Roland JUPITER-80: Новое сияние самой большой планеты
В 2011 году на международной выставке во Франкфурте, корпорация Roland представила миру реинкарнацию популярного и до сих пор востребованного на сцене синтезатора серии JUPITER. Спустя 30 лет после появления JUPITER-8, Roland анонсировал начало производства и продаж JUPITER-80. Компания славится прорывами в мире синтезаторных технологий. Каждая разработка Roland, через несколько лет тиражируется другими производителями. Мне посчастливилось протестировать JUPITER-80 во Франкфурте и позже в Москве.
Что же нового и необычного Roland приготовил в этот раз?
Начнем немого с истории: JUPITER-8 появился в продаже в далеком 1981 году. Roland JUPITER-8 – это аналоговый 8-голосный синтезатор, обладающий 16-тью мощными осцилляторами (по два на голос), а также такими передовыми для своего времени функциями, как возможность разделения клавиатуры на слои UPPER и LOWER, встроенной памятью на 64 патча, простым программируемым арпеджиатором, полифоническим портаменто, а также возможностью совместной работы с другими синтезаторами через выходы CV и Gate.
Звук JUPITER очень жирный, но в то же время кристальный и не агрессивный, особенно славился он своими струнными и звуками подклада PAD. Его интерфейс понятен как профессионалу, так и начинающему. Принцип создания патчей, переходы из одного блока в другой впоследствии стали хрестоматийными для всех синтезаторов Roland, как аналоговых, так и аналого-моделирующих. В 1982 году была выпущена модификация JUPITER-8A, с улучшенной стабильностью строя (из 12-битного он превратился в 14-битный, что позволило улучшить стабильность его работы) и интерфейсом DCB для соединения инструмента с секвенсорами.
В свое время JUPITER-8 покорил немало сердец музыкантов всего мира. В своей студийной и концертной деятельности его использовали такие исполнители, как Orbital, Moby, Duran Duran, Underworld, Jean Michel Jarre, OMD, Depeche Mode, Howard Jones, Prince, BT, Stevie Wonder, Michael Jackson и многие другие.
До сих пор на вторичном рынке не утихает спрос на этот легендарный инструмент, хотя его нынешняя стоимость порой доходит до 10000 долларов США.
Теперь о веке 21-ом: JUPITER-80 – это клавишная станция для живых выступлений, отдающая дань легендарному предшественнику своим ударопрочным корпусом и массивным звуком.
Из новых возможностей производитель обращает внимание на то, что:
- мощные возможности интегрированного синтеза SuperNATURAL/аналоговое моделирование/PCM позволяют получить как легендарные винтажные звуки синтезаторов, так и реалистичные акустические звуки;
- один тон эквивалентен перфомансу мощного синтезатора. Наложение 4 таких тонов в наборе Live Set «вынесет мозг» любому музыканту;
- функция Tone Blender позволяет отстраивать множество различных параметров тона в реальном времени, для получения сложного и эмоционально насыщенного движения звука во время игры;
- дружелюбный интерфейс позволяет быстро и интуитивно управлять звуком с помощью контроллеров на панели и сенсорного дисплея;
- 76-нотная полувзвешенная синтезаторная клавиатура и 256 полифонических голосов (меняется в зависимости от загрузки процессора);
- воспроизведение и запись на флэш-память USB – для сопровождения записанным аккомпанементом или быстрой записи идей;
- легкость подключения к компьютеру с помощью встроенного USB-MIDI аудиоинтерфейса.
А теперь обо всем по порядку.
Сеты и новые звуки:
Звуковой генератор управляет четырьмя тонами с помощью специальных чипов DSP – это ноу-хау Roland, позволяющее внедрить мощное звучание инструментов без потери качества при воспроизведении сэмплов или при физическом моделировании. Для каждого из тонов выделен свой DSP, что автоматически повышает мощность звука в 4 раза.
Набор Live Set стал основной единицей вместо патча. Наложение слоев UPPER и LOWER и специализированная партия SOLO дают чрезвычайно массивный тон, собранный из 8 компонентов. Четвертый слой, который можно добавить к тону, это PERCUSSION (звуки перкуссии).
Итого: 1-й уровень – звук соло – однослойный патч с компрессором, эквализацией и пространственной обработкой. 2-й и 3-й уровни – это UPPER и LOWER, каждый имеет по 4 слоя звука плюс эффект и пространственная обработка, ну и 4-й уровень – PERC.
Тоны UPPER и LOWER состоят из многослойных звуков SuperNATURAL, которые так выразительны и экспрессивны, что JUPITER из 80-х оживает во всем своем величии. Вы с легкостью сможете «нарулить» все такие любимые и необычные Юпитерские подклады, лиды и басы. Но это далеко не все. Клавишники по достоинству оценят и другие встроенные звуки, включая Roland SuperNATURAL Piano (звук акустического фортепиано), струнные, медные духовые и др., что в 80-е годы прошлого века было технологически не возможно.
Быстрый доступ ко всем функциям – это основной принцип интерфейса JUPITER-80. Все фейдеры и кнопки быстрого доступа находятся на передней панели и позволяют легко управлять параметрами прямо на сцене. Большой сенсорный дисплей визуализирует ваше управление и добавляет возможности включения и выключения того или иного патча.
Одним словом, если хотите использовать звук рояля, пожалуйста, хотите легендарные LEAD, PAD, SYNTH BASS – у вас есть три осциллятора для создания и регулировки синтезаторных патчей. Хотите добавить к звуку акустического инструмента звучание аналогового патча, смешайте слои фейдерами. Все очень просто.
Дизайн:
Его тяжеловесный корпус с металлическими боковыми панелями напоминает легендарный JUPITER, и все же он ультрасовременен. USB-слот позволит проигрывать минус с флешки или сохранять на нее свои зарисовки. Также есть вход AUX для подключения внешнего звукового источника.
Стоит рассказать про арпеджиатор, это просто чудо. Он раздельный для тонов UPPER и LOWER. К примеру, внизу у меня SYNTH BASS наверху – E. PIANO. Настроив для каждого тона свое арпеджио, смиксовав их звучание фейдерами, бас мой играет ноты стаккато, а электропиано беспрерывно шагает терциями вверх и вниз. Нажатием одной клавиши я отключаю басовое арпеджио, и теперь я могу играть басовое соло своей левой рукой, не отключая переливы электропиано.
Завершая этот обзор, я хочу обобщить все вышесказанное. Итак, дизайн JUPITER-80 остался таким же аутентичным, как у инструмента-легенды JUPITER-8, при этом интерфейс не стал сложнее, а благодаря сенсорному экрану, даже стал понятнее и легче в работе. Его ориентированность на сценическое использование очевидна: 76 клавиш, отсутствие секвенсора, интуитивная передняя панель управления, яркая подсветка клавиш управления – все это делает его звездой сцены. Отдельные процессоры для каждого тона дают небывалую мощь звучанию. Технология SuperNATURAL добавляет к синтезаторным звукам великолепные звуки акустических инструментов. Богатая база алгоритмов обработки позволит создать свой, неповторимый звук. Он может быть полезен как для музыки 80-ых, так и для современных лайвов, и каждый музыкант будет способен найти в нем для себя все, что ему требуется для творчества.
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- Поделиться:facebookВКонтактеtwittergoogle +