Плакать или смеяться: но Samsung купила Harman Читать далее
V конкурс художников по свету приглашает участников Читать далее
Allen & Heath dLive – новый цифровой концертный микшер Читать далее
Микрофоны Lewitt LCT 640 и Audio-Technica 4041 использовались в качестве индивид
Тестирование микрофонов от Audio-Technica и Lewitt Читать далее

Звук в сотни килограмм

Звук в сотни килограмм
или почему на свалке нельзя найти ни одного винтажного синтезатора из 70-х

 

Текст: Александр Бобров
Фото: Анастасия Паршина 

Александр Бобров – коллекционер редких синтезаторов, владелец винтажной al | bo studios, аранжировщик с 20 летним стажем.
 
Лучшие аппаратные синтезаторы золотой эпохи синтезаторостроения (1970- 1980-ые годы) разрабатывались, как я полагаю, действительно великими инженерами, которые глубоко задумывались о природе синтезируемого звука, о том, как звук синтезатора влияет на психику и эмоции слушателя. Именно поэтому на типичный вопрос вроде: «Смогу ли я играть deep-house в стиле Kaskade на Roland Jupiter-8?», – я обычно отвечаю: «Если твой дип-хаус должен быть сияющим, солнечным, теплым, дорогим и реально независимым (и, без разницы как именно звучат Kaskade) – то «о, да!», а если каким-то другим – то «ну, вряд ли...».
 
Приятнее всего спорить о том, чего никогда не видел
 

В наши дни нет ни одной студийной курилки или мало-мальски популярного музыкального интернет-ресурса, где бы ни шли ожесточенные споры о том, какие именно синтезаторы необходимы для создания электронной музыки – аппаратные «железные» или виртуальные «программные».
При детальном рассмотрении, причины этих споров выявляются мгновенно: серийные номера культовых Sequencial Circuits Prophet 5 (1978) не превышают 3000; легендарных Moog Minimoog Model D (1975) – 14000; «тех самых» Roland Jupiter-8 (1981) выпущено не более 2000 штук; ARP Odissey (1976) – 3000; а саунд-дизайнерских аналоговых тяжеловесов Alesis A6 Andromeda (2004) вовсе не наберется и тысячи. И это – на весь мир. При этом, о количестве моделей уже выведенных из строя вследствие воздействия времени – можно только догадываться.
Получается, проблема наличия споров «о железе и софте» только в том, что на самом деле практически никто из десятков миллионов музыкантов по всему миру попросту никогда не использовал «тех самых» устройств в реальной работе?
Кажется невероятным, но это именно так.
Большая часть легендарных синтезаторных моделей сразу же разошлась по крупным студиям и сильным музыкальным проектам. Например, мой Sequencial Circuits Prophet 5 ранее принадлежал коллективу «грэммированной» Chaka Khan. Сейчас эти синтезаторы размещены в закрытых частных коллекциях, владельцы которых явно не настроены проводить экскурсы по своим закромам. Оставшиеся единицы легендарных синтезаторов циркулируют между редкими энтузиастами, контакты которых тоже вряд ли будут опубликованы открытым каталогом для всеобщего обозрения.
Получается, практически вся музыкальная общественность живет в состоянии полного информационного вакуума относительно реалий аппаратного звука?
Ну вот, все начинает проясняться.
Все, к чему нет доступа, обычно превращается либо в иллюзию, либо в сказку. То же самое произошло и с большим аппаратным звуком: кто-то искренно верит, что с покупкой дорогого «культового» синтезатора его композиции в мгновение приобретут «ту самую» историческую глубину и величие, а кто-то, никогда не нажимая клавиш хорошего инструмента, готов «дать зуб» за то, что его бесплатный программный синтезатор в Ableton звучит совершенно идентично культовым моделям – только потому, что он пару раз прослушал его демо на Youtube.
 
