Синтез вместе с Roland Gaia SH-01
Не стоит теряться при виде такого количества кнопок и регуляторов. Gaia SH-01 – это современный цифровой синтезатор, возвращающий нас во времена аналогового синтеза. Сегодня на этом примере мы познакомимся с основами синтеза и даже поймем, как добиваться нужного нам звучания.
Структура Gaia SH-01 представляет собой секцию генератора низкой частоты (LFO), три осциллятора, фильтр, блок усилителя и эффектов. Создание любого звука в синтезаторе начинается с секции осциллятора – это и есть главный генератор сигналов, которые в дальнейшем преобразуются в аудиопоток. Осциллятор Gaia содержит 7 волновых форм, каждая из которых имеет свою уникальную структуру. Первые пять – это классические волны: синусоидальная (Sin), пилообразная (Saw), прямоугольная (Square), треугольная (Triangle) и пульсирующая (Pulse/PWM). В дополнение есть волна шума (Noise) и суперпила (Super Saw).
Прослушайте и проанализируйте, как звучит каждая в отдельности.
Для создания более сложных текстур мы подключаем второй и третий осцилляторы. Попробуйте следующие комбинации и послушайте, какой получается результат: Super Saw + Sawtooth + Sine (синтетические духовые), волна Noise + волна Noise + волна Noise (эффект ветра, шума), Super Saw Wave + Square Wave + Triangle (синтетический бас). Каждый осциллятор может быть отдельно настроен по высоте и расстройке – регуляторы PITCH и DETUNE. Но что же делает в таком случае загадочная функция MOD? Как видно из графика, она пропускает два осциллятора через себя. При этом есть два режима – SYNC и RING. Режим SYNC заставляет второй осциллятор возвращаться к начальной фазе своего сигнала и синхронизировать частоту с первым осциллятором. RING модуляция, наоборот, перемножает два осциллятора с последующим изменением первого осциллятора. Результатом такой модуляции могут стать всеми любимые металлические звуки, часто используемые в электронной музыке.
Одним из главных модулей, влияющих на тембр, является фильтр. Проще говоря, он делает звук ярче или глуше, но этим его функции не исчерпываются. В Gaia у нас есть 4 типа фильтров. Фильтр низких частот (LPF) является самым используемым фильтром. Он позволяет проходить низким частотам, но при этом вычитает высокие. Параметр CUTOFF при этом регулирует величину среза частот. Тем самым мы можем сделать бас или бочку более глухой или яркой. Фильтр высоких частот делает все то же самое наоборот, пропуская высокие частоты и вырезая при этом низкие. Легче всего данные фильтры изучить на пилообразной, синусоидной и пульсирующей волнах, регулируя параметр CUTOFF. В случае если вы хотите отрегулировать фильтр для двух осцилляторов, нам необходимо одновременно выбрать два осциллятора (TONE1 и TONE2). Фильтр Band pass работает как сочетание LPF и HPF, пропуская при этом узкий диапазон звука посередине. PKG – Peaking Filter, не вырезает низкие и высокие частоты, его задачей является усиление определенного диапазона. Очень часто на практике мы сталкиваемся с тем, что имеем перенасыщенные низкие или высокие частоты. Отрегулировать это нам как раз помогут фильтры, работая при этом в роли эквалайзера или в качестве регулятора громкости.
KEY FOLLOW – еще одна интересная способность фильтра в Gaia SH-01. В зависимости от нажатой клавиши вы можете задать определенный срез частот. Так, например, при величине KEY FOLLOW равной +100, более высокие ноты будут звучать ярче, чем ноты, взятые в нижних октавах.
Резонанс также заслуживает особого внимания. Увеличивая резонанс, мы поднимаем уровень частот в точке среза, делая звук более резким. Результаты могут быть очень непредсказуемыми, но очень уместными в электронной музыке.
