Axelvox TRP: активные мониторы Читать далее
Датская жизнь приборов Astera Читать далее
Empirical Labs анонсировал выпуск BIG FREQ плагина Читать далее
Впервые в России! Arturia Keystep Pro Читать далее

Roland AIRA. Возрождая легенду.

Roland AIRA. Возрождая легенду.
Текст: Владимир Сапрыкин
 

Компания Roland в очередной раз преподнесла нам сюрприз, в какой-то мере подтвердив известное высказывание «все новое – хорошо забытое старое». Правда, этот тезис в данном случае кажется спорным, поскольку то самое «старое» от компании Roland в действительности никак не забывается, ни «хорошо», ни как бы то ни было еще. Существует огромное количество музыкальных произведений, записанных с помощью культовых теперь инструментов этой марки, и эту музыку слушают до сих пор. Немалый арсенал техники Roland прошлых лет осел в закромах коллекционеров, трепетно сдувающих с них пылинки. Довольно много инструментов до сих пор находится в строю и продолжает использоваться по прямому назначению, то есть, для записи музыки. И на вторичном рынке на них до сих пор есть устойчивый спрос. Ну и как же их можно забыть?
Похоже, со временем количество ценителей оказалось значительно больше, чем самих раритетных музыкальных инструментов, сохранившихся до наших дней. Возможно, именно по этой причине компания Roland решила возродить легенды прошлого и выпустить на рынок синтезаторы, воссоздающие их в новом качестве, на новой элементной базе.
Замысел был прост: не только взять все лучшее от заслуженных музыкальных инструментов, но и добавить к этому новые возможности.

Так родилась целая серия приборов под общим именем AIRA. Устройства этой серии построены по технологии Analog Circuit Behaviour, что подразумевает полное математическое воссоздание работы аналоговых электронных цепей в реальных условиях.tb-3_front_transparent.jpg
TB-3
 
Первый инструмент, с которого я начал знакомиться с линейкой AIRA, носит название TB-3 Touch Bassline и представляет собой басовый синтезатор с секвенсором. По одному лишь слову Bassline уже можно догадаться о той начинке, которая запрятана в этом аппарате. Не будем темнить: он моделирует работу легендарного TB-303, но при этом не забывает и о современных технических возможностях.
Что такое вообще TB-303? Это такая скромная серая коробочка с маленькими «фортепианными» клавишами и несколькими ручками на лицевой панели. По воспоминаниям современников, поначалу это устройство мало кто воспринял всерьез.

Внутри у нее находился очень простой звуковой генератор с двумя формами волны, простой фильтр с резонансом, шаговый секвенсор с возможностью программирования акцента и слайда (плавной смены высоты тона). Сами по себе единичные звуки воображения не поражали, программировать секвенсор было не очень-то удобно, однако совместная работа всех электронных узлов неожиданно вызвала к жизни совершенно новое качество этого инструмента – необычайно живой звук. Настолько живой и настолько необычный, что его популярность в определенных музыкальных кругах вспыхнула подобно пожару. Мощные басовые петли этого инструмента способны придавать неповторимый колорит музыкальным композициям практически любых стилей. Но особенно яркий след он оставил в жанрах Acid, House, Trance, Techno и производных от них музыкальных направлениях танцевальной и электронной музыки, в том числе более поздних.

При конструировании TB-3 инженеры учли сильные и слабые стороны его предшественника. В результате получился компактный настольный прибор в виде черной прямоугольной коробочки. Ее главной особенностью стало сенсорное управление. Почти половину лицевой панели занимает тачпад – чувствительный к нажатию дисплей. Он способен управлять целым комплексом функций. Для выбора нужной функции используется ряд кнопок, расположенных над сенсорной панелью.

После этого простое перемещение пальцев по дисплею вносит в звучание инструмента соответствующие изменения. Так можно, например, управлять фильтром и модуляцией, изменять параметры огибающих и много чего еще.