Программный синтезатор хорош своими возможностями, а аппаратный ограничениями
 
Моя коллекция – персональная al | bo studios – насчитывает около 60-ти легендарных синтезаторов и драм-машинок, при этом они мирно соседствуют с AVID Protools HD, наполненным популярными программными синтезаторами в форматах TDM и RTAS.
За пару лет у меня в гостях побывало достаточно большое количество разностилевых музыкантов с громкими (и не очень) именами.
Результат?
Лишь немногие из резидентов смогли записать на легендарных устройствах что-либо устраивающее их. Оказалось, мир большой тяжелой техники совершенно другой, нежели виртуальной.
Так каков он?
После 50-й композиции, записанной на элитных аппаратных системах, понимаешь – по-настоящему великий аппаратный синтезатор в инженерном и музыкальном смысле хорош не предоставляемыми им возможностями, а накладываемыми им на музыканта ограничениями. Каждый синтезатор по-настоящему исторического значения обладает собственным уникальным характером и способностью «разогревать» в слушателе четко определенную группу человеческих эмоций. Детальное понимание того, какую именно группу эмоций может «задевать» звук синтезатора – это понимание возможных границ его использования в электронной музыке.
Но почему речь идет именно о вызываемых эмоциях, а не о «модном или не модном саунде»?
Я был свидетелем того, как достаточно опытные музыканты со стажем в десятка полтора лет, правда, не имевшие богатого опыта работы с аппаратными системами, пытались получить из винтажных инструментов золотого века Роберта Муга звуки, похожие на некие «модные радийные треки» и терпели полное фиаско. Они уходили от меня с уверенностью, что единственное, что им по-настоящему нужно – это программный Sylenth 1 или виртуально-программный Access Virus TI2, банки которых уже содержат нужный им звук.
Точно такой же энтузиаст, ориентирующийся в своем творчестве на «трендовый саунд», продал мне почти за полцены роскошный Korg Trident, по его собственному признанию, не в силах извлечь из него хоть что-то похожее на сегодняшний TOP-100 Beatport.
Музыкальная культура, а, следовательно, и инженерная мысль 70-х и 80-х годов слишком сильно отличалась от сегодняшней. Если в современном программном синтезаторе наиболее ценна возможность извлечь «нужный» саунд-продюсеру звук, то в хорошем аппаратном синтезаторе главная задача предоставить музыканту возможность выразить определенную эмоцию тембральными возможностями инструмента.
 
В королевстве кривых зеркал
 
Прежде чем приобрести один из легендарных синтезаторов, созданных в золотую эпоху синтезаторостроения, следует осознать, что в то время инструменты производили совсем не для того, чтобы они применялись в каком-то определенном стиле музыки, и не для того, чтобы синтезатор выдавал «все возможные звуки реальности», как это принято у новых 100-гигабайтных ромплеров. Синтезатор изготавливали для создания «музыки как таковой».
И в 70-е, и в 80-е годы электромузыкальный инструмент на сцене вызывал удивление. Это было то время, когда электронная музыка была новаторской культурой, которая строилась «с нуля». В ней еще не сформировались «стили», «тренды», «форматы». В золотое время синтезаторостроения электронная музыка была просто «музыкой, которая играется на электромузыкальных инструментах».
Сегодня музыканты часто ждут от синтезаторов звуковые банки «как у Skrillex», «как у Armin'а» или «чтобы взяли на Black Hole или Русское радио» (сами подчеркните нужное), тогда же ближайшими синонимами электронному звучанию синтезатора было звучание… симфонического оркестра. Именно поэтому кнопки многих основополагающих моделей содержат подписи Strings, Brass, Piano, Clav, Clarinet – это все электронные аналоги звуков «живых» акустических инструментов.
Мерить звучание основополагающих для электронной музыки аппаратных систем 70-х/80-х годов можно только меркой «музыки как таковой», то есть музыки, лишенной стилистической, форматной, трендовой привязки.
Иными словами, если Вы хотите писать композиции «в стиле… (вписать нужное)» мой совет всегда неизменен пишите на том, на чем пишет ваш кумир, или чей звук любит ваш программный редактор. А большой аппаратный звук – для тех, кто занимается музыкой, исходящей от своей собственной души.
 
Ты играешь на Yamaha CS-70M, ты играешь на Yamaha CS-70M,
ты играешь на Yamaha CS-70M...

 
Но, все-таки вернемся к первому вопросу: почему винтажные синтезаторы 70-х и 80-х до сих пор нельзя найти на свалке, а только на ebay, причем с ценами, растущими на глазах? Неужели ни у кого из тысяч их владельцев не хватает сил признать, что программные эмуляторы уже давно делают то же самое, что 35 лет назад могли сделать только большие аналоговые монстры?
Современные эмуляторы превосходны – они могут очень многое, и иногда я не смогу без высококачественной мониторной акустики отличить звук программного эмулятора от реального винтажного прибора.
Но проблема выбора заключается в другом: аналоговый и гибридный звук – физиологичен, в нем звучит сама материя, а синтезатор просто «усиливает» текущее в его схеме электричество. Программный же звук – интеллектуален, это звучание математически управляемых закономерностей. В этом смысле никакая музыка, кроме той, которая записана на аналоговых и гибридных устройствах не является собственно «электронной» «программная» музыка является «цифровой».
Я много раз замечал, что при использовании больших систем я играю совершенно не то, что сыграл бы на программных устройствах. Аура и магия, которую создает вокруг себя любой легендарный синтезатор, очень важны для такого тонкого процесса, как творчество. Само наличие перед тобой «того самого» устройства заставляет тебя ставить перед собой иные музыкальные задачи и, что главное, решать их.
Говоря проще, это работает.
Конечно, если у меня была бы безупречная фантазия, и я смог бы поверить в то, что, находясь перед 25-клавишной USB-миди клавиатурой, на самом деле я играю на Yamaha CS-70M (1979), то я бы не использовал оригинал.
Но я не самый великий фантазер и поэтому попросту выбираю то, что работает.
Здесь и ответ на вопрос. Невозможность найти легендарные модели синтезаторов на свалке означает следующее: отсутствие безупречной фантазии – не только мой недостаток.
 
