Axelvox TRP: активные мониторы Читать далее
Датская жизнь приборов Astera Читать далее
Empirical Labs анонсировал выпуск BIG FREQ плагина Читать далее
Впервые в России! Arturia Keystep Pro Читать далее

Рождение ULTRANOVA

Двенадцать лет назад сравнительно молодая тогда компания Novation громко заявила о себе выпуском первого синтезатора семейства Nova. Этим она задала стандарт на «основные» аппаратные мультитембральные полифонические VA-синтезаторы. До первой «Новы» VA-синтезаторы редко выпускали мультитембральными и даже полифоническими. Инструменты этого типа звукообразования, в зависимости от производителя, могли иметь большие различия в конфигурации и возможностях. Выпуск Nova все изменил. И без встроенного секвенсора все заговорили «об основном VA-синтезаторе, на котором, наконец-то, можно сделать всю работу целиком». Одного такого устройства (помимо секвенсора) теперь вполне хватало для того, чтобы писать альбомы музыки или играть «живьем» концерты с одним единственным VA-синтезатором.

Текст: Фил Баранов a.k.a. mix2r@


novation ultranova, синтезатор novation ultranova, лучший синтезатор, синтезатор музыкальный,синтезатор звука, современные синтезаторы, клавишные синтезаторы, профессиональные синтезаторы, фото синтезатор, какой синтезатор лучше, звуковой синтезатор, синтезатор описание, модели синтезаторов, картинки синтезатор, популярные синтезаторы, самый лучший синтезатор, муз синтезаторы

Пользователи первого и последующих продуктов Nova получали возможность делать полноценные аранжировки с использованием сразу нескольких синтезаторных тембров, каждый с собственным набором осцилляторов, фильтров, модуляторов, а также собственным арпеджиатором, балансом, панорамой, эквалайзером, цепочкой эффектов вплоть до собственной пары выходов. На передней панели были удобные ручки и кнопки, которые производили данные MIDI-контроллеров и могли использоваться для изменений звука в реальном времени. Данные MIDI-контроллеров и ноты передавались на MIDI-выход, их можно было записать, отредактировать и в любой момент проиграть через MIDI-вход. Алгоритм работы стал простым и понятным: пользователь выбирает звуковую программу-тембр для MIDI-канала, редактирует ее, производит назначения на выходы, подбирает и настраивает эффекты и все это запоминает. Играет и записывает воздействие на патч контроллеров в виде MIDI-команд – ноты арпеджиатора, манипуляции с фильтрами и эффектами и т. д. Это может происходить одновременно или последовательно, в реальном времени или путем рисования, редактирования и копирования данных на дорожках секвенсора. Затем пользователь выбирает другой MIDI-канал, для него – патч и записывает партию уже для них. Повторив это для каждой части инструмента серии Nova нужное количество раз на разных MIDI-каналах, можно получить законченную аранжировку. В синтезаторах Nova прямо с фабрики было множество басов, лидов, падов, барабанов, струнных, клавишных, эффектов и т. п. Все это можно было редактировать на очень глубоком уровне, а можно было и не углубляться. Из множества пресетов легко выбрать подходящие и подогнать под свои нужды – процент полезных звуков среди фабричных пресетов оказался нетипично высок. Поскольку инструмент основывался на VA-синтезе, то эти звуки были гибкими и допускали изменение в широких пределах. Динамические изменения звуков давали весьма интересные результаты, которые дополнялись вокальными партиями с вокодером или внешним сигналом, обработанным встроенными фильтрами и эффектами. В отличие от большинства других VA-синтезаторов, в ходе работы над каждой следующей партией Nova позволяла прослушивать уже сделанное. MIDI-данные редактировать во много раз проще, чем аудио. При необходимости всегда можно что-то изменить, даже много шагов назад. Состояния инструмента – все его назначения и установки – можно было сохранять в виде мультифайлов-перформансов и переключать при помощи MIDI-команд или кнопок на передней панели. Инструменты серии Nova способны быть единственным оборудованием помимо секвенсора или компьютера. Выпустив Ultranova, компания Novation еще раз предлагает продукт, способный реализовать все потребности современного перформера (музыканта, DJ) в том, что называется outboard gear – оборудовании помимо компьютера. Что я и проиллюстрирую в этой статье.