Так где же клавиатура? – спросите вы. А клавиатура находится на том же самом сенсорном дисплее, ее просто нужно проявить. Она вызывается нажатием кнопки Keyboard. На экране при этом появляется одна условно нарисованная октава фортепианной клавиатуры (точнее, 13 клавиш, нота «до» присутствует снизу и сверху). Сами клавиши, и белые, и черные, изображаются одинаковыми ярко-красными светящимися прямоугольниками. Слева и справа от красной клавиатуры высвечиваются зеленые сенсоры октавного транспонирования строя. Все, можно играть.
Однако этот синтезатор недаром называется Bassline. Использовать его в качестве обычного одноголосного синтезатора не очень удобно, поскольку нарисованные клавиши – это совсем не то же самое, что настоящие. Аппарат создавался именно для программирования басовых паттернов, и вот в этом деле он действительно хорош.
Для программирования басовых секвенций есть два режима записи: пошаговый и в реальном времени. В обоих случаях на сенсорном дисплее зажигается красным изображение клавиатуры, а также появляются зеленые прямоугольники доступных функций (например, ввода паузы или акцента для ноты). Различия между этими способами всем известны. Запись в реальном времени предполагает циклическое воспроизведение паттерна с возможностью перезаписи событий «на лету». Очевидный плюс – создаваемую секвенцию сразу слышно. Однако в этом случае приходится снижать темп записи, иначе есть риск не попасть нужной нотой в нужную долю такта.
Пошаговая запись – это последовательное введение нот, акцентов, слайдов или пауз в заранее определенные доли такта. Программу, или секвенцию, при этом целесообразно записать на листе бумаги и держать перед глазами во время переноса в память секвенсора. Это проще, чем вести запись по памяти. А уже после ввода данных заготовку можно прослушать.
Редактирование секвенции в пошаговом режиме тоже организовано очень просто. Войдя в режим Step Record, просто перебираем поочередно шаги паттерна, их номера отображаются на дисплее и дополнительно сопровождаются свечением индикатора в нумерованной светодиодной линейке. Музыкальные события, записанные в каждом шаге, отражаются изменением подсветки соответствующих экранных элементов. Например, выбранная в данной доле нота светится приглушенным красным на фоне ярких остальных нот. Включенный акцент, пауза (то есть, пропуск ноты) или, например, слайд (то есть, лига, связывающая текущую ноту со следующей) светятся ярко-зеленым, а если они отключены, то свечение становится тусклым. Таким образом, состояние каждого шага паттерна можно оценить одним взглядом.

tr-8_front_transparent.jpg

Секвенсор позволяет сохранить в памяти устройства 64 паттерна (8 банков по 8 штук в каждом) максимальной длительностью 32 шага. Реальное количество шагов в указанных пределах может быть произвольным и легко настраивается пользователем. Синтезатор содержит в памяти 134 пресета с различными звуками. Все они организованы в четыре банка – A, B, C, D. Первый банк содержит звуки оригинального TB-303 (и они действительно неотличимы от оригинала), второй банк отдан новым синтезаторным басовым звукам, в третьем находятся звуки для лидирующих партий, а четвертый посвящен звуковым эффектам. Часть звуков записана в чистом виде, но довольно много пресетов содержат в себе тот или иной эффект, уровень которого можно плавно изменять поворотом ручки Effect.
Любой паттерн секвенсора может быть проигран звуками любого синтезаторного пресета, причем секвенцию можно записать вручную, а можно создать, задействовав функцию случайной генерации. Сами звуки можно изменять в реальном времени. Параметры фильтра и уровень акцента регулируются соответствующими потенциометрами, а уровень модуляции и скорость затухания звуков изменяются при помощи сенсорного дисплея.
Для самых смелых экспериментов со звуком можно использовать функцию Scatter. Это, образно выражаясь, одна из необходимейших специй для блюд ритмической кухни. Сущность работы функции, если говорить простыми словами, состоит в том, что паттерн разбирается на произвольные составные части, после чего каждая часть может отдельно зацикливаться и проигрываться как в прямом, так и в обратном направлении, в текущем темпе. С помощью этой функции прямо в процессе воспроизведения паттерна, формируются сбивки, скрэтчи и прочие ритмические изыски.
Вообще нужно отметить, что в живой работе TB-3 показал себя очень хорошо. Он послушен и в то же время ярок и напорист. Аутентичные звуки TB-303 воссоздаются так же энергично и мощно, как в оригинальном инструменте, а в совокупности с расширенными возможностями управления в реальном времени они приобретают еще и дополнительную живость. Пробивную способность звуков из дополнительных банков, конечно, со «старыми» не сравнить, но они и предоставлены именно для подержания баланса, чтобы максимально расширить тембровую палитру.
 
