Axelvox TRP: активные мониторы Читать далее
Датская жизнь приборов Astera Читать далее
Empirical Labs анонсировал выпуск BIG FREQ плагина Читать далее
Впервые в России! Arturia Keystep Pro Читать далее

Тестирование микрофонов от Audio-Technica и Lewitt

Тестирование микрофонов от Audio-Technica и Lewitt

Тестировал: Анатолий Вейценфельд
 
 
Микрофон, как известно, такой прибор, о котором мало что говорят сухие цифры паспортных данных. Посмотришь документацию – у всех моделей примерно один и тот же частотный диапазон, схожие графики АЧХ, мало различающиеся электронные характеристики... А звук у всех разный! О причинах этого можно написать не одну большую научно-техническую статью, но практиков интересует другое – реальное звучание и рекомендации по использованию. А это можно сделать только в условиях «полевого» тестирования, то есть прямого сравнения звучания одного и того же материала и источника звука через разные микрофоны.
 
Подобное тестирование требует соблюдения ряда условий:
– для записи должен использоваться один и тот же сигнальный тракт, то есть все микрофоны подключаются к одному микшерному пульту или интерфейсу;
– параметры микшерного пульта и записывающего устройства должны быть идентичны для всех микрофонов – входной уровень выставлен одинаково для всех каналов, частотная коррекция должна быть на нуле, никакой динамической, пространственной и прочей обработки, в том числе треки не должны подвергаться нормализации;
– источник звука находится в одной точке относительно микрофонов, по оси чувствительности, на одинаковом расстоянии и т. п.;
– сам звуковой сигнал должен быть репрезентативен, т. е. это должен быть такой источник звука, который позволяет услышать различие в его звучании через разные микрофоны.
Поэтому для проведения профессионального тестирования на должном уровне мы воспользовались помощью кафедры звукорежиссуры Российской Академии музыки им. Гнесиных и студии ProSound Music Александра Цыплухина.
Первой прошла запись в Гнесинской Академии, которую провела студентка 4-го курса Карина Самсонова с ассистентом, студенткой 3-го курса Зинаидой Беляевой.
 
          Зинаида Беляева и Карина Самсонова
zina-karina_0.jpg
 
Тестировать микрофоны решено было на концерте Оркестра русских народных инструментов ВГТРК им. Н. Некрасова в Большом Зале РАМ им. Гнесиных. Таким образом, в качестве «источника звука» выступали различные инструменты оркестра и сам оркестр целиком.
Для тестирования были выбраны три модели микрофонов: Audio-Technica 4041, Lewitt LCT 340 и LCT 640. Первые два – микрофоны с малой диафрагмой в традиционном форм-факторе типа «цилиндр», а третий – микрофон с большой диафрагмой, относящийся к другому ценовому классу. Каждый микрофон использовался в двух экземплярах для создания стереопар.
Ниже приводятся их основные технические характеристики:
 
Audio-Technica 4041 (413 долл.)
Капсюль: постоянно поляризованный конденсаторный
Направленность: кардиоида
Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
Чувствительность: -36 дБ (15,8 мВ/Пa)
Выходной импеданс: 100 Ом
Максимальное звуковое давление: 145 дБ SPL
НЧ-фильтр: 80 Гц, 12 дБ/окт.
Динамический диапазон: 121 дБ
Отношение сигнал-шум: 70 дБ
Фантомное питание: 48В DC, 3,2 мА
Масса: 120 г
Габариты: 160 х 21 мм
Выходной разъем: XLR-М-3 
4041_0.jpg Audio-Technica 4041
 
Lewitt LCT 340 (403 долл.)
Капсюль: постоянно поляризованный конденсаторный
Направленность: кардиоидный

Диапазон частот: 20Гц - 20кГц
Чувствительность: -41 дБ (9 мВ/Пa)
Выходной импеданс: 150 Ом
Динамический диапазон: 124 дБ
Отношение сигнал-шум: 79 дБ
Макс. уровень звукового давления: 139, 145, 151, 157 дБ SPL 
Аттенюатор: 6, 12, 18 дБ переключаемый
Обрезной фильтр нижних частот: 12 дБ/окт. (40 Гц), 6 дБ/окт. (150 Гц), 6 дБ/окт. (300 Гц) 
340_0.jpgLewitt  LCT 340
 
Lewitt LCT 640 (890 долл.)
Капсюль: конденсаторный внешне поляризованный микрофон с большой диафрагмой
Направленность: 5 типов (ненаправленный, широкая кардиоида, кардиоида, суперкардиоида, двусторонний) 
Диапазон частот: 20 Гц - 20 кГц
Отношение сигнал-шум: 84 дБ
Динамический диапазон: 135 дБ
Чувствительность: -38 дБ (13 мВ/Пa) (кардиоида), -40 дБ (10 мВ/Пa) (omni), -41 дБ (9 мВ/Пa) (восьмерка)
Выходной импеданс: 150 Ом
Макс. уровень звукового давления: 145, 151, 157, 163 дБ SPL
Аттенюатор: 6, 12, 18 дБ переключаемый
Обрезной фильтр нижних частот: 12 дБ /окт. (40 Гц), 6 дБ/окт. (150 Гц), 6 дБ/окт. (300 Гц) 
640_0.jpgLewitt LCT 640
 