novation ultranova, синтезатор novation ultranova, лучший синтезатор, синтезатор музыкальный,синтезатор звука, современные синтезаторы, клавишные синтезаторы, профессиональные синтезаторы, фото синтезатор, какой синтезатор лучше, звуковой синтезатор, синтезатор описание, модели синтезаторов, картинки синтезатор, популярные синтезаторы, самый лучший синтезатор, муз синтезаторы

Внешне Novation Ultranova представляет собой классический трехоктавный клавишный инструмент с колесами модуляции слева, контроллерами на верхней панели и большинством разъемов на задней. Корпус из пластика глубокого синего цвета с мерцающим матовым покрытием. Голубая подсветка пары прозрачных колес модуляции и одного яркого и большого дисплея не позволят затеряться с Ultranova ни на маленькой, ни на большой сцене. Синтезатор имеет весьма доступную цену, а выглядит отнюдь не дешево. Особенно приятно, что новый компактный инструмент ожидается в свободной продаже накануне длинных новогодних праздников и каникул. При перелетах его явно не обязательно сдавать в багаж или класть в сумку-тележку. Небольшой формат, размеры и цена не помешали Novation остаться верной своей традиции – выпускать компактные клавишные с самой качественной клавиатурой в линейке FATAR. Опережая события, замечу, что клавиатура не только динамическая, но и с послекасанием, а, по отзывам искушенных счастливчиков, сочетает в себе инерционность и отскок FM-пиано с плавностью хода и упругостью «при дожатии» клавишей соло-синтезатора. В комплекте Ultranova есть динамический микрофон на гибком держателе для включения в XLR-гнездо на верхней панели, блок питания 12 V, USB-шнур и удивительно толковый для настоящего британского продукта мануал. Из сорока страниц безупречного английского Ultranova User Guide, шесть посвящены таблицам параметров синтеза и эффектов, а еще шесть – теории синтеза в легкой и понятной форме, достаточной для создания патча Ultranova «с нуля». Также для Ultranova сделан программный каталогизатор патчей и VST|AU|RTAS-редактор.

novation ultranova, синтезатор novation ultranova, лучший синтезатор, синтезатор музыкальный,синтезатор звука, современные синтезаторы, клавишные синтезаторы, профессиональные синтезаторы, фото синтезатор, какой синтезатор лучше, звуковой синтезатор, синтезатор описание, модели синтезаторов, картинки синтезатор, популярные синтезаторы, самый лучший синтезатор, муз синтезаторы

Синтезатор оборудован встроенным аудио-MIDI USB для компьютеров, S|PDIF и четырьмя аналоговыми выходами, четырьмя USB-аудио и двумя аналоговыми входами с предусилителями, а также снабжен поддержкой Automap с регистрационным кодом в заводской поставке! Вы в кресле? Пристегните ремни, и эта малютка в два счета доставит нас прямиком на межпланетный синтезаторный курорт. Там мы попробуем спокойно поговорить о 5 слотах и 8 конфигурациях для эффектов, 12-полосном стереовокодере. Еще мы затронем звукообразующую часть с 36 настоящими волновыми таблицами и модуляционной матрицей на 127 параметров. Мы потрогаем контроллерную панель на touch-sensitive RE – чувствительных к касанию вращаемых энкодерах. В конечном итоге мы постараемся не потерять самообладание при знакомстве со встроенным 6 х 6 микшером-маршрутизатором с, практически, мониторной шиной с регулируемым балансом и выходом для наушников.

Контроллерная панель и меню Ultranova реализованы на основе 72 х 2 жидкокристаллического дисплея, нескольких групп кнопок с подсветкой, двух нажимаемых по бокам ряда из восьми обычных вращаемых энкодеров и с использованием высококачественной элементной базы. По непроверенным слухам, ручка мастер-громкости является аналоговой, так или иначе, компании Novation не занимать опыта и благоразумия при разработке по-английски качественных и отказоустойчивых сценичных инструментов. Ultranova здесь едва ли станет исключением.

