Mira Festival, Барселона Читать далее
Джей Люмен (Jay Lumen) Путешествие, которое не оставляет равнодушным Читать далее
Hello Flow 2019 Читать далее
4-5 августа: «Планета K-30» — масштабное событие от команды Roots United Читать далее

Жидкое небо – 2

Этой зимой и весной в Соединенных Штатах Америки, между концертами Andrew W.K. и Broken Bells в самых модных местах общественного отдыха, снова с успехом демонстрируется культовый фильм модников и наркоманов 80-ых годов «Жидкое небо». Слухи о том, что его автор, Слава Цукерман, запускает продолжение, никогда не были такими правдоподобными. Разобраться в этой истории и решил друг и коллега американского кинорежиссера – Дима Мишенин, создатель арт-проекта Doping-Pong, а также арт-директор фильма «Игла Ремикс».


жидкое небо, фильм жидкое небо, смотреть фильм жидкое небо, цукерман, слава цукерман, цукерман фото

Дима Мишенин: «Жидкое небо – 2» будет на 3D экранах? Ты будешь его снимать в 3D? Расскажи о своей любви и перспективах 3D кинематографа. Он сейчас переживает бум в России. В 3D и ИМАКС раскуплены все билеты на неделю вперед, тогда когда обычные кинотеатры пустуют. Что происходит? Ведь стерео кинотеатры были не нужны еще в 80-ых... А сейчас на них бум! Еще вчера стереотелевизоры были чем-то научно-фантастическим... А сейчас они стоят в «Азбуке вкуса», показывая рекламные ролики, и все вокруг начинают говорить о революции сходной с HD Эволюцией...

В продаже на Амазоне появились профи-камеры и любительские мыльницы со стерео эффектом...

Слава Цукерман: Здесь два вопроса. Первый – собираюсь ли я снимать сиквел к «Жидкому небу»?

Я действительно думаю сейчас о съемках «Жидкого неба – 2». Мне и раньше много раз предлагали его снимать многочисленные продюсеры из разных стран. Я отказывался от всех предложений. Каждый раз находил какой-нибудь повод отказаться. Я вообще отношусь к съемкам сиквелов без особой симпатии. Мне кажется, что гораздо интереснее снимать новое кино, чем продолжать старое. Однако недавно случилось маленькое мистическое событие, которое заставило меня задуматься. В комнате, где я работаю, всю стену занимают стеллажи с книгами. Потолок очень высокий, и на верхней полке под самым потолком лежит «летающая тарелка», та самая, что снималась в «Жидком небе». Размером немного больше обеденной тарелки. На этом месте она пролежала неподвижно 26 лет. Явно не хотела больше летать. И вот на днях, совершенно неожиданно и безо всякой видимой причины, тарелка сорвалась со своего места. Не знаю, летала ли она по комнате, дома никого в этот момент не было. Мы нашли ее на полу. Я и подумал: не настало ли время ей снова полетать?

Ну, а если говорить серьезнее, история, как известно, развивается по спирали, и наконец наступил момент, когда новый виток спирали максимально приблизился к эпохе «Жидкого неба». Все вокруг стало очень похожим на «Жидкое небо». Достаточно взглянуть на костюмы и манеры Леди Гага. Вчера я купил книжку «Британские модельеры». В книге представлены костюмы 27 современных модельеров. Такое впечатление, что все они обучались на съемочной площадке «Жидкого неба». Вот я и решил, что время для «Жидкого неба – 2», пожалуй, настало. Веду переговоры с несколькими продюсерами. Пока рано говорить о том, будет ли «Жидкое небо – 2» 3D. Это будет зависеть от многого, в том числе и от пожеланий будущих дистрибьюторов. И, конечно же, от того, каким получится сценарий, который пока еще не написан. На сегодняшний день я склоняюсь к идее 3D.

Второй вопрос, как я вообще отношусь к 3D? Стереокино привлекало меня с раннего детства. Я не пропускал тогда ни одного советского стереофильма. Но стереокино в России не прижилось. Казалось, причина была в том, что в СССР был выбран безочковый вариант стереокино. Вследствие этого экраны были маленькими и неимоверно дорогими, кинотеатров было мало, и смотреть фильмы было очень неудобно: зритель не должен был двигаться в кресле – каждое его шевеление нарушало стереоэффект.

