Блог Димы Мишенина

НОВЫЕ КОМПОЗИТОРЫ В НОВОМ ВЕКЕ

Интервью  с Валерием Алаховым, посвященное переизданию наследия первой электронной русской группы на виниле.
 
Дмитрий Мишенин: Валера, расскажи, что собой представляет альбом "Спутник"? Это не концептуальный альбом , как "Астра" или "Контакты третьего рода", а скорее ваша компиляция "The Best", собранная из синглов?Благодаря которым вы и стали популярны за рубежом?
 
Валера Алахов: Ты сам же и ответил: это компиляция наших синглов, изданных на виниловых "сорокопятках" с 1990 по 1994 в Англии и Голландии, с известными треками на новом виниле (синглами) - "Спутник жизни" и "Танц-Танцевать!"
В 1994 году, в Петербурге, мы издали СД "Спутник", а сейчас переиздали его на виниле  33 Лонг-плэй, и, благодаря друзьям, пластинка получилась великолепной! Отличное оформление и звук! Отдельное всем спасибо!
 
Дмитрий Мишенин: Чем для тебя является новое оформление на виниле? Расскажи о своей трактовке сюжета, и почему ты решился винтажную классику оформить классикой современной?
 

Валера Алахов: Все получилось тогда, когда сложилось желание друзей и возможности на издание "дорогого" винила, лимитированного в 300 копий. И также хотелось поставить точку в качестве издания всего альбома. А удачное оформление - очень важно! Это самое первое, что видит слушатель…Со временем наши ранние синглы стали классикой техномузыки начала 90-х , и хотелось винил оформить современной классикой, с чем великолепно справился Doping-Pong, передав дух эпохи начала 90-х!
sputnik-poster-4.jpg
Дмитрий Мишенин: Расскажи, пожалуйста, об эпохе подробнее: об атмосфере, в которой творился Спутник. Кто его создавал? Вас было трое на тот момент? Вы путешествовали по Европе и выступали там? Писались на западных студиях?   СССР уже рухнул? Или вы еще были детьми перестройки? Это была последняя советская музыка или первая российская? Кто вам помогал за рубежом? Может, Алекс Паттерсон из The ORB, c которым вы тогда были на одной волне? Может быть, вас продвигал Брайан Ино? Как вас принимали, с кем вы встречались и как случилась ваша международная карьера? И почему она так резко оборвалась, когда только началась?

Валера Алахов: Превосходно! В твоем вопросе содержатся и ответы, многие из которых верны! Надо сказать, конец 80-х был самым удачным периодом для артистов, художников и музыкантов, - тогда на Западе был моден СССР.
Когда СССР развалился, все резко изменилось: мода прошла, эйфория закончилась, оборвалась… но что-то мы успели сделать в этот короткий период: записали синглы, обзавелись друзьями из разных стран. Нас было трое: я, Игорь Веричев и Алексей Кушнаренко. Мы отправились в Англию как New Composers, после тура по Голландии, где ещё были члены нашего клуба (Т.О.) "Научная Фантастика" из ленинградского планетария. В Англии мы из авангардно-экспериментальной группы превратились в технохаус бэнд, и "Спутник жизни" был записан и издан в 1990-м (когда ещё был СССР), и уже превосходно вписался в новые реалии быстро меняющейся России.
Произошли большие перемены в обществе, в стране, и у нас было чем заняться: клуб "Научная Фантастика" в планетарии, который мы организовали с друзьями в 1988-м для постановок лекций-композиций для детей и взрослых. Тема "Космос" была нам близка, и мы пропагандировали всегда в нашем творчестве отечественную космонавтику и науку. Когда НК привезли из Англии танцевальный клубный хит "Спутник жизни", тогда планетарий стал первой площадкой рэйв-движения в России, и новогодняя вечеринка на 91-й год всем запомнилась по-настоящему космической!
13672377_1136074169797637_1742680998_n_1.jpg 
Дмитрий Мишенин: Сейчас много вспоминают рейвы 90-ых: пишут книги и снимают фильмы. Я знаю, что вас не пригласили на Гагарин party, хотя вы на тот момент были самой известной за рубежом электронной группой из России. Как такое произошло? Расскажи подробнее, почему ваши треки, игравшиеся тогда по всему клубному миру самыми лучшими диджеями, не прозвучали на самом крупном на тот момент российском рейве? Обидно?
 
Валера Алахов: Да, организаторы "Гагарин party" в Москве провели рэйв вечеринку в павильоне "Космос", который вряд ли был правильным местом для хорошего звука и атмосферы, но идею с космонавтикой украли у  Новых Композиторов, ведь нашей базой, как я уже сказал, был планетарий. На вечеринке "Гагарин party"  звучал "Спутник" - кто-то из диджеев играл… Нас намеренно не пригласили как группу, испугались, что первыми будем мы, а как же они, организаторы, - без славы и успеха - а вдруг история их забудет?! Время (начало 90-х) было очень брутальным, происходили серьезные и зачастую страшные перемены в обществе, и "звездить" было просто опасно для жизни: чужой успех вызывал зависть, граничащий с безрассудством! Так что "обидно" - это не то слово, на которое можно было опереться в то время. Мы просто выживали.
 
