Блог Димы Мишенина

Антифауст.

Антифауст.

История неизвестного саундтрека к потерянному фильму.

Одной из наиболее известных историй в российском кино потерянного на долгие годы фильма — история российского фильма «Мастер и Маргарита». Который на долгое время с 90-ых годов был спрятан одним из продюсеров и его охранником.
 
Хранение пленки было доверено начальнику службы безопасности «ТАМПа» Валерию Тарасову, который после того, как их надежно спрятал, внезапно умер…

Со временем фильм все-таки нашли и официально выпустили на экраны, спустя 15 лет после создания.
Однако, несмотря на разборки по авторским правам, в плохом качестве он все-таки существовал все эти годы.  Копия в низком разрешении была доступна в интернете. Даже в полной, 4-х серийной версии, а не сокращенной "театралке", в результате увидевшей свет. 
 
Но фильму, о котором пойдет речь ниже, повезло гораздо меньше. Прошло уже почти 25 лет с его создания, а все, что о нем известно, — краткое содержание. 
История падшего ангела Гильберта, который возвращается на землю со страшной миссией — убить собственную дочь...

Сохранилось фото исполнителя главной роли и  немного кадров из ленты, которую практически никто видел.  
antifaust01.jpg
От этого наша история приобретает статус уникальной. Фильм есть, но даже трейлера к нему не найти. Остались только фрагменты воспоминаний и музыки. Как любитель до всяких арт-археологических редкостей я не смог отказать себе в удовольствии побеседовать с одним из участников проекта,  автором саундтрека к фильму, композитором Олегом Костровым. 
 antifaust02.jpg
Дмитрий Мишенин: Олег, когда, где и от кого ты впервые услышал о проекте "Антифауст"?

Олег Костров: Дима (Баранов), который работал на ленинградском телевидении, познакомил меня с режиссером Георгом Фризеном, разыскивающим молодых прогрессивных музыкантов для саундтрека. Он же и предложил Малина, но Малин не подошёл со своим эмбиентом и вместе с Лидией Кавиной ... а тут попались мои первые треки в стиле трип-хоп, которые были написаны в студии Малина, и они по характерности подошли режиссеру.
 antifaust03.jpg
Д.М.: Баранов — это тот самый режиссер который снимал тебя первым в клипе то ли Фантома, то ли Нож для фрау Мюллер? Что-то в стиле сериала "Капитан Пауэр и солдаты будущего" на пятом канале? Расскажи, пожалуйста, подробнее... 
 
О.К.: Клип на песню Фантома. Я мало уже, что помню: лазили по заброшенным зданиям и заводам, все в стиле питер-андерграунд .... "Ножи" в прежнем составе там также  снимались. Дима или Миша — кто точно позвал — увы, не помню...
 
Д.М.: Принцесса, 1993 год.

Там, кажется, снимался Клипса, Кузик. Земляникин, Гитаркин, Микшер, Малин, ты — кто? В маске? Девушка — это жена Гитаркина? Всех узнаешь?
 
ОК:  Да, это его бывшая жена Наташа, она  работала в стриптиз баре, а потом уехала в Германию ... я в маске, да. Точно помню, что снимался там. Последний раз видел Диму Баранова как раз на съемках этого клипа Фантома  "Princess" в ночном в каком-то ДК. Дело кончилось повальным употреблением наркотиков, так что сняли очень мало в ту ночь.
 
Д.М. А это вы все вместе, как в клипе, только на концерте?
"Фантом" и "Нож" — одна тусовка?

О.К. Этот концерт прошел под дождем кислоты. Вообще ничего не помню. Только — что семплы делал на семплере Миши для него.
antifaust04.jpg 
Д.М.: Выглядит сногсшибательно! Информации о фильме "Антифауст" очень мало. Снят в  1993 году. Режиссер Георг Фризен. В главной роли Виктор Авилов. Мистика, с участием ФРГ.  И что самое удивительное — в титрах: Музыка группы "Фантом". Михаил Малин и Олег Костров.
Кого ты знал из создателей фильма? Только Режиссера Георга Фризена? Что ты запомнил из вашего общения? 