Приехав в Америку, я убедился, что и в Америке стереокино не прижилось, хотя американское кино смотрели в очках, что позволяло использовать экраны любого размера, а зрители могли принимать в кресле любые позы. Время от времени старые стереофильмы показывали в американских кинотеатрах и в 70-ые, и в 80-ые годы, иногда устраивали и их фестивали. Так что я многие из них видел.

И мне думается, я понял, почему не прижилось стереокино. Зритель стереофильма как бы изолируется от остальной публики. Зрителю кажется, что действие на экране происходит только для него одного. Если с экрана вылетает птичка, она летит к носу отдельно взятого зрителя, и каждому отдельно взятому зрителю кажется, что именно к его носу. Таким образом уничтожается главное преимущество кино перед телевидением – коллективное восприятие зрелища. В 60-ые, 70-ые годы 20-го века, в битве с развивающимся и побеждающим телевидением, кинематографисты активно осваивали новую технику – разную, не только стереокино. Привился широкий экран, позволяющий показывать более монументальные зрелища, собирая в зале гигантские толпы, как на рок-концерте или спортивных состязаниях. А стереокино, не объединяющее зрителей в единую толпу, а разъединяющее их, не привилось.

Однако уже в старых американских стереофильмах я заметил один очень впечатливший меня эффект, которого в советских стереофильмах не было. Эффект этот сильно зависел от величины экрана, а советские стереоэкраны были маленькими. Приближая объект съемки к лицу зрителя, стереокино давало возможность рассмотреть его необычайно подробно, как под увеличительным стеклом.

Стараясь подчеркнуть, прежде всего, трехмерность пространства, кинематографисты выбирали чаще всего для 3D фильмов сюжеты, в которых главную роль играли не крупные планы и детали, а движения или ужасы. Мне же больше всего понравился тогда единственный снятый на 3D мюзикл – «Поцелуй меня Кэт», Кола Портера. Ощущение было такое, будто я стою на театральной сцене вместе с актерами, и Энн Миллер, танцуя, проносит свою великолепную ногу прямо перед моим лицом и целует именно меня – ее глаза, ее губы были так близко, что казалось я чувствовал ее дыхание.

Качество киноизображения продолжало с годами улучшаться, и наконец появился ИМЕКС, в котором эффект 3D соединялся с максимально возможным качеством изображения. Переход кинематографа с пленки на цифровую технику резко упростил технику съемки стереокино. К этому добавились и неограниченные возможности цифровых комбинированных съемок и анимации. Так возникла техническая база для возрождения стереокино. А одновременно возникла и потребность в новом виде массового зрелища. Быстро развивающийся интернет вырывает кинопрокат из рук традиционно работающих кинематографистов. Зритель перестает не только ходить в кинотеатры, но и покупать DVD – ведь загрузить почти любую картину из сети можно бесплатно или почти бесплатно. Чтобы вернуть зрителей в кинотеатры нужно делать зрелища как можно более монументальные и необычные. Тут пригодилось и стереокино.

«Аватар» – наиболее яркий пример использования недавно появившихся новых возможностей кинотехники. Здесь и анимация, и удивительные комбинированные съемки, и, главное, сочетание монументальности зрелища с вниманием к мельчайшим деталям изображения, максимально приближенным к глазам зрителей.

Так что сейчас – самое время снимать 3D фильмы.

Дима Мишенин: Скажи, с чем ты связываешь то, что каждый показ твоего культового фильма уже в течение 30 лет сопровождается в кассах табличкой «Все билеты проданы». Где это было в последний раз?

Слава Цукерман: В этом году были показы в Лос-Анджелесе и в Нью-Йорке. Не только все билеты были проданы, но и все проходы в зале были забиты, как в автобусе в часы пик. Вопрос о необычной живучести фильма мне задают все время и везде. Конечно же, на него скорее должен отвечать не я, а киноведы.

На днях мне случилось перечитать старую лекцию Наума Клеймана об Эйзенштейне. Клейман пишет: «Конечно, он делал отнюдь не только современный ему фильм. Он делал фильм, если хотите, общечеловеческий и вневременной, или – общевременной. Без этого ему было просто неинтересно». Наверное, и мне иначе было бы неинтересно.