Эмоциональные краски для опытного сердцеведа
 
Ниже приведены сведения об эмоциональных окрасах некоторых легендарных аналоговых моделей синтезаторов, используемых на al | bo studios. Из них можно увидеть, насколько удобно иметь при себе широкую синтезаторную студийную палитру. И – ни слова о том, музыку какого стиля на них можно писать!
 


Arp Odissey (1976)
Статус: культовый.
Тип: монофоник, 2 VCO осциллятора, развитый синтез.
Эмоциональные краски: электрический, едкий, кислотный, пронзительный, острый, злой, мрачный.
 
Moog Minimoog Model D (1976)
Статус: культовый, классическая модель.
Тип: монофоник, 3 VCO осциллятора, базовые возможности синтеза.
Эмоциональные краски: массивный, грузный, тяжеловесный, напористый, добродушный, светлый.
 
Sequencial Circuits Prophet 5 (1978)
Статус: культовый, один из самых ценных синтезаторов в истории.
Тип: полифоник, 10 VCO осцилляторов, базовые возможности синтеза.
Эмоциональные краски: жесткий, жестокий без злобы, патетический, воинственный, психоделичный.
 
Roland Jupiter-8 (1981)
Статус: культовый, один из самых ценных синтезаторов в истории.
Тип: полифоник, 16 VCO осцилляторов, базовые возможности синтеза.
Эмоциональные краски: яркий, сияющий, солнечный, патетичный, космический, светлый.
 
Sequencial Circuits Prophet-600 (1981)
Статус: недооцененный.
Тип: полифоник, 12 VCO осцилляторов, базовые возможности синтеза.
Эмоциональные краски: эстетичный, добродушный, эпичный, психоделичный, вкрадчивый, душевный, светлый.
 
Roland JX-8P (1985)
Статус: авторитетный.
Тип: полифоник, 12 DCO осцилляторов, базовые возможности синтеза.
Эмоциональные краски: светлый, патетичный, загадочный, электрический, глубокий, душевный.

Roland SH-5 (1976)
Статус: саунд-дизайнерский.
Тип: монофоник, 2 VCO осциллятора, развитые возможности синтеза.
Эмоциональные краски: электрический, энергетический, материальный, уверенный.
 
Moog Minimoog Voyager (2004)
Статус: авторитетный.
Тип: монофоник, 3 VCO осциллятора, базовые возможности синтеза.
Эмоциональные краски: психоделический, лирический, электрический, сумасшедший, мрачный.
 
Yamaha CS-70M (1979)
Статус: культовый.
Тип: полифоник, 12 VCO осцилляторов, базовые возможности синтеза.
Эмоциональные краски: возвышенный, эпический, ангельский, серьезный.
 
Korg Trident (1981)
Статус: авторитетный.
Тип: полифоник, несколько групп VCO осцилляторов, ограниченные возможности синтеза.
Эмоциональные краски: сильный, большой, грузный, напористый, недипломатичный, добродушный, радостный, неуправляемый.
 
Oberheim Xpander (1986)
Статус: саунд-дизайнерский.
Тип: полифоник, 12 VCO осцилляторов, превосходные возможности синтеза.
Эмоциональные краски: грубый, туповатый, простоватый, туманный, мрачный.
 
Dave Smith Prophet 08 (2008)
Статус: авторитетный.
Тип: полифоник, 12 DCO осцилляторов, базовые возможности синтеза.
Эмоциональные краски: добродушный, простоватый, глуповатый, лиричный, электрический, светлый.
 
Oberheim OB-MX (1993)
Статус: саунд-дизайнерский, недооцененный.
Тип: монофоник (в базовой комплектации), 2-12 VCO осцилляторов, богатые возможности синтеза.
Эмоциональные краски: нелепый, странный, чудаковатый, холодный, мрачный.
 
Alesis A6 Andromeda (2004)
Статус: саунд-дизайнерский, культовый.
Тип: полифоник, 32 VCO осциллятора, великолепные возможности синтеза.
Эмоциональные краски: безразличный, холодный, патетический, космический, жесткий, мрачный.
 
Dave Smith Polyevolver (2004)
Статус: авторитетный.
Тип: полифоник, 16 DCO/цифровых осцилляторов, базовые возможности синтеза.
Эмоциональные краски: назойливый, сумасшедший, психоделичный, глубокий, металлический, математичный.
 
Группа Александра Боброва «Синтезаторы: вместе с al l bo» в ВКонтакте:
http://vk.com/synths
 
Примеры звучания различных синтезаторов от al l bo:
 

 
comments powered by Disqus