О.К.: Общались мы мало. Пару раз встречались на Мосфильме, скинули запись с 'дата' на пленку 38 скорости. В каталоге "Домашняя кинематика 1918-1996" написана более правдивая информация: Россия/Германия, 1993 г. Мистическая авангардная драма, музыка гр. Фантом (Алекс Костров, Миша Малин) Я в Москве жил у разных людей все в это время, употреблял наркотики ...Да и не знали мы, что нужно этому странному режиссеру.
antifaust05.jpg
Д.М. Олег Гитаркин принимал участие в создании саундтрека к этому фильму? Или даже Миша Малин не принимал?

О.К.: Никто из них не принимал — все я делал. Возможно, какие-то прежние работы Миши с Лидией Кавиной Георг и взял в фильм, я не в курсе.
 
Примечание: Лидия Кавина — родственница Льва Термена, изучившая игру на терменвоксе под руководством непосредственно изобретателя инструмента. Участвовала в записях саундтреков к фильмам Тима Бертона «Эд Вуд» и Дэвида Кроненберга «Экзистенция». Позже играла в группе Мессер Чупс Олега Гитаркина.
antifaust06.jpg
Д.М.: Было ощущение, что это второй "Господин Оформитель", и ты занял место Сергея Курёхина на новом витке? Фильм ты где-то увидел перед тем, как сочинять для него музыку? 

О.К.: Курехин был музыкальным руководителем Гитаркина, а я его не очень-то и слушал, потому как всегда отличался антипатией к музыкальным руководителям. Вряд ли между этими фильмами есть какая-то связь, я ее, во всяком случае, не вижу. Это были первые музыкальные вещи, которые я сделал на семплере E-MU -1,
а вдохновения и новизны было и без Курехина вокруг навалом.
 
Д.М.: А что это за семплер?
 
О.К. : Большинство инструментов Миши Малина были привезены из Лондона. Энфи подарила Мише семплер, на котором работали в то время группа Депеш мод. Энфи, жена Брайана Ино, у Миши с ней был роман.
 
Д.М.: На странице Кинотеатр, посвященной фильму, кто-то написал: «Удивительно...мы к этому фильму музыку делали в 92м... интересно посмотреть...спустя столько лет...тогда его не было возможности увидеть.» Подписано "Антон Фантом".
Кто бы это мог быть, как ты считаешь? Ваш третий соавтор с Мишей? 

О.K.: Этот "соавтор" — мерзейший тип. Его интересовали только наркотики, поэтому он и отирался вокруг Миши, заменяя меня, когда я был в Москве, иногда он был кем-то на сцене с Мишей. Пока были наркотики, он тусовался где-то поблизости, но когда они исчезали, — и он исчезал.... Антона видел всего несколько раз, так что не очень-то мне запомнился этот парень. Типичный наркоман вроде Димы Рыжева .. много тогда крутилось таких антонов вокруг нас.

Д.М.: Интересно, а замечательный Антон, который выложил на youtube редкие видео с группой "Фантом" и "Нож для Фрау Мюллер" тот же самый человек о котором ты так критично высказываешься или другой? Ну да ладно. Оставим ваши разборки внутри группы. Вернемся к кино. Где, когда и под каким названием выходила музыка к фильму "Антифауст"? Как назывались треки и где их можно услышать онлайн? 

О.К.: диск назывался "Время вперед". Названий треков в этой компиляции я не помню. Там точно было 3 моих трека, кто был еще — не помню никого, кроме "Новых композиторов". Я знаю, что Стас Силкин выпускал этот диск, очень  редкий ...
 22882561_1413973491991144_1114548102_o.jpg
(Примечание: Благодаря брату Стаса, Константину Силкину, любезно оцифровавшему альбом, мы теперь можем послушать онлайн фрагмент саундтрека к фильму «Антифауст» из трех треков и даже узнать их оригинальные названия)

Д.М.: Расскажи, пожалуйста, на каком фоне происходили съемки и работа над фильмом "Антифауст"? Ты жил тогда между Петербургом и Москвой? Был участником группы "Фантом"? Или уже и "Нож для фрау Мюллер"? Где выступал? Как член группы или уже как диджей?