Звукообразующая часть Ultranova явно наследует все лучшее от предшественников серии Nova. Три генератора с классическими формами волны и возможностью взаимной синхронизации несколькими способами, генератор шума нескольких спектров и два кольцевых модулятора, два мультирежимных фильтра четырнадцати типов c управляемым резонансом, перегрузкой и шестью вариантами коммутации/модуляции. Шесть огибающих, три LFO и сигнальный микшер – схема структуры синтеза новинки впечатляет не меньше. На частоте сэмплирования 44,1|48 kHz при полифонии около 20 голосов с такой структурой не нужно включать унисон (хоть он и есть), чтобы услышать многое в маленьком синем синтезаторе. Скептики скажут, что подобное богатство частично представлено и в ранних инструментах серии. Однако волновые таблицы, продвинутый интерфейс, серьезные модуляционные и компьютерные возможности выводят Ultranova на переднюю линию игроков на рынке аппаратных цифровых синтезаторов. Про нее (можно я буду звать Ultranova «она»?) действительно можно сказать, что это единственное и достаточное оборудование, необходимое, даже если у вас есть компьютер.

novation ultranova, синтезатор novation ultranova, лучший синтезатор, синтезатор музыкальный,синтезатор звука, современные синтезаторы, клавишные синтезаторы, профессиональные синтезаторы, фото синтезатор, какой синтезатор лучше, звуковой синтезатор, синтезатор описание, модели синтезаторов, картинки синтезатор, популярные синтезаторы, самый лучший синтезатор, муз синтезаторы

Слева от клавиатуры, над колесами модуляции располагается секция GLOBAL. Cначала идут кнопки [-] и [+], служащие для транспозиции клавиатуры на пять октав вниз и на четыре вверх. Над ними находятся кнопки [AUDIO] и [GLOBAL] для доступа к соответствующим настройкам (на семи страницах меню под каждой из кнопок), регуляторы громкости мастер-шины и мониторной шины. Еще выше в углублении расположен XLR-вход для прилагаемого динамического микрофона. При активизации [AUDIO] вращаемые регуляторы контроллерной панели позволяют регулировать баланс 1-2|3-4 и Synth c отображением параметров на дисплее. Семь страниц глобальных настроек относятся к устройству в целом. Здесь можно настроить MIDI-канал, на котором будет работать синтезаторная часть, частоту сэмплирования аудио, отключить защиту памяти, загрузить или выгрузить OS устройства. На одной из семи страниц глобальных настроек можно включить/выключить передачу команд контроллеров в синтезаторную часть (local on|off), MIDI и синхронизацию, работу S|PDIF, подключаемые педели. Также здесь настраивается чувствительность и кривые динамики для клавишей, устанавливается диапазон регулировок и BPM арпеджиатора и эффектов. При необходимости в этом режиме калибруются контроллеры, колеса модуляции и клавиатура.

Справа от GLOBAL находится секция MODE|SELECT, которая служит для переключения основных режимов работы инструмента и выбора патчей. Она представляет собой три большие и две маленькие кнопки и нажимаемый энкодер над ними. Когда нажата и горит [PATCH BROWSE], вращением энкодера можно перебирать патчи, а вращением с нажатием – банки патчей. Нажатием маленькой кнопки [Compare] в процессе редактирования мы сравниваем звучание патча с сохраненным в памяти, а нажатием на кнопку [Write] записываем его в память измененным. Если в процессе исполнения «живьем» вы увлеклись и «свернули» патч до, скажем, истеричного визга и хотите вернуться к первоначальному звуку – кнопка [Compare] вам поможет. В Ultranova есть продвинутая система группировки патчей по 12 типам (от bass до SFX) и 9 стилям (от dubstep до industrial). Все названия, стили и категории в процессе работы с браузером отображаются на дисплее.