С одной стороны, я хотел в одном фильме, в одном метафорическом сюжете объединить все основные мифы нашей цивилизации: секс, наркотики, рок, пришельцев из космоса и прочее. Цивилизация наша мало изменилась за последние 25 лет. И мифы и проблемы всё те же. Может поэтому, интерес к картине не пропал.

С другой стороны, я смотрел на нашу цивилизацию со стороны, как бы из вневременного пространства. Я делал фильм о современности так, как бы я делал фильм о древнем Египте. Может поэтому, фильм живет вне времени.

Дима Мишенин: Кто сейчас – зрители твоего кино, и как публика изменилась за это время?

Слава Цукерман: Публика такая же, как 25 лет назад – в основном молодежь: старшие школьники, студенты, молодые специалисты. На первый взгляд, публика не изменилась, но это или новое поколение, или те, кто видели «Жидкое небо» когда-то школьниками, а сейчас выросли. И реакция этой новой публики на фильм, конечно же, отличается от реакции зрителей в 83-ем году. Она бурнее, веселее, восторженнее. Первые зрители смеялись, но и немножко стеснялись, не все были уверены, как надо реагировать. Они были в шоке. Язык искусства пост-модерна с его самоиронией тогда только зарождался. Зрителей задевало «Жидкое небо», но они не всегда могли понять почему. Многие потому и смотрели помногу раз, старались понять и с каждым просмотром открывали, как они утверждали, что-нибудь новое.

Когда через десять лет появился фильм Тарантино «Бульварное чтиво», зрители были уже гораздо более готовы воспринимать подобный язык. А сегодня они понимают всё, и зал громко выражает свои чувства от первой до последней минуты картины.

жидкое небо, фильм жидкое небо, смотреть фильм жидкое небо, цукерман, слава цукерман, цукерман фото

Дима Мишенин: Однажды ты мне сказал красивую фразу: «Как-то в юности по бедности я написал рассказ». А потом уточнил, что не написал. Про инопланетян рассказ не написал, про то, как им неинтересно отвечать на сигналы из космоса. Не написал. Зачем? Как и инопланетяне не стали отвечать высшим разумом на сигналы судьбы.

Скажи, тебе не кажется, что ты режиссер будущего, который снимает свой блокбастер силой мысли и внутренним взором, проецируя на небеса с помощью чуда техники?

Слава Цукерман: Слова ты употребляешь красивые и громкие. Вообще-то, мне кажется всё проще. Будущее многим интереснее настоящего, и смотреть на нашу жизнь из будущего интересней. Это не всегда приносит художнику радость. Первую пьесу Чехова, «Чайку», первые зрители вообще не поняли. Затем, через некоторое время в постановке МХАТ она вызвала восторг столичной интеллигенции. А большинство россиян Чехова тогда считало второстепенным писателем. Потапенко ценили больше. Сегодня Чехов второй по популярности драматург мира, после Шекспира.

Не побоюсь быть банальным и процитирую миллион раз цитированные слова Пастернака о том, что художник должен «услышать будущего зов».

Мне кажется, я старался.

жидкое небо, фильм жидкое небо, смотреть фильм жидкое небо, цукерман, слава цукерман, цукерман фото

Дима Мишенин: Скажи, правда, что в «Жидком небе – 2» будет цифровая дистрибьюция фильма. И если хочешь узнать концовку моего фильма, пришли мне 3 доллара. Слава Цукерман? И для того чтобы исключить пиратов, концовок будет много, так что всегда будет интересно заплатить и узнать еще новый вариант?

Слава Цукерман: Пока всё это фантазии и предположения. Будущее покажет.

жидкое небо, фильм жидкое небо, смотреть фильм жидкое небо, цукерман, слава цукерман, цукерман фото

Дима Мишенин: Осенью готовится премьера расширенной версии последнего блокбастера СССР «Игла Ремикс». Он дополнен новыми кадрами и новой музыкой. Как ты считаешь, станет ли ремикс новым жанром в кино, как стали римейк, приквел и сиквел. Во времена ютуба и виджейских миксов, а также большого экономического кризиса и дефицита настоящих героев, идея ремиксов на культовые фильмы – просто непаханое поле...