О.К.: Жил я у Малина, на Блохина (Петроградка), там же мы и записывались, в маленькой комнатке в коммуналке. Спали в две смены: кто-то работал в студии, а кто-то спал. С Мишей играли на вечеринках как "Фантом", иногда к нам присоединялся обкислоченный  Кирилл Спечинский ("Внезапный сыч")  Примерно тогда же начали проект с Олегом Гитаркиным ("Нож для Фрау Мюллер"), к тому времени я делал для него разные брекбитовые заготовки для выступлений, намечали альбом "Гипер Утесов".

Д.М.: До саундтрека "Антифауст" ты записывал с Мишей Малиным единственный и неповторимый альбом группы "Фантом"? Как он назывался?  Можешь о нем рассказать немного и его записи? Это была ранняя психоделия девяностых? 

О.К.: Назывался он "Psychotropic party" — психоделические тексты и музыка, образы из кинофильма  "Трон", который мы к тому времени с Мишей смотрели не один раз. По стилю это была смесь техно и эсидхауса. Вместе сводили звук. Голос, помню, записывали там же, в закутке из одеял. Миша тогда постоянно употреблял "энжел даст"...Миша сам исполнял песни — тексты все его, а я помогал с музыкой. Вышел альбом на CD небольшим тиражом —  1000 штук всего. Я не помню, кто точно выпустил. Этот период моей жизни — какой-то сплошной размытый в памяти трип...

ДМ.: Ты мало помнишь, потому что все это очень давно было, или ты был все время под чем-то? Просто никто ничего толком не рассказывает, и в итоге — ноль информации и о Фантоме, и о тебе в тот период в его составе. А ведь есть, о чем рассказать! Живут люди в Петербурге. К ним благоволит жена Брайана Ино, и Миша — чуть ли не отец ее ребенка, вы делаете саундтрек к полному метру "Антифауст" в тот момент, когда кино практически не существует в уже развалившейся стране. Вокруг нищета, а вам  удалось снимать видео клипы "Фантома" и "Ножа" в 90-ых и показывать по ТВ. Неужели все стерто из памяти?

О.К.: У меня в 1997 году случилась амнезия после приема веществ. Я заново учился говорить и провел 3 месяца в "третьем пути" у Бори Раскольникова, который мне помогал и учил разговаривать...
 
Д.М. : Так… Теперь понятна твоя немногословность. Тебе не поступало предложения сняться в фильме "Антифауст"? Как снимались тогда все симпатичные богемные персонажи из вашей среды:  диджей Гаврила в фильме "Посвященный" или Костя Гончаров в "Жертве для императора"…
 
О.К.: Ты и Магда Кроули — вы были первыми.
 
(Примечание: Речь идет о фильме «Сталинская кислота», в котором Олег Костров впервые появляется на киноэкране в роли ученого, занимающегося психоделическими экспериментами в СССР)
 
Д.М.: Что ты знал о сюжете фильма "Антифауст", и видел ли ты что в итоге получилось? Был ли какой-то закрытый показ хоть раз или какие-то авторские копии? 
 
О.К.: Не было никаких показов. Я в законченном, смонтированном виде так и не увидел фильма, как и авторских копий. Была нарезка для музыки, вот в таком формате я и видел этот фильм, таким он и остался в моей памяти —  не связанные сюжетом отрывки. Где-то у Гитаркина они остались на видеокассете.
 
Д.М.: Сколько вам заплатили за "Антифауста"? И куда вы дели деньги? 
 
О.К.: 100 долларов заплатили мне, и Мише — столько же. На что потратили? На наркотики, само собой.
 
Д.М.: Ну, да. Глупый вопрос, что уж... Было интересно почему фильм так и не вышел? Ходили какие-то слухи, почему все так произошло? Ты интересовался или я первый, кто о нем вспомнил? 
 