Режим, активизируемый кнопкой [SYNTH] – основной режим работы Ultranova как синтезатора с эффектами и компьютерным аудио-интерфейсом. Альтернативный режим включается кнопкой [AUTOMAP], встроенное USB-аудио остается и продолжает работать, а управление синтезатором с контрольной панели отключается. Контроллеры начинают работать только с Automap-приложением и плагинами посредством Automap-клиента, позволяющего управлять плагинами и DAW с разрешением DAW, а не MIDI. Находящиеся под энкодерами 6 кнопок начинают работать в соответствии с надписями [LEARN], [VIEW], [USER], [FX], [INST] и [MIXER], переключая соответствующие страницы Automap-шаблона. Еще раз сделаю акцент: в отличие от обычных MIDI-контроллеров, сервер Automap общается с приложениями по их собственному протоколу с высоким разрешением. Это решает проблему дискретности и ступенчатости в большинстве случаев. Одновременно Automap MIDI-сервер позволяет визуализировать управляемые параметры, например, внешних приборов, для которых Automap-шаблонов и поддержки нет. Если вы анимируете/автоматизируете какие-то экранные элементы в программе, Automap отобразит это в своем окне: включается кнопка – зажигается кнопка; вращается ручка – вращается экранный элемент Automap. Перелистывание шаблонов в режиме Automap производится уже знакомым нам левым нажимаемым энкодером. В Automap-режиме что-либо изменить в синтезаторе иначе, чем по MIDI через Automap, не получится. Можно использовать Automap MIDI-порт и назначить на те же контроллеры нужные параметры Ultranova. Также DAW может воспроизводить MIDI-ноты и контроллеры для Ultranova и передавать их так же, как и аудио – по USB. Всех интересует возможность включения/выключения режима Automap по MIDI из DAW, поэтому нет сомнений, что такая возможность будет. Подробнее об Automap можно узнать из соответствующего мануала. Приложение требует отдельной инсталляции и регистрации по коду в комплекте. В современном сете большую часть времени Ultranova легко отработает, управляя через Automap потоком USB Audio и плагинами. В любой момент нажатием на единственную кнопку вы можете переключиться в режим Synth и подыграть на синтезаторе или спеть в микрофон через вокодер/эффекты. Ярким признаком продуманного профессионального инструмента является глобальный характер настроек маршрутизации и аудиобаланса прослушки. Патчи и режимы меняются, звуки перелистываются, а установки микшера – нет. Очень продуманные workflow, можно только порадоваться за пользователей.

Контроллерная панель Ultranova располагается вокруг дисплея и ряда энкодеров над ним. Пара кнопок слева от дисплея служит для пролистывания страниц, а пара справа – для изменения значений выбранного параметра пошагово. Под дисплеем находятся кнопки выбора соответствующих звукообразующих элементов. Кнопки со стрелочками и шестью индикаторами предназначены для отображения повторяющихся блоков патча – одной из шести огибающих и т. д. RE предоставляют мгновенный доступ к параметрам как раз отображаемого блока. Однако я легко соглашусь, что аудиодизайн при помощи интерфейса с многостраничным меню, индикаторами и дисплеем типа «танковая щель» не самое современное времяпровождение. Если Ultranova подключена к компьютеру, стоит запустить программный редактор и воспользоваться отдельными окнами для настройки осцилляторов, фильтров, LFO, микшера, матрицы модуляции и назначении контроллеров, только чтобы ощутить, как далеко шагнули музыкальные технологии за время от жк-дисплеев и +/- кнопок до плагинов-редакторов на мультитачскринах.

Новости в интерфейсе Ultranova выражены в терминах TOUCHED|FILTER, Animate и Tweak controls. Первый термин соответствует надписи над вторым или правым нажимаемым энкодером. Он служит для одновременного изменения нескольких «горячих» параметров, выбранных путем касания соответствующих RE на соответствующих страницах. Процедура проста: активируем страницу, касаемся нужного RE и нажимаем [lock]. Теперь можно уйти с этой страницы меню, а назначение останется. При вращении правого энкодера нажатым происходит изменение параметров фильтров, назначенных аналогичным TOUCHED образом, просто название зарезервировано за фильтрами, как наиболее частыми динамическими параметрами. Можно жестко закрепить регулятор частоты среза второго фильтра за этим регулятором через настройки в меню, более подробно описанные на 27-й странице Ultranova User Guide. В заводских пресетах очень часто используются назначения на TOUCHED|FILTER. Если при выборе патча кнопка [lock] уже светится, попробуйте повернуть TOUCHED и послушать, что получится. Аналогично, если светится кнопка [filter], надо повернуть энкодер FILTER с нажатием и послушать результат.

Animate – возможность назначения динамических модуляторов типа LFO на управление, например, TOUCHED. Вы «анимируете» контроллер, а затем меняете или добавляете параметры, которыми он управляет. Это характерный эффект, знакомый нам по IDM и трудно реализуемый в аппаратных инструментах. Во всяком случае, так было до Ultranova.