TR-8
 
Следующий прибор из серии AIRA носит название TR-8 Rhythm Performer. И названием, и компоновкой органов управления он мгновенно выдает замысел конструкторов. Далеким предшественником этого аппарата был Roland TR-808 Rhythm Composer, не менее известный в свое время, чем TB-303. TR-808, который для простоты часто называли просто «драм-машина», представлял собой паттерновый секвенсор и синтезатор звуков ударных инструментов в одном корпусе. В свое время это был революционный инструмент. Он использовал аналоговый синтез для создания звуков ударной установки, поэтому получаемые тембры имели явно искусственный, синтетический характер, и на фоне обычных барабанов казались невероятной диковиной. Каждый звук из электронной ударной установки имел собственный контур настройки, что позволяло записывать достаточно разнообразные по звучанию паттерны.
Был и еще один инструмент, TR-909, обладавший схожим функционалом и несколько иным звучанием. Он тоже заслужил свою популярность, хотя среди ценителей раритетов нередко можно слышать мнение, что TR-808 все-таки был интересней.
TR-8 обладает всеми функциями своих предшественников, но имеет множество дополнений. Внешне он имеет с ними довольно много сходства. В нижней части находится линейка из 16 триггеров-кнопок с подсветкой, используемая для программирования паттерна и для проигрывания в реальном времени встроенных звуков. Над линейкой находятся органы управления инструментами.
На борту аппарата есть 11 ударных инструментов, поведение которых тщательно смоделировано с помощью технологии Analogue Circuit Behaviour. Для каждого инструмента можно изменять высоту тона и продолжительность спада огибающей, формируя множество вариаций. Большой и малый барабан имеют кроме этого еще по два регулируемых параметра. У первого – это скорость атаки и компрессия, у второго – раскатистость удара и компрессия. Звук «бочки» может быть низким, густым и тягучим, а может быть отточено острым, практически мгновенным, но при этом мощным, как удар кузнечного молота. Малый барабан тоже имеет значительные запасы тембрового разнообразия, от спокойных перкуссионных хлопков до экспрессивных взрывных звуков. Таким образом, уже на начальном этапе музыкант имеет широкие возможности для манипулирования тембрами, что позволяет идеально вписывать ритмическую партию в палитру создаваемого музыкального произведения. Кстати, созданные наборы звуков можно сохранять в виде пользовательских наборов (сетов), для чего предусмотрены 16 ячеек памяти.
А дальше становится еще интереснее, потому что начинается работа с паттерном. Первоначально нужно выбрать для него количество шагов и базовую длительность нот, после чего можно приступать к записи. Это можно делать как в реальном времени, так и в пошаговом режиме. Паттерн может иметь две вариации. Кстати, если использовать обе вариации в связке, то максимальная длина паттерна может достигать 32 шагов. TR-8 позволяет использовать разнообразные дроби (Roll), мгновенно отключать и заново включать дорожку выбранного инструмента, а также автоматически создавать паттерны со случайным ритмическим рисунком. Во внутренней памяти может размещаться 16 пользовательских паттернов.
После записи ритмической заготовки можно сразу приступать к ее шлифовке. Прежде всего, следует проверить соответствие длительности звуков текущему темпу, чтобы не торчали «хвосты» и не было излишних пауз. После этого в специально выбранных долях такта следует расставить акцент и отрегулировать его уровень так, чтобы подчеркнуть ритмику. Паттерн можно считать готовым.
Напоследок можно применить к инструментам дополнительные эффекты – реверберацию и задержку. Самая главная изюминка состоит в том, что эффекты применяются пошагово. Скажем, если вы пишете балладу и хотите назначить задержку только на шаг, в котором записан малый барабан, то она будет работать именно на малом барабане, не влияя на другие инструменты.
Эффект задержки имеет три изменяемых параметра: собственно время задержки (Time), уровень обратной связи (Feedback) и общий уровень эффекта (Level). При правильном выборе параметров Time и Feedback можно легко вырулить эффект перескакивания звука из одного шага паттерна в другие, создавая совершенно фантастическую ритмику. Кстати, в TR-8 используется эффект типа Ping-Pong Delay – задержанные копии сигнала разбросаны по стерео панораме. А дополнить полученный эффект можно, добавив в отдельные шаги гейтированную реверберацию. С ее помощью можно сделать звук более широким, и даже дозировано растянуть его отголосок на один или несколько шагов паттерна.