О.К.:  Фризе снял на крошечный бюджет  фильм и увез его в Германию — вот и вся история. Этот Фризе был странным человеком: у него была навязчивая идея — снять фильм с крутыми актерами, на Мосфильме и непременно супер-авангард, как у Бунюэля!
Но, увы, он остался в андеграунде — Фаустов было так много к этому времени, и их антипод не имел никаких шансов на громкий успех.
 
Д.М.: Что потом случилось и с Фризе, и с фильмом — ты не знаешь.  А что было с твоей карьерой в группе "Фантом" и Мишей Малиным после "Антифауста"? 
Почему ты ушел в "Нож для Фрау Мюллер"? Гитаркин тебе заменил на какое-то время Мишу? Или это была коллаборация другого рода? 
 
О.К.: Какое-то время я еще работал в Питере с Малиным, делал минуса для "Ножей", а затем переехал от Миши в сквот-мастерскую художника Виктора Тузова, который тогда уже болел и почти все время лежал. А  от него уже перебрался в Москву. "Гиперутесова" я делал  уже в Москве, в клубе Титаник , где обитал и где находилась моя студия.
Малин был старше, а Гитаркин — как раз моего возраста, поэтому общение было разным: Гитаркину были интересны новые проекты, а Мише — не очень.
 
Д.М.: Скажи, почему записав только один альбом и не будучи известным, Малин остается звездой андеграунда? Что это был за человек? Откуда такое влияние на семью Брайана Ино? И почему так резко оборвалась его жизнь? 
 
О.К.: Тут сложно сказать, почему его жизнь резко оборвалась ... Больницу и все, связанное с ней, я не застал. Но все, что хотел, к чему стремился — он получил. Конечно, если честно, последний год его жизни был не из лучших. Известен Миша был из-за сборника Брайана, а вовсе не из-за кучки сумасшедших концертов в Питере и Москве. Да, у Миши были отношения с Энфи, женой Брайана, который был в курсе всего происходящего, и никак на это не реагировал, не рефлексировал. Энфи дарила кучу музыкальных примочек и инструментов, которые Миша, в конце концов, постепенно распродал в последние годы жизни... 
 
Д.М.: И последний вопрос. Многие из старых электронщиков сейчас переиздают свои раритеты. У тебя сохранились какие-то неизданные материалы, сделанные с Малиным? Хочешь переиздать ваше творчество? И в каком виде:  на виниле, ремастеринг или ремиксы? 
antifaust07.jpg 
О.К.: К сожалению, ничего у меня Малинского  не осталось, выходил он до меня в сборнике Брайана Ино "Music for films 3" еще в 80-ых ...
 
Несколько лет назад я предложил Гитаркину сделать Малинский трибют, но особым желанием он не загорелся, да и материалов в должном количестве нет, ресурсов, источников — вся студия вместе с дат-кассетами была продана после смерти Малина.
 
Комментарий от Олега Гитаркина: 
 
Прочитал интервью, добавить мне особо нечего, но Костров многое путает. Например, то, что моя жена якобы уехала в Германию: она в Мексику уехала, а не в Германию. И в Антифаусте был и наш с ним совместный трек "Волосы" с Марлен Дитрих — там я играл на гитаре хеви метал риф пиццикато, наложенный на луп с группы Крафтверк.
Дима Баранов, режиссер, снимал программу "Арт-обстрел", куда и пригласил нас с Малиным.
Я знал Диму Рыжего, кажется он был голубой и у него были рыжие волосы, а фамилия у него была Жуков, по-моему.
Малин же жил с родителями в коммуналке. Там большая квартира была с соседом ментом, но у Миши своя комната была, и позже он соединил ее с другой комнатой, доставшейся от соседа, который умер, и Миша стенку сломал. 
Всю студию действительно после смерти Малина продал его папаша.
На этом и сказке конец…

P.S. Для всех кого заинтересовал этот материал - бонус трек группы "The Fantom" из саундтрека "Антифауст", 1993 года - Solenoids в высоком качестве. 

 
comments powered by Disqus