Tenori-on 2.0 – первое появление
Выпуском TNR-0 и второй версии программного обеспечения компания Yamaha продемонстрировала, что эти необычные электронные инструменты с нами надолго.
Текст: Фил mix2r@
К этому же выводу приходишь, перечитывая интервью с г-ном Томомаса Кавагути, одним из старейших японских DJ uncTK и специалистом по цифровым инструментам Yamaha на протяжении более тридцати лет. Как это бывает с новинками Yamaha, сначала была выпущена флагманская модель TNR-W, потом ее более доступный вариант TNR-O. О Tenori-on было известно задолго до его появления не только в России, но и в Великобритании. Были слухи, ожидания, лисиные разочарования из разряда «Фи, да он зеленый!» и много другого. С чем только ни сравнивали люди на форумах то, чего не трогали, я их не осуждаю, потому что, когда Tenori-on TNR-W попал мне в руки, я понял, что весь мой опыт весьма слабо помог мне предвосхитить его правильно. Новинка представляет собой амбициозный дизайнерский изыск, который лично мне чем-то напоминает комплекс посольства Великобритании на Смоленской набережной – такой же ретро-футуристический декаданс начала компьютерной эры, когда киберпанк еще не наступил, но эпоха наивного Sci-fi уже закончилась. TNR-W органично впишется в багаж хайтеков Вернера Винджа, в то время как TNR-O ближе эстетике щемящих сердце пейзажей «秒速5センチメートル» (5см в секунду).
Я решил с ассоциациями закончить во вступлении, поскольку для смелых сравнений лучше подходят обычные журналисты. Но эти кнопочки, словно из молочно-матового макетного состава, гнездящиеся во вполне себе технологичной маске белого пластика, имитация элементов прототипирования и мелкосерийного производства в каждой мелочи – это что-то с чем-то. Когда на Tenori-on запускается screen-saver в виде электронных часов, сразу вспоминается романтика НИИ не такого уж далекого прошлого. Цифры часов и минут мигают, как на электроламповом табло, от собственного звука Tenori-on моментально возникают ассоциации: первые музыкальные компьютеры, загружаемые с перфокарт; программируемые с наборных панелей на тумблерах секвенсоры, электромузыкальные позывные и сигналы точного времени на длинноволновом радио, эстрадно-симфоническй оркестр ЭМИ. Привет, Прошлое, я о тебе слышал только хорошее.
Создатель прототипа Tenori-on, Toshio Iwai, является и автором Electroplunkton – полюбившегося многим музыкального приложения для Nintendo DS. Его новый инструмент иногда напоминает это приложение звуком и секвенсорами. Tenori-on является игровым композиционным секвенсорным инструментом, как и Electroplunkton, состоящим из слоев разных типов секвенсоров, по меньшей мере, – воплощенным в реальном, очень привлекательном и продуманном объекте. LED-матрица, состоящая из 256-ти светодиодных кнопок, является одновременно контроллером и средством визуализации музыки, которая отображается струящимися пунктирами, вспыхивающими и разбегающимися светящимися геометрическими фигурами, нарастающими, затухающими и пульсирующими световыми пятнами. Почти все операции производятся с использованием кнопок LED-матрицы и пяти пар функциональных кнопок. Стоит запустить секвенсор и останавливать его уже нет нужды – композиция развивается наращиванием и изменением музыкальной ткани и визуального ряда дисплея в реальном времени.
Наяву Tenori-on оказался при первом знакомстве гораздо меньше, чем выглядит на изображениях. Он представляет собой довольно симпатичный квадратный гаджет с трубчатым ободом и матрицей в приятных кнопках-пупырышках. В верхней части обода есть два динамика c кнопкой CLEAR между ними, справа на ободе кнопки R1-R5, слева – L1-L5, внизу колесо ввода, светящийся дисплей, кнопки OK, она же Старт/Стоп, и CANCEL. Сверху на ободе находится гнездо SD-карточки, снизу сзади – включатель, слева направо расположены разъемы: гнездо питания DC 12 В центро-плюс, MIDI I/O на miniDIN и аудиовыход на стереоминиджеке. При включении инструмент грузится 6-7 секунд и сразу запускается. В меню можно сохранить состояние инструмента, в котором он загрузится в следующий раз. Сценичность дополняется опцией программного определения доступного питания. Имея батарейки в отсеке, на сцене можно не беспокоиться – переключение питания с адаптера на батарейки происходит без извлечения разъема из гнезда.
|
|
|
Tenori-on имеет 16 слоев и 16 блоков, слои нумеруются снизу вверх, а блоки – слева направо. В каждом слое есть 16 шагов и 16 нот выбранной шкалы или звукоряда. На выбор есть 10 звукорядов: хроматический, пользовательский, окинавианский и 7 европейских – ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, локрийский. Отбросив сольфеджио, можно сказать, что в Tenori-on заложена возможность импровизации практически без гармонических ошибок. Выбрав звукоряд, вы остаетесь в его рамках до смены на другой. В сочетании с пользовательской шкалой, когда нота за нотой можно создать собственный звукоряд из 16 ступеней в пределах всего диапазона, можно говорить о практически неисчерпаемых выразительных средствах инструмента и применимости в целом ряде стилей актуальной музыки.
