалтинг», которая мало того, что традиционно позитивно откликается на все хорошие новации в шоу-индустрии, но и является официальным дистрибьютором ArKaos в России, и получил очень серьезные предложения о сотрудничестве, выгодные не только в целом виджеингу в России, но и каждому конкретному ученику нашей школы. За что руководству компании от нас огромное спасибо.
Комментарий VJ Malbred
Да, у нас в Питере тоже довольно много людей, интересующихся видео-артом, и с каждым днем таких людей все больше. Конечно, мы охотно поделимся знаниями и опытом с начинающими, и это поможет не только каждому ученику, но и самому виджеингу в России. Ведь узнав все, «вымученное» каждым из нас, кто будет проводить лекции, за эти годы практики на различных мероприятиях, ученикам не придется наступать на собственные грабли, и они будут вполне способны не допускать большой массы ошибок, а в творческом плане смогут что-то перенять и/или интерпретировать в работе по-своему. Наша команда осветит весь спектр знаний: от подбора «железа», с теми или иными возможностями, до обзора распространенных программ – ведь в нашем составе есть люди, которые пользуются и разным софтом, и разным оборудованием.
Комментарий специалиста: Дмитрий Никитин – руководитель светового отдела Компании «Свет.Звук.Консалтинг»
Очень вовремя VJLight заговорил о людях, которые манипулируют (да-да, именно манипулируют) всем комплексом современных технологий в развлекательном предприятии. Простым нажатием на рычаг здесь ничего не включается. Люди, создающие аудиовизуальную среду суть артисты, может быть даже цирковые, поскольку понятия баланса и жонглирования здесь вполне применимы. Десятки и сотни параметров при управлении светом и звуком должны быть приняты во внимание, осмыслены, пропущены через себя и выданы на исполнение электронике, которая не создаст ничего сама по себе, а только исполнит творческий замысел человека. Поэтому я настаиваю: те, кто стоит за пультами – это артисты.
От артиста зависит очень многое – драйв события, степень восприятия видимого и слышимого, настроение аудитории. Как и везде, хороших артистов мало. Если у вас есть такие люди, вам очень повезло. А если нет? Они ищутся. Направлений поиска может быть два: по деньгам и по задаче. Для выполнения определенной задачи нужны люди определенной квалификации, и чем сложнее задача (например, не открытая площадка в парке на День города, а Евровидение), тем меньше выбор, и насколько меньше, настолько дороже. Здесь компромисс недопустим. Но можно искать и по деньгам. За пятьсот рублей? Да, пожалуйста! Вот вам пучок специалистов со здоровым и хорошо развитым указательным, пардон, нажимательным, пальцем. Ни тени сомнений, ни проблеска искры божьей. Да и глупо за столько рублей столько от человека требовать. Пришел, нажал, ушел. Причем, если рядом дадут шестьсот, то ушел туда. А сюда на пятьсот пришел другой...
Как здесь правильно поступить? Выбор за вами, но мне почему-то кажется, что на руководящую должность в администрации заведения не принимается первый попавшийся человек, согласный на пятьсот рублей. Важна репутация, послужной список и ваше собственное впечатление о человеке и его работе. Образно говоря, за пятьсот никто не переломится, но за две пятьсот есть большая вероятность получить настоящее шоу, атмосферу в зале и определенный авторский стиль, что непременно скажется уже на репутации вашего заведения. А если хотя бы один серьезный и творческий человек с вашего одобрения появится еще на стадии проектирования будущего заведения, то у вас не возникнет расхождений между ожиданиями и воплощением, не говоря уже о возможности избежать многих ошибок и получить контроль над тем, что, как и для каких целей делается.
Если серьезно, то проблема кадров остра, как никогда. Хороших специалистов всегда не хватает. Плохо то, что артисты технического жанра нигде, простите, не производятся. Они самовоспроизводятся. Ведь, для того чтобы стать Мастером, не говоря уж об Артисте, надо прожить лет пятнадцать буквально в бедности и трудах над собой истязающих и ежедневных. Нужна постоянная практика и самообразование. Помочь могут опытные, с багажом знаний за плечами. Работа в одном с ними коллективе и впитывание не только технических знаний, но и правильного творческого отношения к своей работе и создает тех немногих, кто становится настоящим артистом от техники.
Увлеченные и искренние люди из команды RussianVJs задумали очень нужное дело, и мы будем помогать им всем, чем сможем. А тем, кто ищет хороших творческих людей на свет и звук, мы всегда сможем порекомендовать несколько кандидатур, благо за двадцать с лишним лет в профессии сложилось понимание того, кто есть кто. Да и сами можем поделиться тайнами профессии. Давайте чаще общаться. Ваши вопросы и пожелания для обсуждения будут приветствоваться как в редакции, так и непосредственно мной. Все контакты – на этом развороте.
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- Поделиться:facebookВКонтактеtwittergoogle +