Есть документальный фильм 1991 года о Гагарин party, который достаточно ярко свидетельствует, что никто из организаторов не может объяснить, причем здесь Гагарин и зачем было делать рэйв в павильоне "Космос". Ведь достаточно было стадионов, более приспособленных для сильного звука и т.д. 
 

Гораздо обиднее было то, что мы потеряли базу в планетарии, который захватили бандиты, и здесь нам, конечно, пришлось отступить. Слух о вечеринках в планетарии привлек внимание “крыш” и группировок. А впоследствии был уничтожен и сам планетарий - это стало бесовским местом! Слава Богу, теперь все в прошлом!
 
Дмитрий Мишенин: Напомни, пожалуйста, нашим читателям - где находился Планетарий и что с ним стало?

Валера Алахов: Мюзик холл стоял рядом. Кинотеатр Великан стал Мюзик холлом. По середине между Балтийским домом и Мюзик холлом был Планетарий. При СССР Парк Ленина, 4, а теперь - Александровский парк, 4. Была уничтожена внутренняя отделка Планетария, выполненная в дереве с нержавеющей сталью - в стиле немецкого модерна 50-х, - специальный футуристический дизайн для Планетария. Бандиты наняли молодого дизайнера из Голландии, и тот сделал из Храма науки заурядный, увы, клуб. 
 
Дмитрий Мишенин: Расскажи, кто вас так модно одевал? Кто занимался стилем? Я помню ваши разноцветные супрематические костюмы по фотографиям из журнала "Птюч". Но публикация в "Птюч" появилась гораздо позже, чем они. Откуда растут кислотно-психоделические корни визуального мира Новых композиторов?
 13672558_1202719066414499_2018716410_n.jpg
Валера Алахов: А! Яркие костюмы - это нас приодел для фото-сессии  Андрю Логан, из своей коллекции английских фриковских костюмов! Мы так красовались в Лондоне на ТВ, а фотографии делал Андрю Логан - известный английский  модельер, дизайнер, художник и модный фрик. Мы некоторое время гостили в его Glass House.
 
Дмитрий Мишенин: Расскажи, пожалуйста, какую-нибудь супер историю про проект "Спутник", связанную с одним из треков. Что-нибудь эксклюзивное, из глубин твоей памяти.
 

Валера Алахов: Каждый трек - это проведенное с друзьями время, в разных странах и обстоятельствах - все имеет свою историю… Думаю, что одну из них - о записи темы "Я хочу танцевать" стоит написать отдельно.
Дело было в Лондоне, в начале 92 года…
"Новые Композиторы" провели несколько месяцев в Англии, в Лондоне в основном, где мы уже обросли друзьями. Я готовился к встрече с Габриэлем Воробьевым (чуть позже он станет известным как транс диджей Гаврила), который приехал в гости к Кате Голицыной, - он тогда вел музыкальную программу на одном из ранних питерских FM, уже будучи актером Ленфильма… С Катериной я познакомился в Питере в 91-м и в Лондоне был у нее в гостях, в аристократическом районе Олимпия. Знал, что она потомок русской дворянской семьи с титулом принцесса… Когда приехал Гаврила, я предложил ему встретиться на студии моих друзей, где я мог заниматься творчеством, и Гавриле было интересно это все увидеть, сделать очерк или программу для радио. Конечно, он мог приехать туда только с Катериной, потому что был в Лондоне впервые. Мы встретились на студии, где я записал голос Кати в качестве наглядного примера, как я записываю музыку, сэмплирую,  и т.д. - все это было очень интересно Гавриле. Я предложил Кате для теста что-нибудь сказать в микрофон, какую-нибудь реплику, и в голову мне пришла банальная фраза - "я хочу танцевать, я хочу двигать тело" - самые простые и затасканные слова, которые использовали в танцевальной музыке на английском языке, ну а тут - по-русски. Взял, да и сделал "кольцо" из классного ритма, добавил соло, и в результате получилась тема со словами Катиного голоса. Помню, Гаврила сказал, что стал свидетелем рождения будущего хита, хотя для меня это был сиюминутный эскиз, -так, для примера…
Так что это был дебют! Вскоре я уехал из Лондона в Роттердам, где меня ждал новый друг - Bob Stoute, с которым я и записал этот хит. Боб отдал треки своему лэйблу, а его брат сделал классное оформление обложки. И этот сингл стал нашей первой совместной работой-дебютом! Вот так,  полушутя, и получился этот трек, который был издан в Голландии в 1993 году.
 
Дмитрий Мишенин: Валера, совсем забыл, - еще один короткий вопрос: появление названия "Новые композиторы" связано с "Новыми художниками" или "Новой Академией" и Тимуром Новиковым? 