Основные функциональные изменения, как и ввод нот, производятся удержанием кнопок на ободе с нажатием кнопок LED-матрицы. Удержанием R1 выбирается слой, L1 – звуки, R2 – ВРМ, L2 – гейт в миллисекундах, R3 – транспонирование полутонами темперированных звуков, L3 – транспонирование диапазона октавами для темперированных звуков активного слоя, R4 – громкость слоев кнопками LED-матрицы слева направо и общая громкость колесом ввода, L4 – границы петель в SCORE-слоях и скорость/направление вращения в режиме RANDOM, R5 – выбор и копирование блоков и слоев в блоках, L5 – LOOP SPEED или длительность шага секвенсора в диапазоне 1-8.
Тон-генератор Tenori-on основан на Yamaha AWM32, но большинство звуков кажутся незнакомыми, поскольку параметры многих патчей с привычными названиями основательно переработаны. Звучание инструмента очень характерное, заметно применение многослойных программ со стереомодуляцией и другими эффектами. Всего есть 256 патчей – 239 темперированных, 14 барабанных наборов по 16 звуков и ячейки для 3 наборов по 16 загружаемых сэмплов. Для подготовки набора сэмплов можно использовать специальную бесплатную программу, которая есть на диске (в комплекте) и в свободном доступе для скачивания на сайте Yamaha http://www.global.yamaha.com/design/tenori-on/. Для одного набора нужно загрузить 16 сэмплов по 990 миллисекунд и сохранить из программы на SD-карту до 2 Гб файл с расширением *.tnw. Затем вставить карту в инструмент и через меню SAMPLINGS загрузить в память TNR весь набор сразу в один из пользовательских банков.
16 слоев и MIDI-каналов Tenori-on распределены между семью SCORE-слоями (1-7), четырьмя RANDOM-слоями (8-11), двумя DRAW-слоями (12-13), BOUNCE-слоем (14), PUSH-слоем (15) и SOLO-слоем (16). Выбор активного слоя для отображения/редактирования/стирания = R1 + горизонталь 1-16.
SCORE-секвенсоры позволяют непосредственно вводить/заглушать ноты и видеть перемещения курсора. Помимо этого, можно устанавливать и переставлять TOP/END границы воспроизведения в диапазоне 1-16 шагов, удерживая L4, LOOP SPEED или длительность шага в диапазоне 1-8, удерживая L5, регистр/сдвиг октавами OCTAVE +/-5, удерживая L3, транспонирование полутонами +8/-7, удерживая R3. Когда активен один из SCORE-слоев, виден курсор. Если остановить инструмент, то можно установить старт на любой из 16 шагов матрицы.
RANDOM-слои предоставляют весьма креативные возможности, а степень случайности происходящего можно варьировать. Как и в SCORE-слоях, высота нот повышается снизу вверх, расстояние между зажатыми нотами определяет длительность паузы, а последовательность, в которой они зажаты, – последовательность извлечения. Если нужны несколько одинаковых нот – зажимаем их на одной горизонтали, если нужны длиннее паузы между ними – оставляем больше пустых кнопок. Драматичное развитие придается интересной функцией вращения. Вращение запускается движением пальца по часовой или против часовой стрелки с одновременным удерживанием L4. Скорость вращения определяется скоростью, с которой мы «раскручиваем» вращение. При этом ритмический рисунок остается неизменным, а варьируются только ноты. Пока работает вращение, введение новых нот невозможно. Вращение отключается повторным нажатием любой ноты при удержании L4.
DRAW-слои записывают и воспроизводят прикосновения к LED-матрице в реальном времени на отрезке, определяемом величиной LOOP SPEED и количеством нот, которые можно записать. Высота нот располагается снизу вверх, в пределах выбранной шкалы-звукоряда и общей транспозиции полутонами и октавами для каждого из двух слоев отдельно. Изменяя LOOP SPEED, можно затем удваивать скорость воспроизведения или замедлять в диапазоне изменений длительности шагов 1-8. Есть возможность наслаивать последовательности, но стереть часть композиции невозможно, можно только полностью кнопкой CLEAR или через меню. Огоньки LED-матрицы высвечивают рисунок, «нарисованный» в слое, красиво отображая звучание музыкальных пассажей в виде светографики.