Слава Цукерман: Мне эта идея очень нравится. Насколько мне известно, она пока не вышла за пределы России. В Америке ее проталкивать довольно трудно. Сегодня американские прокатчики не верят в театральный прокат не только старых измененных фильмов, но и даже новых. Много фильмов снимают, с самого начала рассчитывая только на телевидение и DVD. Показ в кинотеатрах рассматривается скорее как расход, чем доход. Возможно у идеи ремикса больше будущего в интернете, чем в кинотеатрах.

жидкое небо, фильм жидкое небо, смотреть фильм жидкое небо, цукерман, слава цукерман, цукерман фото

Дима Мишенин: Не хочешь сделать ремикс на «Жидкое небо»?

Слава Цукерман: Сейчас у меня идут разговоры с прокатчиками о повторном выпуске на экран «Жидкого неба». Не только на DVD, но и в кинотеатрах. Прокатчики хотят выпускать удлиненную версию фильма, вставив ранее неиспользованные эпизоды. Я предлагаю, кроме того, выпустить фильм частично в 3D. Это близко к идее ремикса, и такое решение явно имеет коммерческий смысл, поскольку каждый фанат захочет еще раз посмотреть фильм в 3D. Парадоксальным образом прокатчик пока отвергает эту идею, утверждая, что, по его мнению, переделывать фильм, ставший классикой, – кощунство.

жидкое небо, фильм жидкое небо, смотреть фильм жидкое небо, цукерман, слава цукерман, цукерман фото

Дима Мишенин: Расскажи о том, где ты любим больше – в Токио, Москве, Нью-Йорке или Амстердаме? Какая публика более восприимчива сейчас к твоему фильму?

Слава Цукерман: Я сейчас разъезжаю по свету не так уж часто, и отвечать мне на этот вопрос трудно. Когда фильм вышел, особенным успехом он пользовался в Японии и в Германии, может быть, даже больше, чем в Америке. Японцы выпускали «Жидкое небо» на свои экраны дважды, с перерывом примерно в 15 лет. И оба раза с огромным успехом. Японский дистрибьютор уверял меня, что ни один фильм не повлиял на нынешнее поколение японцев больше, чем «Жидкое небо».

Хотя и в Америке «Жидкое небо» побило все рекорды сборов, продержавшись на экранах без перерыва почти четыре года. Большой успех был также во всех англо-говорящих странах: Англии, Канаде, Австралии (в которой зрители назвали «Жидкое небо» лучшим фильмом года). В этом году, когда был просмотр в Нью-Йорке, устроители просмотра в своей рекламе написали: «Тот, кто не видел «Жидкое небо», не может считать себя ньюйоркцем».

Кажется, трудно быть более восприимчивым к фильму, чем сегодняшняя американская публика.

жидкое небо, фильм жидкое небо, смотреть фильм жидкое небо, цукерман, слава цукерман, цукерман фото

Дима Мишенин: Когда нам ждать переиздания на DVD, блю-рей и HD оригинального «Жидкого неба»? Ведь еще не было такого релиза? И будет ли оно совмещено с выпуском на экраны «Жидкого неба – 2»?

Слава Цукерман: Думаю, новые DVD и блю-рей появятся очень скоро.

жидкое небо, фильм жидкое небо, смотреть фильм жидкое небо, цукерман, слава цукерман, цукерман фото

Дима Мишенин: Скажи, сколько сценариев «Жидкого неба – 2» тебе предлагали? Сколько идей? Можешь привести пару-тройку примеров и слухов, о чем оно может быть?

Слава Цукерман: Предлагались идеи и сценарии самые разные. Но все они казались неприемлемыми. Один молодой человек из штата Канзас прислал сценарий под названием «Лиловые губы». Там панковатые девочки носились на роликах по городу и совершали не очень благовидные поступки. Прелесть сценария заключалась в том, что девочки в своих диалогах непрерывно и непроизвольно цитировали строчки из «Жидкого неба». Был и продюсер, который хотел этот фильм финансировать. Потом был сценарий детектива из жизни нью-йоркских художников, в котором преступник повторял сюжетные ходы «Жидкого неба» и поэтому преступление мог раскрыть только следователь – бывший наркоман, знавший «Жидкое небо» наизусть. Я вспоминаю сюжеты максимально отдаленные от сюжета первого фильма. Конечно же, было гораздо больше к нему близких, но они мне казались менее интересными и не запомнились. Поскольку я пока не вполне определился со своими планами и идеями, то слухов на эту тему стараюсь не поддерживать.