Хотя цифры мало что говорят о звуке, все же некоторые выводы из них можно сделать. Например, у Audio-Technica 4041 уровень выходной чувствительности -36 дБ, что выше чувствительности других микрофонов, участвовавших в тестировании. И это отразилось на уровне записи треков, так как, как уже сказано, все входные уровни были установлены одинаково, и никакой нормализации мы с треками не проделывали. Однако у Lewitt LCT 640 намного выше отношение сигнал-шум, что объясняется тем, что это микрофон с большой диафрагмой. Поэтому у него и существенно большее отношение сигнал-шум, ведь у микрофонов с большой диафрагмой уровень собственных шумов ниже, чем у малых микрофонов.
 
Уровни сигналов Lewitt LCT 640
lew640.jpg
Audio-Technica 4041
at_4041.jpg
Lewitt LCT 340
lew_340.jpg

Поскольку любое тестирование предусматривает сравнение с неким образцом, эталоном, в качестве референсных микрофонов использовались микрофоны Neumann: KM 184 с малой диафрагмой (910 долл.) и TLM 103 (1400 долл.) с большой диафрагмой. Микрофоны устанавливались максимально близко друг к другу, чтобы соблюсти указанное выше правило приема звукового сигнала из одного источника.
Звукозаписывающий тракт включал следующие компоненты:
– АЦП/ЦАП – Lynx Aurora 8 – 8 Channel mastering A/D D/A converter
Lynx Aurora 16 – 16 Channel mastering A/D D/A converter;
– микшерный пульт – Soundcraft Ghost;
– программа – Merging Technologies Pyramix.
 
Теперь – о расстановке и использовании микрофонов.
В качестве «главной пары» были установлены сдублированными по два микрофона Neumann KM184 и Lewitt 340, установленные близко друг к другу. Применялась микрофонная технология АВ.
 
Главная пара
gp1_0.jpggp2_0.jpggp3_0.jpg

Установка главной пары
set_up_0.jpg
 
Микрофоны Lewitt LCT 640 и Audio-Technica 4041 использовались в качестве индивидуальных микрофонов на инструментах наравне с Neumann KM 184 и TLM 103, и распределены были следующим образом:
– микрофоны Audio-Technica 4041 были установлены на сольной балалайке и гуслях;
– Lewitt LCT 640 – на оркестровых группах балалаек и домр, а также на фортепиано (в других номерах);
– Neumann KM 184 устанавливался также на сольную балалайку и гусли (дублируя Audio-Technica 4041);
– TLM 103 – на оркестровых группах балалаек и домр, а также на фортепиано (в паре с Lewitt 640).
 
Neumann TLM 103 + Lewitt LCT 640
640103_0.jpg640103-1_0.jpg
 
Микрофоны на фортепиано
piano_0.jpgpiano1_0.jpgpiano2_0.jpg
 
По результатам тестирования звукорежиссер записи Карина Самсонова сделала следующие выводы:
Микрофоны Lewitt LCT 640 были использованы при записи народного оркестра АОРНИ ВГТРК им. Н. Некрасова и камерных народных составов в качестве индивидуальных микрофонов. Для сравнения были выбраны микрофоны Neumann TLM 103. Микрофоны находились в одной точке. В качестве музыкального примера рассматриваются аккомпанирующий рояль, индивидуальные микрофоны на балалайки и домры.
 


В качестве индивидуальных микрофонов на домру Lewitt LCT 640 показали себя хорошо. В сравнении с Neumann TLM 103 берут больше полезного сигнала и меньше окружающего. Они являются менее чувствительными, что в ситуации записи оркестра помогает.
В качестве индивидуальных микрофонах на балалайки небольшая чувствительность Lewitt не очень подходит ввиду особенностей инструмента. При звукоизвлечении с мягкой атакой на микрофоне Lewitt сигнал становится менее конкретным.
 