vt-3_left_transparent.jpg

Все эти операции проводятся очень наглядно. Например, если в режиме записи паттерна нажать кнопку выбора инструмента, то в триггерной линейке подсветятся те шаги, в которых записан данный инструмент, что очень удобно для оперативного контроля. Уровень громкости каждого инструмента, как и его настроечные параметры, тоже легко изменить в любое удобное время, независимо от текущего режима работы аппарата. Готовые паттерны, в количестве до 16 штук, также можно сохранять в памяти аппарата.
TR-8 имеет функцию Scatter, создающую разнообразные ритмические сбивки, для чего есть банк на 10 вариаций. Органы управления удобно расположены в верхнем правом углу рабочей панели. Это две кнопки выбора режима и бесконечно вращаемое колесо. «Глубину» расчленения паттерна можно регулировать колесом, предварительно нажав кнопку Depth. Кнопка On передает колесу управление непосредственно сменой алгоритмов эффекта. Таким образом, для оперативного управления эффектом хватает двух или трех пальцев одной руки, кому как удобно. И работать с ним в реальном времени действительно очень удобно. Сбивки включаются и меняются прямо на лету, перестройка звучания достигается нажатием кнопки и вращением колеса.
Текущий темп воспроизведения паттерна всегда высвечивается на дисплее, и его можно изменять в любое время, попутно внося разнообразие регулятором Shuffle. Кстати, нужно отметить, что эффект задержки – темпозависимый. При изменении темпа время задержки пропорционально изменяется, так что ритмическое распределение отголосков не нарушается. А вот смещение долей паттерна параметром Shuffle на эффект задержки никак не влияет, что создает дополнительные ритмические вкусности.
Кроме перечисленного TR-8 предлагает еще одну интересную возможность. Аппарат оснащен аналоговым аудиовходом, в который можно подавать извне любой звуковой сигнал. Например, от того же TB-3, синхронизированного с TR-8 по MIDI. Смысл этого звукового входа состоит в том, что он помещен в цепочку встроенного компрессора с боковой цепью управления (Side Chain). Цепь активируется под управлением секвенсора в выбранный пользователем момент времени, то есть, в любом шаге паттерна, что позволяет получить для входящего звука ритмически выраженный эффект дакинга. Глубину эффекта и уровень входного сигнала можно регулировать специальными потенциометрами.
Вообще-то, синхронизированные TR-8 и TB-3 даже без дополнительных ухищрений звучат отменно. Но если уж предусмотрены дополнительные возможности, то почему бы не опробовать их в деле? Результат, конечно, зависит от вашей фантазии, но в любом случае его необычность гарантирована.
 
