Mira Festival, Барселона Читать далее
Джей Люмен (Jay Lumen) Путешествие, которое не оставляет равнодушным Читать далее
Hello Flow 2019 Читать далее
4-5 августа: «Планета K-30» — масштабное событие от команды Roots United Читать далее

ИЗЯЩНЫЙ МИКРОМИР ISOLEE

Спустя пять лет, наконец-то, вышел в свет новый альбом музыканта Isolee. Житель Гамбурга, Райко Мюллер, продолжает развивать свою тематику с минималистичным звучанием, хотя и ушел с лейбла Playhouse на лейбл DJ Koze – Pampa Records.


Действительно ли хаус находится в стагнации? Как ни удивительно, но жанр, некогда находившийся в авангарде электронной музыки, сейчас оживает лишь при взаимодействии с диско или старым чикагским хаусом. Если действительно такая тенденция есть, то Тиво Говард (Tevo Howard) или Tensnake – все-таки не про будущее. Скорее это своего рода ностальгия по прошлому танцевальной музыки, что, согласитесь, не очень хорошо.

Райко Мюллер, известный больше как Isolee, и у которого совсем недавно, после довольно долгого перерыва, вышел третий альбом под названием «Well Spent Youth», к таким ностальгическим тенденциям практически не имеет никакого отношения. «В последние пару лет такое состояние дел, когда вокруг все ахали и охали по поводу классической хаус-музыки, меня сильно удивляло, потому что все вдруг заинтересовались музыкой, которую я слушал чуть ли не в детстве. Почти никто ведь не задается вопросом: «Почему мы возвращаемся к музыке того времени?» У самого Райко Мюллера, сорокалетнего жителя Гамбурга, на это есть свой ответ, который выдает в нем скептика: «Скорее всего, потому что сегодня становится все сложнее придумывать что-то новое, как это было в 1998 или в 2000 году, когда для меня все было в новинку».

isolee

Когда все для него было в новинку, он выпустил свой дебютный альбом «Rest» и свой главный хит «Beau Mot Plage», который сейчас с полным правом можно называть классикой. И альбом, и его хит запустили в мир новые импульсы, вдохновив немало музыкантов и диджеев. Правда, сегодняшняя ситуация Мюллера несколько отрезвляет: «Я не хочу сказать, что теперь не появляется ничего нового, но становится труднее что-то придумывать, что-то такое, что могло бы обогатить жанр электронной музыки, а не просто делать какую-то свою вариацию какого-то существующего звучания». В принципе это он понял уже, когда выпускал свой следующий, очень популярный, альбом «We Are Monster» в 2005 году. Вместо того чтобы продолжать дальше создавать вариации на тему меланхолически-минималистических глитчей, он попытался срифмовать тему диско, при этом не затрагивая тему «ретро». Альбом, над которым Мюллер работал последние пять лет, стал своеобразным жестом раскрепощения: не сделать очередной «Beau Mot Plage» и не стараться кому-то понравиться. И это, надо сказать, ему удалось. Больше всего «Well Spent Youth» провоцирует на любопытство: куда же дальше двинулся Isolee в 2011 году?

На своем третьем альбоме Мюллер, что называется, идет назад в будущее. Тот самый, его знаменитый глитч, на сломе веков несколько отодвинут в сторону. И ничто здесь не напоминает ни о диско, ни об инди. «С третьим альбомом я снова хотел перекинуть мост к тому, что я делал перед «We Are Monster». Когда я работал над «We Are Monster», у меня сложилось впечатление, что этот альбом должен быть понят многими людьми, большинство из которых слушают не только электронику. Мне кажется, что у меня все вернулось к довольно чистой, без примесей, электронике».

Конечно, это его не удерживало от того, чтобы он задействовал и акустические гитары, вроде баса и барабана, что можно услышать в его треке «Paloma Triste», первом треке на его новом альбоме. Хотя, конечно же, понятно, что прежде, чем попасть в трек Мюллера, они проходят длительный процесс обработки и аранжировки, чтобы в результате не сильно бросаться в глаза. Это по-прежнему компьютерная музыка, причем компьютер здесь в меньшей степени влияет на звучание, чем это выходило раньше. «Речь идет о том, чтобы создавать такую звуковую эстетику, которая бы производила впечатление, что она полностью сделана на компьютере». При более внимательном прослушивании альбома, обнаруживается масса ранее не замеченных деталей, которые, вопреки традиции минимализма, созданы не просто из горсти элементов, а за которыми стоят масса терпения и усидчивости.

Вообще, давно ясно, что в хаус-музыке радикальные перевороты и звуковые революции уступили место микротенденциям, и всяческие инновации в хаус-музыке давно переместились на едва заметный уровень. В творчестве Isolee, наряду со всем его профессиональным подходом к работе, чувствуется сильное желание раздвигать жанровые рамки, постараться найти нечто новое, но при этом сделать так, чтобы музыку узнавали как «хаус».

Мюллер понимал, что работа над альбомом будет непростой, но оказалось, что процесс стал более сложным, чем ожидалось. Из года в год возникали эскизы и проекты, но удовольствия они не приносили. «Мне кажется, что многие, кто занимается музыкой сегодня, придерживаются того мнения, что как только ты закончил работу, так сразу же это нужно издавать. Я же противник этой точки зрения, я постоянно отвергаю различные получающиеся варианты». Самокритика говорит о художественной целостности Мюллера, большой уверенности в себе и ощущения себя в контексте. За это время у Мюллера вышло несколько пластинок на Mule, Dial и Diynamic, с треками, которые понравились, прежде всего, самому артисту.

На своем новом альбоме Isolee отчетливо дает понять, что он не собирается ограничивать себя рамками клуба. Хотя, с другой стороны, он был бы не прочь, если бы его, зачастую противоречиво звучащие, треки могли бы вписываться, пусть и несколько мучая людей свой задумчивостью, в пространства клубных вечеринок. В его музыке электронные и акустические звуки построены таким образом, что невольно задаешься вопросом, а не спутались ли между собой при сведении несколько файлов разом. Для Мюллера такого вопроса не существует. «Я часто так делаю – я рву всякие возможные связи, и потом долго ищу возможность правильной интерпретации. Здесь идея заключается в том, чтобы создавать нечто при помощи компьютера, но чтобы это не выглядело музыкой компьютера».

Но именно такая музыка идеально подходит для Pampa, лейбла его большого друга DJ Koze, музыка которого производит точно такое же впечатление – в которой соединяется не соединяемое. «Well Spent Youth» – это не только прекрасное начало этого года, но и хороший знак для переиздания старых альбомов Isolee. «Действительно, с тех пор как я расстался с Playhouse, идея переиздания моих ранних работ в буквальном смысле витает в воздухе. Скоро, я думаю, мы эту идею реализуем».