Валера Алахов: Название-приставка "Новые..." появилось в конце 1983 года в сквоте Тимура Новикова на Ул. Войнова (ныне - Шпалерная)
Толчком для Тимура послужил "Манифест о перекомпозиции", принесённый Игорем Веричевым, первым Новым Композитором. Игорь впечатлил Тимура своей записью, музыкальным коллажем, который он записал на студии в Малом театре, где работал звукооператором в 83-85 гг. Это был новый подход к музыке, потому что появились студии, и Игорь начал экспериментировать, делать коллажи с разным музыкальным материалом (первые записи сохранились), потом подключился и я к этому творчеству, так как у меня были магнитофоны, мини синтезатор Casio, что-то ещё ... К тому времени появилась новая технология - семплирование любых звуков и фраз,  и это стало нашей целью в дальнейшем. Но самое главное в том, что Игорь открыл новый подход к музыкальному сочинительству с помощью обыкновенных плёнок и магнитофонов. И уже не обязательно было быть музыкантом, чтобы создавать коллажи. И тогда Тимур, который был окружён разными талантливыми ребятами, работающими в разных жанрах - от художников до поэтов, фотографов и других творцов, - провозгласил Манифест и назвал все эти объединения как "Новые ..." (были почти все направления), но выжили только "Новые художники " и "Новые композиторы" , а Новая академия появилась позже, в начале 90-х на Пушкинской 10. В объединение "Новых композиторов" поначалу входил и сам Тимур, который играл на своем утюгоне (первый русский аналоговый синтезатор - прим.), - значит новый композитор, и Африка (С. Бугаев), потому что мультиартист... потом остались только мы - Игорь Веричев и Валерий Алахов. 

Дмитрий Мишенин: Поэтому самый знаменитый трек НК с альбома Спутник 
"Танцы танцевать" стал саундтреком к главной неоакадемической телевизионной программе "Демо" Викентия Дава? 

Валера Алахов: Точно! Все сложилось само собой: с Викентием мы жили по соседству в то время, а познакомились у Тимура на выставках.
Трек чуть-чуть адаптирован к программе, а так - оригинальный. Передача продержалась года два или три на канале 6 тв.
Кстати, только Тимур "тянул" как мог идею объединения всяких "новейших течений",
а самостоятельные проекты разных "новых" - зачастую несостоятельные, а все вместе - это Поп Механика!

Дмитрий Мишенин: Расскажи, какие тайны скрывают твои архивы? К примеру, о вашем сотрудничестве с Кино мне впервые рассказал Георгий Гурьянов, и о том, что оригиналы записей хранятся  у тебя. Для меня это была удивительная информация - что две такие разные группы сотрудничали, когда Цой снимался в кино, и создали целый альбом. Ну, историческая справедливость восстановлена, и Старт: Новые композиторы с Кино - увидел свет. А теперь впервые на одном виниле издан весь ваш персональный хит-парад "Спутник". Может быть, есть еще какой-то неизвестный альбом Новых композиторов? Или запись вашего живого выступления с какого-то культового мероприятия? Или колаборации с Ино или группой Фантом Миши Малина? А может быть, вы пробовали что-то делать со Славой Задерия, с которым, я знаю, ты был хорошо знаком. Расскажи мне о записях, о которых мало кто знает. И которые хранятся у тебя и ждут часа быть изданными.
 
Валера Алахов: Наши записи с 1984 - множество кассет и ранних альбомов.  Конечно, важным событием в 1985-м стала запись авангардного альбома с Сергеем Курехиным  в Популярной Механике “Insect Culture”, изданного на  ARK records UK в 1987 году. А с музыкантами группы Кино в тот же год был записан альбом "Старт". Вот с Михаилом Малиным и другими музыкантами были заходы на проекты, но до конца они, к сожалению, не получались, - все осталось лишь отрывками и набросками.
Своего часа ждет издание нашего самого веселого альбома "Именно сегодня и именно сейчас",  записанного с 1987 по 1989 год на 4-х канальной студии.  Оригиналы сохранились. Планируем новое переиздание "Контакты третьего рода" 1989 года. Я считаю, что те годы были самыми творчески насыщенными для всего нашего коллектива! Нас было больше, мы были молоды, полны идей и энтузиазма!
Да, и еще ждем переиздание на виниле культового альбома "Астра" 1996 года, вроде как он на производстве уже…
Правда, все переиздается небольшими тиражами, но очень качественно сделано от начало и до конца, что большая редкость для нас самих.
Если подвести итог наших наиболее известных и знаковых  альбомов конца прошлого века, то это: "Insect Culture" 1987 UK - как самый авангардный проект,
"Sputnik" 1990-94 UK-Holland, где мы стали "пионерами техно", и экспериментальный эмбиентный альбом  "Astra" 1996 Finland, который стал культовым проектом как для художников, так и для психоделических рейверов конца 90-х.

 img_2333.jpg
 Продолжение следует...

 
comments powered by Disqus