BOUNCE-слой – еще один особенный секвенсор. В нем задаются «высота», с которой ноты «падают вниз по LED-матрице» и на которую затем «отскакивают», а также момент начала «падения». Максимальная «высота», с какой можно «ронять» звуки, определяется 16 шагами матрицы. Звукоряд повышается слева направо, а установка LOOP SPEED становится «силой гравитации», влияющей на частоту отскока. Нажатием кнопки в «точке отскока» можно стереть конкретную ноту, не затрагивая соседние. Остановив любую из нот, ее можно снова «уронить» с новой высоты в пределах матрицы, и она будет «скакать» до остановки секвенсора или очистки всего слоя кнопкой CLEAR или переключения на новый блок. Этот слой, как и все рассмотренные ранее, отзывается на перезапуск кнопкой R1 при удержании L4.
PUSH-слой позволяет создавать кластеры пульсирующих, видоизменяющихся дронов и особенно хорошо «работает» на звуках своей горизонтали (15/1-15/16). Достаточно нажать и удерживать достаточно долго нужные кнопки на матрице, чтобы кластер запустился. Развитие во времени зависит от свойств конкретного звука. Так, звук кластера-аккорда может нарастать, при этом световое пятно вокруг нажатых нот будет расти, расширяться и становиться ярче. Перезапуском комбинацией L4+R1 производится и перезапуск кластера PUSH-слоя, вызывая нарастание интенсивности звучания и распространение светового пятна вокруг нажатых нот. Есть возможность стирать ноты в слое и добавлять новые. На изменение октавного диапазона или звука слой отзывается лишь с новым вводом-нажатием нот, позволяя «повесить» в слое несколько разных звуков. Рестарт приводит к тому, что все нажатые ноты извлекаются вновь выбранным звуком в новом выбранном диапазоне.
SOLO-слой можно сравнить с полифоническим арпеджиатором, где горизонтали определяют частоту повторений (чем ниже, тем реже), кратную выбранному шагу, а высота повышается слева направо, как в PUSH-слое. Путем изменения длительности звучания нот в миллисекундах при удержании кнопки L2, можно добиться некоторого затухающего послезвучия, остающегося даже при отпускания нот. Нижний ряд кнопок имеет фиксированную частоту повторений, такую, что сами повторения слабо слышны, и звук похож на простое извлечение нот с сустейном. Одновременно можно извлекать мелодии и полифонические арпеджио в остальной части LED-матрицы.
В новой версии встроенного программного обеспечения Tenori-on, помимо уже упомянутого общего рестарта сочетанием L4+R1, добавлены установки свинга, единые для всех SCORE-слоев, но звучащего по-разному в зависимости от установок LOOP SPEED. Таким образом, «свингование» происходит не только в рамках долей, а в рамках 4-х шагов. При установке LOOP SPEED=1, когда шаг становится равным целой ноте, паттерны все равно будут свинговать, тяготея к каждому четвертому шагу. Звучание свинга при этих условия становится менее предсказуемым, но очень интересным, стоит лишь приноровиться и применять его на больших значениях умело.
Третьим полезным добавлением в новой версии можно считать выведение глобального заглушения всех частей на сочетание R4+L1. Ранее эта функция была доступна через меню, что затрудняло оперативное применение. Теперь можно исполнять весьма драматичные паузы на всех слоях сразу с последующим возобновлением игры при тех же установках микшера. Прежде тоже можно было быстро уменьшить громкость всех слоев до нуля, если, удерживая кнопку R4, провести вдоль кнопок крайней левой вертикали, но потом баланс приходилось восстанавливать послойно.
Звучание 16 слоев Tenori-on образует один блок, а всего блоков в инструменте 16. Они последовательно переключаются выбором вертикали с 1-ой по 16-ую при удержании кнопки R5. Одна из самых простых возможностей исполнения композиции как раз заключается в переключении блоков заранее набранных/записанных паттернов с изменением громкостей, транспозиций и длительностей шагов в каждом слое. Но кое-какие установки осуществляются только через меню на ЖК-дисплее. К ним относятся панорамирование звуков каждого слоя и параметры двух общих процессоров эффектов – хоруса и ревербератора. Эти и некоторые другие установки удобно произвести заранее и сохранить в качестве вызываемых по умолчанию. Альтернативный способ – запомнить их в блоке без нотных данных или в нескольких таких блоках, предназначенных для загрузки перед началом игры, конечно, если вы сразу планируете импровизацию или исполнение «с чистого секвенсора по памяти».