Tweak – возможность манипуляции диапазоном регулировок. В некоторых случаях это единственный способ избежать ненужных искажений звука при чрезмерной модуляции, но может быть использован и в креативных целях – стоит лишь попробовать.

Во всех новостях о выпуске Ultranova и промо-роликах на youtube.com особо отмечается способность touch-sensitive энкодеров служить для запуска/перезапуска огибающих, LFO и т. д. Все эти и многие другие возможности скрыты в двадцати номерных модуляционных назначениях в меню модуляционной матрицы. Именно здесь пользователь присваивает параметры тем или иным модуляционным возможностям. Процесс абсолютно прямолинеен. Что-то выбирается в качестве источника модуляции Source и что-то в качестве модулируемого параметра Destination. Далее устанавливается численно степень влияния и все. Если вы назначили LFO1 на перезапуск при касании RE1, вам остается лишь последовательно указать LFO1 в качестве источника модуляции нужных параметров звука, и вот вы управляете целым каскадом изменений звука единственным касанием. Думаю, этим возможностям обрадуются в дабстепе – одна «вобла» теперь может иметь 8 вариантов модуляций с различной интенсивностью, частотой LFO и т. д., и между ними можно переключаться в одно касание и еще от души «накручивать» звук с контроллерной панели. Ultranova имеет все шансы стать дабстеповым must-have устройством. В рамках небольшой статьи нет смысла пересказывать руководство пользователя и подробно останавливаться на возможностях арпеджиатора. Поэтому я упомяну лишь одну его возможность – это аккордер. Вы программируете аккорд и извлекаете его одним пальцем, концентрируясь на исполнении модуляций – верчении ручек и энкодеров или пении в микрофон. Очень приятный бонус, вне всякого сомнения.

Поскольку речь зашла о бонусах, надо сказать, что у меня нет предположений, каковы они будут в этом случае. У Novation есть такие классные сумки-рюкзаки для клавишных контроллеров с большими карманами для лэптопа и микрофона. Я практически уверен, что трехоктавный вариант Ultranova окажется кстати. Кто знает?

Два упоминания о развитых возможностях встроенного микшера 6 х 6 в этот раз будут обоснованы. Пользователь Ultranova получает две стереопары USB-аудио, синтезаторный звук и два сигнала или стереосигнал с аналоговых входов. Аудиоустановки позволяют произвольно микшировать и распределять это аудио по выходам, а также обрабатывать входные сигналы встроенными эффектами. Специальная оговорка в руководстве пользователя касается как раз невозможности напрямую отправить один из USB-аудио непосредственно на обработку эффектами. При наличии внешнего, скажем, диджейского микшера эта задача не представляет сложности – просто направьте сигнал с выходов 3-4 через этот микшер на входы 1-2, обработайте эффектами и подмешайте к сигналу основных выходов 1-2 наряду с синтезаторным звуком.

От себя могу предложить такую хитрость: если в данный момент вам не нужна прослушка, отберите в мониторную шину сигнал, исключительно с вспомогательных выходов 3-4 и при помощи Y-шнура заведите его с наушникового выхода в аналоговые входы. Так вы и стереосигнал из компьютера обработаете, и обойдетесь без дополнительного пульта. Разумеется, нужно проследить, чтобы не образовалась петля обратной связи, но я вас предупредил, а значит, этого уже не случится.

Страница набора в S|PDIF позволяет направить на запись только сигнал с микрофона или только синтезаторный звук. Сам процесс настройки выглядит, конечно, немного иначе – у вас есть выбор между host1, host2, analog1, analog2 или analog1-2 и synth. В качестве выходов фигурируют выходы 1-2 и 3-4. Вы сначала набираете потоки на выходы, а затем набираете нужные сигналы в прослушку или S|PDIF. Таким образом, суть не меняется.

Выпуска нового аппаратного синтезатора от компании Novation, после всех ее усилий и успехов в создании контроллеров, программных инструментов и других компьютерных продуктов, многие серьезно не ожидали. Тем приятнее эта новость. Как узнать, насколько драматичными могут быть перемены в мире синтезаторов вследствие этого события? Один раз ведь это уже было.

 

 
comments powered by Disqus