VT-3
 
VT-3 – Voice Transformer – самое простое на данный момент устройство в серии Roland AIRA. Как явствует из названия, его работа сводится именно к преобразованию голоса. Упрощенно, VT-3 можно считать маленьким автономным вокодером. Он оснащен чувствительным микрофонным входом, через который получает обрабатываемый голос, имеет включаемое фантомное питание для конденсаторных моделей. Естественно, в экспериментальных целях входящий звук может быть совсем не человеческим голосом, а чем угодно. Однако именно с голосом результаты получаются наиболее интересными.
В сущности, аппарат имеет девять встроенных алгоритмов преобразования. Для выбора нужного алгоритма на лицевой панели вокодера есть вращаемое колесо, по окружности которого размещены индикаторы с названиями соответствующих режимов. Среди них есть типовой вокодер, есть преобразователи, выдающие вместо человеческого голоса синтезаторный звук категории Synth Lead, синтезаторный бас или все-таки голос, но страшно покореженный в виртуальном радиотракте. Есть здесь и вездесущая функция Scatter, разрезающая входящий голос на участки определенной длины, которые затем зацикленно воспроизводятся. Среди алгоритмов можно найти и преобразование в достаточно живую версию голоса, причем, с автоматическим определением высоты (Auto Pitch), что позволяет использовать его в качестве бэк-вокала. Искусственные оттенки в нем присутствуют, но все же это голос.
Для дополнительных изменений формируемого голоса предусмотрены специальные органы управления. Фейдер Pitch изменяет высоту в пределах октавы вниз и вверх от исходной, а фейдер Formant управляет формантами, то есть, внедряет в голос определенным образом сочетающиеся резонансные области. В зависимости от положения фейдера характер голоса может меняться от преимущественно мужского до явно женского. Для вящего эффекта можно дополнительно использовать эффект реверберации – здесь есть встроенный процессор. А если очень хочется похулиганить, то фейдеры Pitch и Formant можно двигать прямо во время выступления. Даже если вы плохо поете, внимание к себе сможете привлечь гарантированно. Потому что здесь в реальном времени происходят такие превращения голоса, каких, вероятно, никто и нигде не слышал.
Прибор позволяет мгновенно отключать любой эффект кнопкой Bypass. Но это, скорее, средство оперативного контроля. А для живой работы используется фейдер Mix Balance, позволяющий плавно изменять на выходе баланс исходного и преобразованного звука. Кстати говоря, VT-3 может исполнять роль компьютерного аудиоинтерфейса, работающего по шине USB. Нужно лишь установить в систему драйвер, и аудиовход готов. С его помощью можно сразу записать результаты своих упражнений.
Если сравнивать развитость функционала VT-3 с прочими приборами серии, то он покажется довольно скромным. Но у вокальных процессоров как таковых круг задач обычно определен достаточно узко, и в данном случае прибор их успешно решает. При этом он является, пожалуй, одним из самых маленьких существующих на современном музыкальном рынке вокодеров.

 tb3touch.jpg

Подводя итог, можно сказать, что новая серия приборов у компании Roland получилась интересной, возбуждающей творческую энергию. Каждое устройство имеет яркий индивидуальный характер, и работать с ними просто приятно. К сожалению, тестирование серии Roland AIRA получилось неполным, поскольку на наш рынок еще не поступила модель System-1. Это синтезатор, моделирующий работу электронных цепей своих аналоговых предшественников. Познакомиться с ним поближе пока не удалось, но судя по остальным представителям новой линейки инструментов, синтезатор должен быть очень интересным. Возможно, мы познакомимся с ним в одном из ближайших выпусков DJMag.
 

 
comments powered by Disqus