У микрофонов Lewitt есть подъем на средних частотах и небольшой спад по верхним частотам.
В качестве стереопары (широкое AB) на рояле Liwitt звучат более собранно по сравнению с Neumann, но Lewitt менее натурально передает тембр инструмента, он менее полный по середине.
В целом это неплохой выбор в качестве индивидуальных микрофонов для больших составов.
Микрофоны Lewitt LCT 340 были использованы при записи народного оркестра АОРНИ ВГТРК им Н. Некрасова в качестве главной пары. Для сравнения были выбраны микрофоны Neumann KM 184. Микрофонные пары находились в равных условиях: в одной точке и с одинаковой направленностью (кардиоида).
Микрофонная пара Lewitt звучит более объединяюще для всех инструментов оркестра, но за счет небольшого спада по верхним частотам и преобладания низких частот и низкой середины звучит менее прозрачно по сравнению с парой Neumann.
Тембральная разница у этих пар достаточно значительная, особенно слышна на ударной секции, в том числе на тарелках, и деревянных духовых инструментах – тарелки на микрофонной паре Lewitt менее яркие.
Есть небольшая разница в планах – пара Lewitt имеет план чуть дальше, чем пара Neumann.
В целом, порекомендовала бы микрофон Lewitt LCT 340 для записи инструментов, у которых не так важна полная передача верхнего диапазона или требуется смягчить резкий яркий верх, к примеру, для медных духовых инструментов, либо записи тарелок в джазе.
Микрофоны Audio-Technica 4041 были использованы при записи народного оркестра АОРНИ ВГТРК им Н. Некрасова и камерных народных составов в качестве индивидуальных микрофонов. Для сравнения были выбраны микрофоны Neumann KM 184. Микрофоны находились в одной точке. В качестве музыкального примера рассматривается индивидуальный микрофон на гусли и солирующую балалайку.
 
Audio-Technica 4041 на гусли
gusli_0.jpg
 


В качестве индивидуальных микрофонов на гусли показали себя очень хорошо. В сравнении с Neumann KM 184 Audio-Technica 4041 имеет более естественный, открытый верх.
В качестве стереопары на солирующую балалайку эти микрофоны тоже порадовали звучанием. Они имеют приятный открытый верх, однако по сравнению с Neumann есть небольшой спад по середине.
Мне очень понравились эти микрофоны, у них очень приятный, открытый, воздушный верх. Имеется незначительный спад по середине, но в данной записи это не помешало.
 
Следующая тестовая запись прошла в студии ProSound Music Александра Цыплухина.
Здесь мы тестировали только Audio-Technica 4041, Lewitt LCT 340 и LCT 640, не сравнивая их с микрофонами других брендов и моделей. Это была уже запись «камерного» плана в малом тон-зале. Записаны были два фрагмента (каждый за один «тейк»): акустическая гитара (в моем исполнении) и ride-тарелка в overhead-позиции микрофонов. Микрофоны стояли максимально близко один к другому и воспринимали источник (гитару и тарелку) как точечный.
 
Микрофоны на гитару
guitar_0.jpgguitar1_0.jpgguitar2_0.jpg



Микрофоны над тарелкой
cymbal_0.jpg



Различия в звучании, переданном этими микрофонами на идентичном материале, достаточно заметны на необработанном материале: Audio-Technica 4041 как самый чувствительный, звучит ярче. Однако надо отметить, что после нормализации различие в звучании в большой степени нивелируется.
 
Какие можно сделать выводы?
Микрофоны Audio-Technica 4041 прекрасно показали себя относительно референсных моделей Neumann K-184, в чем-то их даже превосходя, в целом их можно позиционировать как микрофоны одного класса (при вдвое меньшей цене данной модели Audio-Technica!).
Lewitt LCT 340 относительно тех же Neumann K-184 не показали преимуществ, однако если учесть более чем двукратную разницу в стоимости, эти микрофоны гораздо более доступны и могут быть применены для самых разных источников звука.
Lewitt LCT 640 уступают в сравнении с индустриальным стандартом – Neumann TLM 103, но опять же надо учесть, что это модели разного ценового класса – Neumann TLM 103 намного дороже.
 
В общем, все микрофоны стоят своих денег и с учетом своих особенностей займут достойное место в микрофонных парках студий любого уровня, от начального до высшего.
 
ТРЕКИ СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ, на выбор!
 
    soundcloud

    google

 
Для ручного набора (скачать, либо послушать):  www.clck.ru/9xbnL
  
Для удобства поиска, публикуем отдельно трек лист Теста.
 
 
 1. Lewitt 340 GP_orcestra.wav
 2. KM 184 GP_orcestra.wav
 3. Lewitt LCT 640 piano.wav
 4. TLM 103 piano.wav
 5. Lewitt 640 balalaika_orcestra.waw
 6. Lewitt 640 domra_orcestra.waw
 7. TLM balalaika_orcestra.wav
 8. Audio Technika gusli.waw
 9. KM gusli.waw
10. LST-340-gutar.waw
11. LST-640-gutar.waw
12. Audio-Technika-4041-gutar.waw
13. LST-340-cymbal.waw
14. LST-640-cymbal.waw
15. Audio-Technika-4041-cymbal.waw
 

 
comments powered by Disqus