Дима Мишенин: Каким инвесторам сейчас наиболее привлекательно вложить деньги в «Жидкое небо»? И в чем разница между ними и теми, кто это сделал тридцать лет назад?

Слава Цукерман: Двадцать шесть (не тридцать) лет назад деньги в этот проект вложил частный инвестор. Мне и сегодня хотелось найти частного инвестора, т. к. идеи и производства, и проката у меня оригинальные, хотелось бы быть максимально независимым. Доходы ведь практически гарантированы. У меня сейчас есть два предложения – оба от больших голливудских продюсеров. Однако идея частного инвестора для меня гораздо более привлекательна.

Утро на кануне показа

Дима Мишенин: Скажи, когда примерно в этом десятилетии у нас есть шанс увидеть новое старое или старое новое кино под твоим именем?

Слава Цукерман: Работаю, работаю, работаю. Вспоминаю популярную в пору моего детства пародию на социалистический реализм: «две смены бессменно стою за станком, две смены бессменно стучу молотком». Так что, надеюсь, результаты будут очень скоро.

жидкое небо, фильм жидкое небо, смотреть фильм жидкое небо, цукерман, слава цукерман, цукерман фото

У кассы. Билетов нет.


 

Один из пиратских сценариев «Жидкого неба - 2» от Димы Мишенина

 

Футуристический мегаполис. Стоит инопланетянин на мосту и наблюдает пешеходный трафик внизу. Он видит толпы людей, идущих с гаджетами уткнувшись в них. Айфоны, блекберри, айпады, нетбуки, псп, геймбои – все в наушниках.

Он наблюдает картину, напоминающую улицы заполненные зомби.

Несмотря на всю экзотичность инопланетянина с огромными миндалевидными глазами и серебристым скафандром, никто не подымает головы и не видит его. Он понимает, что мир захватили инопланетяне-роботы – главные паразиты Вселенной, и он передает об этом сообщение на свою планету.

Инопланетяне-роботы транслировали изобретения в мозг людей столетия назад, когда было изобретено электричество и первые машины.

В результате эволюции людьми и были созданы гаджеты, в каждом из которых и воплотился пришелец.

Они питаются человеческим зрением и вниманием. Высасывают из людей всю энергию через подушечки пальцев, уши и глаза...

Они вторгались постепенно – век за веком. Космос заменил осмос. Медленно просочившись в людской мир, они вытеснили из людей все постороннее: природу, свободу, реальность, которая им мешала поработить мозг и отнять все внимание для себя.

Трансформируясь от радио и ТВ к персональным компьютерам и мобильным телефонам, роботы пришельцы голодали, голодали, пока не объяли все человечество и не приручили человека, как домашнее животное, к себе.

Инопланетянин видит захваченный мир, и все люди, уткнувшись в гаджеты, не видят его. Он похож на человека, который в центре города, где все употребили ЛСД.

И получается – главный глюк видит он, а не они.

Никто не знает о прилете на Землю Иного. Пока он не попадет на ютуб, о его прибытии никто не узнает.

Бороться с гаджетами нет смысла. Все торчат на них.

Они синтезировались с человеком и создали нео-симбиоз.

Просто этого никто не увидел... не заметил...

 

Начался Электронный Апокалипсис.

Такие вещи, которые казались незыблемыми, как секс или еда, или живое общение ушли на второй план, а потом на третий...

Ясно, что они будут заменены на источник питания и центр удовольствия нового синтезированного с машиной биоорганизма – HOMO GADGETUS.

 

Инопланетяне-гаджеты имеют цель стереть разницу между мужским и женским. И когда это удастся, человеческая цивилизация закончится. Разницу они затирают в мозгу, производя искусственных качков и силиконовых женщин, создавая пропасть между существами реальными и виртуальными.

Только один персонаж – хороший инопланетянин – видит естественным зрением своих инопланетных глаз, неиспорченных электронным дисплеем, настоящую картину мира.

Его антагонисты – гаджеты – празднуют победу над некогда живой планетой, теперь погруженной в имитацию жизни.

Теперь только герои люди, на ломках от электронной зависимости, мужчина и женщина, и конфликт между ними, и победа одного над другим смогут спасти цивилизацию Спартака, Распутина и Гагарина от цифрового нашествия из открытого космоса.

 

Москва – Нью-Йорк, весна 2010