После фильтров сигнал поступает в секцию усилителя. На первый взгляд секция AMP – это регулятор громкости каждого осциллятора. При большой разнице тембров осцилляторов, нам потребуется более детальный контроль за уровнем каждого из них. Вы можете создавать уникальные звуки путем разных комбинаций волн и фильтров, но если вы не учитываете общий микс всего этого, то результат будет неудовлетворителен. Секция усилителя также является связующим звеном между клавишами и осциллятором. Когда вы нажимаете клавишу, сигнал посылается с осциллятора на усилитель, позволяя звуку пройти через него дальше. Когда вы отпускаете клавишу, звук прекращается. Отсюда вывод, что при отсутствии в синтезаторе усилителя, звук бы шел постоянно неуправляемым потоком.
В Gaia SH-01 мы можем отрегулировать параметры секции усиления и отдельного осциллятора, и одновременно трех осцилляторов. Для этого мы также выбираем TONE1-TONE3.
Теперь немного о генераторе огибающих. В синтезе, генератор огибающих (Envelope Generator) – это тот компонент, который заданным образом изменяет параметры звука с течением времени. В Gaia SH-01 применяется ADSR генератор, включающий параметры атаки, спада, задержки и затухания. С помощью огибающих мы можем менять тональность, параметры фильтров и усилителя, каждый раз нажимая клавишу. Итак, разберемся в терминах: атака – время, которое требуется ноте для достижения максимального уровня; спад – время от максимального уровня до начала задержки; задержка – период удержания клавиши, в то время как спад уже кончился; затухание – время, в течение которого значение ноты падает до 0, после того как клавиша уже отпущена.
Так, например, при атаке равной 0 вы сможете мгновенно услышать звук. При спаде равном 0 – разницы между уровнем атаки и спада не будет. При задержке равной 100 – звук останется на прежнем уровне. При затухании равном 0 – звук мгновенно остановится.
Огибающие работают не только в секции усилителя. В фильтре огибающая будет контролировать параметр среза. В Gaia SH-01 есть дополнительные параметры SLOPE и ENV DEPTH. Фильтр SLOPE 12 dB уменьшает уровень громкости на 12 dB для каждой октавы выше точки среза, а фильтр 24 dB уменьшает громкость на 24 dB для каждой октавы выше точки среза. Какой использовать фильтр зависит уже от требуемого результата. Например, SLOPE 24 dB больше подходит для бассовых низких звуков, в то время как SLOPE 12 dB – для пэдов и лид инструментов. Параметр ENV DEPTH в фильтре управляет амплитудой среза. Чем выше значение ENV DEPTH, тем сильнее будет огибающая по отношению к срезу.
Немного сложнее понять LFO – низкочастотный осциллятор. Мы не можем услышать его отдельно, так как его диапазон находится в пределах 0,1-10 Гц. LFO в Gaia SH-01 можно назначать на такие параметры, как высота, срез, уровень громкости и панорама. С помощью LFO мы как раз можем добиваться эффекта вибрато, тремоло, «вау-вау» и автопанорамирования. Для цикличности этих эффектов существуют волновые формы Triangle, Sine, Sawtooth, Square, S&H и Random. Ручка RATE отвечает за скорость с которой будет повторяться значение LFO. FADE TIME при этом означает время достижения максимального эффекта LFO. Если вы используете устройства подключенные по MIDI и хотите синхронизировать LFO или встроенный арпеджиатор, то просто нажмите кнопку TEMPO SYNC. LFO циклично, даже если вы не зажимаете клавишу, поэтому результаты могут быть самыми разными и зависят от момента нажатия клавиши.
Итак, мы рассмотрели основные принципы работы и структуру синтезаторов. Не случайно в наших руках оказался Roland Gaia SH-01. Несмотря на то, что это виртуально-аналоговый инструмент, он имеет открытую структуру – все кнопки и регуляторы находятся на верхней панели, делая процесс синтеза простым и интересным. Также к синтезатору имеется внешний редактор, позволяющий управлять синтезаром непосредственно с вашего компьютера. Все созданные патчи мы можем записать в память инструмента и перенести на флешку, что не так легко сделать в аналоговых синтезаторах. В завершении приводим пример интересного патча, часто используемого в хаус и техно музыке. Пробуйте, экспериментируйте и делитесь своими результатами. http://www.rolandmusic.ru
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- Поделиться:facebookВКонтактеtwittergoogle +