Axelvox TRP: активные мониторы Читать далее
Датская жизнь приборов Astera Читать далее
Empirical Labs анонсировал выпуск BIG FREQ плагина Читать далее
Впервые в России! Arturia Keystep Pro Читать далее

DSI Tetr4 sound design: Особенности и преимущества звукообразования

Тetr4 – один из самых интересных синтезаторных продуктов с точки зрения саунд-дизайнера. Это результат сочетания привлекательной цены, компактных размеров, гибкости и широких возможностей. Но это как раз и тот случай, когда реалистичная цена при высоком качестве звукового тракта справедливо должна быть дополнена (иногда – скомпенсирована) умением и фантазией пользователя.


Два осциллятора, два суб-осциллятора, три огибающие, четыре LFO, четыре секвенсора и четыре модуляционных контроллера – много это или мало? Четыре голоса, четыре выхода, А и В патчи – что все это значит на практике? Что дают такие вещи, как контур обратной связи, slew-функционал, модуляция частоты среза вторым осциллятором и возможность использования Env 3 в цикле? Часть этих вопросов освещается описанием и материалами других авторов. В этом материале мы остановимся не на самых очевидных достоинствах звукообразования DSI Tetr4.
Фраза, что Tetr4 это 4 Mopho удобна для буклетов. Но благодаря мультитембральности, контур обратной связи в Tetr4 приобретает иной смысл, чем в Mopho. Пример: Tetr4 официально имеет по одному фильтру на голос и аудиовхода Mopho в ней нет. Но создадим возможность получения звуков с двумя фильтрами! Загружаем два звука в частях 3 и 4. В GLOBAL-режиме выбираем режим для патчей STEREO, теперь на выходах LR наши звуки смешиваются, но в контур обратной связи отбирается сигнал с R-выхода. В части 3 выставляем максимальное значение набора сигнала в контур обратной связи Feedback Volume: 127. В части 4 выключаем оба осциллятора OSC Shape: Off. Заводим сигнал с 4 выхода в пульт аудиокабелем и что мы слышим? Звук 3 части обрабатывается фильтрами 4й. Без каких-либо дополнительных расходов у нас появился функционал полумодульного синтезатора. Осталось разобраться с MIDI-управлением по одному или двум каналам и вам еще не раз придется удивиться, насколько разнообразным может быть Tetr4.
Благодаря наличию А и В слоев в каждом патче, в Tetr4 пользователь получает двухтембральные полифонические патчи на одном MIDI-канале. В плане памяти, каждая ячейка памяти синтезатора может содержать буквально 2 разных звука. Пример: басовый интервал в левой руке и двухнотный пад в правой.
Официально осцилляторы Tetr4 не производят волну синусоидальной формы, но фильтр в 4-х полюсном режиме с добротностью 24Дб/октаву самовозбуждаясь при большом резонансе производит синус. Используя контур модуляции частоты среза фильтра вторым осциллятором, управляя величиной Audio Mod получаем классическую частотную модуляцию. Колокольные и купольные FM-призвуки получаются именно таким способом, добавляя сигнал с генератора шума, — из райда получаем крэш.
Применение полученной синусоиды будет разнообразнее, если мы сможем ей играть с клавиатуры. В необходимых настройках находим Keyboard tracking и между 63 и 64 получаем нужную темперацию волны, генерируемой резонансом фильтра полтона на ступень.
Суб-осцилляторы по всей видимости представляют собой контуры на основе делителей частоты основных осцилляторов, при этом они не попадают в микс основных осцилляторов, а сразу в сумматор фильтра.
Современные басовые лиды категории wobble-bass требуют множество разнообразных низкочастотных модуляторов. Если почему-то не хватает четырех LFO или возникала идея задействовать пару из них в слышимом диапазоне частот с зависимостью частоты от номера извлеченной ноты, с Tetr4 не проблема получить пять LFO за счет Repeat-функции повторения ENV3. При этом частота и форма LFO регулируется в широких пределах уже параметрами огибающей, а Amount — величина модуляции может быть величиной отрицательной, что позволяет регулировать фазу LFO, чего лишены обычные LFO. Задержка Delay при этом становится отсрочкой запуска LFO5 (ENV3), обеспечивающий дополнительный драматический эффект, особенно в зависимости от динамики извлечения velocity.
Tetr4 Slew особенно понравится приверженцам знаменитого ТВ303, поскольку, подобно его легендарному секвенсору также работает от предыдущей ступени, а значит SLEW на последней ступени ставится на первую и в паттерне появляется сдвиг относительно первой ступени. В отличии от старинной acid-машины, два из четырех секвенсоров Tetr4 могут иметь разные установки SLEW, обеспечивая большее разнообразие звучания.
И хоть чаще всего это небольшое черное чудо позиционируется в качестве дополнения и расширения, мне представляются заслуживающими внимания разнообразие и гибкость – главные достоинства DSI Tetr4. Основная тема этого материала, надеюсь мне удалось ее раскрыть и проиллюстрировать. А вам ничто не мешает задавать вопросы, которые вполне могут войти в тему следующих материалов этой серии.

Tetra Voicing Options
Mode Unison Maximum Number Of Notes Comments
Program Off 4 Monotimbral four-voice polysynth.
Program On (A) 1 Monotimbral monosynth, with all four voices layered.
Program On (B) 4 Monotimbral four-voice polysynth (layer B is unused).
Program On (A&B) 4 Monotimbral four-voice polysynth (layer B is unused).
Program Stack A/B Off 2 Two sounds layered across the whole keyboard.
Program Stack A/B On (A) 2 Two sounds (voices 1&2 in unison, and voices 3&4). First note plays voices 1, 2 & 3. If sustained, second note plays voice 4 only.
Program Stack A/B On (B) 2 Two sounds (voices 3&4 in unison, and voices 1&2). First note plays voices 1, 3 & 4. If sustained, second note plays voice 2 only.
Program Stack A/B On (A) On (B) 2 Monotimbral two-voice synth (voices 1&2 in unison, and voices 3&4 in unison).
Program Split A/B Off 4 Bi-timbral, two voices either side of a split point.
Program Split A/B On (A) 3 Bi-timbral, two voices either side of a split point. Layer A (lower) is monophonic (layered).
Program Split A/B On (B) 3 Bi-timbral, two voices either side of a split point. Layer B (upper) is monophonic (layered).
Program Split A/B On (A) On (B) 2 Bi-timbral, two voices either side of a split point. Both sides of the split are monophonic (layered).
Combo Off 4 Quad-timbral. Each voice can have an independent sound controlled by its own MIDI channel. (Four independent monosynths.)
Combo On 1 Four independent sounds (if desired) stacked as a single quad-timbral monosynth.

 
comments powered by Disqus