Благодаря оперативности инструмента и простоте процедур копирования слоев между блоками и блоков целиком, легко представить себе игру, когда слои постоянно развиваются и копируются в пустые блоки, происходит переключение на другие блоки. В этом случае нотные данные в них снова изменяются, и так далее. Действительно, если скопировать слой в другой блок не сложнее, чем ввести пару нот, почему бы не совершать все операции в одном блоке, а вариации копировать в остальные 15 для воспроизведения в качестве аккомпанемента впоследствии, например, при одновременном исполнении солирующей партии? Это один из способов игры и вариантов выстраивания живого перфоманса, которые я себе представляю уже в скором времени. Очень надеюсь на возможность написать о них следующую статью «Tenori-on Tips & Tricks». А пока нужно рассказать о самом простом способе создания и записи законченного произведения при помощи Tenori-on.
В инструменте предусмотрена запись песен в реальном времени RECORDING. Записывается все, что происходит с инструментом: все нажатия нот, переключения слоев и блоков, даже нажатия на функциональные кнопки на ободе и редактирование через меню. Вот мы записали наше исполнение – у нас есть песня SONG и мы даже ее сохранили. Теперь самое время воспользоваться MIDI-возможностями Tenori-on и переписать песню в линейный компьютерный секвенсор, чтобы синхронизироваться и осуществить серьезное продюсирование (треккинг) партий каждого инструмента, эквализацию, обработку эффектами и т. д. Нам никто не мешает записать сигнал со стереовыхода как он есть, но попробуем и другие возможности, как минимум, чтобы было, с чем сравнивать.
Для своих размеров Tenori-on имеет довольно развитую MIDI-спецификацию, а в новой версии программного обеспечения еще и улучшена надежность MIDI-синхронизации. Подключив контроллер, я быстро убедился, что по MIDI доступны громкости каждого канала-слоя, параметры эффектов для каждого слоя (!) и огибающие экспрессии, способные сделать уже половину дела при достижении плотности грува. А в нашем случае, большего и желать грешно. Мы включаем MIDI-адаптер в гнездо инструмента, осуществляем MIDI-соединение типа hand shaking, при котором MIDI-выход компьютера подается на MIDI-вход Tenori-on, MIDI-выход Tenori-on, соответственно, – на MIDI-вход компьютера и переключаем через меню Tenori-on в режим MIDI SLAVE. В компьютере мы настраиваем передачу MIDI-блока и MIDI-управления на MIDI-выход, к которому подключен наш инструмент, выставляем нужный темп и переписываем песню в виде MIDI-данных в компьютер, сразу все 16 MIDI-каналов. Теперь мы можем отредактировать песню (даже что-то добавить, появись такая идея) и для проверки проиграть ее из компьютера через MIDI-выход, к которому подключен Tenori-on, используя его в качестве MIDI-модуля. Мы можем даже углубить наш эксперимент – записать сигнал с аудиовыхода Tenori-on и использовать эту запись в качестве референсного трека. Второй вариант двухканальной записи мы делаем, воспроизводя MIDI из компьютера c Tenori-on в качестве MIDI-модуля для записи сигнала с его стереовыхода в компьютер. Сверяем полученные треки, убеждаемся в идентичности или в том, что вариант после редакции MIDI в компьютере звучит не хуже. Теперь мы можем приступить к улучшению результатов – прописать автоматизацию, настроить баланс, динамику, огибающие экспрессии, эффекты и, заглушая по очереди все треки, кроме какого-либо одного, по очереди переписать все партии 16 слоев и MIDI-каналов в виде стереодорожек в компьютер. Далее мы работаем обычным образом с нашей многоканальной записью – обрабатываем треки эквалайзерами, плагинами и т. д. Мы можем даже отключить встроенные эффекты Tenori-on и применить более серьезные и/или привычные. Не исключено, что вы получите лучший результат, чем просто записав в стереопару то, что играет Tenori-on. Во всяком случае, у вас такая возможность есть. В свою очередь, что бы я точно сделал, так это записал бы некоторые кластеры Tenori-on через стереомикрофон – слишком уж мне нравится иногда его звук «просто в комнате», а еще более возможность перемещать в пространстве инструмент во время исполнения. Так ли уж часто есть такая возможность при игре на электронном инструменте?
span style=
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- Поделиться:facebookВКонтактеtwittergoogle +